Открытый урок математики по теме "Решение задач по формулам"

Разделы: Начальная школа


Обучение решению текстовых задач – один из самых сложных вопросов начального курса математики. Учащиеся  знакомятся с текстовыми  задачами с первого класса. Важно учить школьника из урока в урок анализировать текст задачи, выявлять связи между условием и вопросом; сформировать приёмы умственной деятельности (анализ, обобщение, сравнение). В ходе поэтапного обучения  решения  задач, ребята учатся понимать и видеть математические задания в окружающем мире. Тем самым это даёт богатый материал для развития и воспитания учащихся. Именно при решении текстовых задач младшие школьники получают ту необходимую базу, которая пригодится им в среднем и старшем звене. И ответственность за эту базу, в основном, несёт учитель начальных классов.  Именно каждый учитель выбирает путь, по которому детям облегчает понимание задачи.

Задачи урока:

  • Образавательные:
    • отработать навыки решения текстовых задач с применением формул;
    • отрабатывать правила нахождения скорости, стоимости, работы, устанавливать зависимость между различными величинами;
    • сравнивать различные виды задач.
  • Развивающие:
    • развивать навыки устного и письменного счёта;
    • развивать умения решать составные уравнения
    • развивать воображение, мышление обучающихся.
  • Воспитательные:
    • воспитывать уважение к предмету;
    • воспитывать умение видеть математические задачи в окружающем мире.

Оборудование:

  • оформление доски;
  • опорные схемы, формулы;
  • распечатка уравнений;
  • иллюстрации к дополнительной информации.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Чтоб водить корабли,
Чтобы в  небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо много уметь!
И при этом, и при этом,
Вы заметьте-ка, друзья,
Очень важная наука –
МАТЕМАТИКА!

2. Устный счёт

72 : 3                                          25                               36       18
120 : 4                                                         38                                     24
180 : 5                                 30                              42          29  

На доске записаны выражения:

– Что общего в этих выражениях? (Это частные, делитель