Обучение решению текстовых задач – один из самых сложных вопросов начального курса математики. Учащиеся знакомятся с текстовыми задачами с первого класса. Важно учить школьника из урока в урок анализировать текст задачи, выявлять связи между условием и вопросом; сформировать приёмы умственной деятельности (анализ, обобщение, сравнение). В ходе поэтапного обучения решения задач, ребята учатся понимать и видеть математические задания в окружающем мире. Тем самым это даёт богатый материал для развития и воспитания учащихся. Именно при решении текстовых задач младшие школьники получают ту необходимую базу, которая пригодится им в среднем и старшем звене. И ответственность за эту базу, в основном, несёт учитель начальных классов. Именно каждый учитель выбирает путь, по которому детям облегчает понимание задачи.
Задачи урока:
- Образавательные:
- отработать навыки решения текстовых задач с применением формул;
- отрабатывать правила нахождения скорости, стоимости, работы, устанавливать зависимость между различными величинами;
- сравнивать различные виды задач.
- Развивающие:
- развивать навыки устного и письменного счёта;
- развивать умения решать составные уравнения
- развивать воображение, мышление обучающихся.
- Воспитательные:
- воспитывать уважение к предмету;
- воспитывать умение видеть математические задачи в окружающем мире.
Оборудование:
- оформление доски;
- опорные схемы, формулы;
- распечатка уравнений;
- иллюстрации к дополнительной информации.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо много уметь!
И при этом, и при этом,
Вы заметьте-ка, друзья,
Очень важная наука –
МАТЕМАТИКА!
2. Устный счёт
72 : 3 25 36 18
120 : 4 38 24
180 : 5 30 42 29
На доске записаны выражения:
– Что общего в этих выражениях? (Это частные,
делитель однозначное число, делимое чётное
число, делитель увеличивается на 1).
– Какое выражение лишнее? (72:3)
– Почему? (Делимое двузначное число, не
является круглым).
– Найдите значение этих выражений.
– Выбери и подставь из предложенных на доске (3
ученика выходят к доске).
– Какое число следующее? (42)
– Почему? (Значение каждого выражения
увеличивается на 6).
– Подставьте его в один ряд вместе с другими
значениями.
– Из найденных значений составьте наибольшее и
наименьшее восьмизначное число.
– Назовите эти числа. (42.363.024; 24.303.642.)
– Числа, каких классов у вас получились? (Класс
единиц, класс тысяч, класс миллионов).
– А теперь узнайте, на сколько первое число
больше второго? Вычисления запишите в тетрадь. (18.059.382.)
– Какое правило вы применили? (На разностное
сравнение).
– Как решаются задачи на разностное сравнение? (Чтобы
узнать, на сколько одно число меньше или больше
другого, надо из большего числа вычесть меньшее
число).
3. Актуализация знаний
– Давайте вспомним, какие ещё виды задач мы
решали на предыдущих уроках, пользуясь
формулами.
– Что такое формула? (Это верное равенство,
устанавливающее взаимосвязь между величинами).
– А зачем вообще нам нужны формулы?
На доске у меня все формулы перепутаны. Нужно исправить ошибки, используя доказательства.
C = v • t s = t • A A = n • t
(Ученики по очереди исправляют ошибки, проговаривая формулы).
– Кто сформулирует тему нашего урока? (Выслушиваются
ответы нескольких детей).
– Сегодня мы с вами будем закреплять наши
умения решать задачи, пользуясь формулами. А
формулы, которые мы с вами составили, будут
нашими помощниками.
4. Работа по учебнику
– Открываем учебник на странице 49, № 1(а).
– Читаем про себя задачу (затем один ученик
читает вслух).
– О чём говорится в задаче?
– Какой это вид задачи? (Задача на движение).
– Что такое 240?
– А какое расстояние будет между Ярославлем и
Москвой?
– Почему?
– Что такое 4?
– Что такое 3?
– Что нужно узнать в задаче?
– Что нужно знать, чтобы ответить на главный
вопрос задачи?
– Можем мы найти скорость автобуса?
– Какая формула будет нашей помощницей? (Формула
пути).
– Что она нам говорит? (Чтобы найти расстояние
нужно скорость умножить на время, а по правилу
нахождения неизвестного множителя мы можем
найти скорость автобуса; скорость равна
расстоянию, делённому на время).
– Можем ли мы найти скорость поезда?
– Какая формула будет нашей помощницей? (Формула
пути).
– Что она нам говорит? (Чтобы найти расстояние
нужно скорость умножить на время, а по правилу
нахождения неизвестного множителя мы можем
найти скорость поезда; скорость равна
расстоянию, делённому на время).
– А, теперь зная скорость автобуса и скорость
поезда, что мы можем найти?
– Каким правилом мы буде пользоваться? (Правилом
разностного сравнения).
– Где мы сегодня уже применяли это правило?
– О чём оно говорит?
– Переходим к решению задачи под буквой (б).
– Прочитали про себя, затем один ученик читает
вслух с места.
– О чём говорится в задаче?
– Какой это вид задачи?
– Сколько было денег у Димы в копилке?
– Что Дима может купить на эту сумму?
– Сколько Дима может купить машинок на эту сумму?
– А сколько он может купить батареек на эту
сумму?
– Что нам нужно узнать в этой задаче?
– Что нужно знать, для того чтобы ответить на
главный вопрос задачи?
– Можем мы узнать, сколько стоит 1 машинка?
– Какая формула нам в этом поможет? (Формула
стоимости).
– Что она показывает? (Чтобы найти стоимость
нужно цену умножить на количество).
– Но нам не нужно искать стоимость, как же быть? (По
правилу нахождения множителя, чтобы найти цену
нужно стоимость разделить на количество).
– Можем ли узнать, сколько стоит 1 батарейка?
– Какой формулой воспользуемся?
– Зная, сколько стоит 1 машинка и 1 батарейка,
можем ли мы ответить на главный вопрос задачи?
– Какое правило нам нужно вспомнить?
– О чём оно говорит?
– Самостоятельно запишите решение этой задачи в
тетрадь.
– Назовите результат, не называя числа. (Дети
по-разному высказываются, но данное число
напрямую не говорят).
– Посмотрите внимательно на эти задачи и
скажите, что вы заметили?
– Придумай ещё какую-нибудь задачу, которая
имеет такое же решение.
5. Физминутка
– Немного отдохнём и заодно вспомним некоторые
случаи умножения и деления.
– Я показываю карточки, а вы по моим командам
выполняете столько физических упражнений,
сколько у вас получилось в результате).
– Например: попрыгать на левой ноге, на правой,
наклониться, присесть.
6. Самостоятельная работа
– А теперь ребята, я предлагаю вам сделать
небольшие открытия и поделиться ими друг с
другом.
Решение уравнений по вариантам на карточках
(самостоятельно). Находя верно корень уравнения,
ребята получают дополнительную информацию об
этом числе в области окружающего мира и
истории.
1) (200 + 20 • а) : 6 = 60 2) 800 – (у • 8 – 20) = 100 3) (4 • х – 170) : 3 =170
– Корень первого уравнения равен 8.
– Это число говорит нам о том, сколько месяцев
лететь до планеты Марс туда и обратно на
космическом корабле.
– Корень второго уравнения равен 90.
– Это число говорит нам о серебристых облаках,
которые являются самыми высокими на Земле и
проявляются на высоте 90 км.
– Корень третьего уравнения равен 170. Это число
нам говорит о том, сколько лет назад в России был
создан первый паровоз.
7. Разбор домашнего задания
– Прочитайте задачу про себя.
– О чём говорится в задаче?
– Какой это вид задачи?
– Какой формулой вы воспользуетесь при решении
этой задачи?
– О чём она говорит?
– Из данных величин на доске составьте
формулу-помощницу необходимую для решения этой
задачи. (Ученик составляет).
– Эту задачу мы разобрали в классе, а решение вы
запишите дома.
– Итак, давайте подведём итог нашего урока.
– Что такое формула?
– Для чего они нужны?
– При решении, каких задач мы пользуемся
формулами?
– Давайте ещё раз проговорим эти формулы.
– В каких задачах мы ещё встречаемся с формулами?
(В геометрических).
– Назовите их.
8. Выставление оценок. Запись домашнего задания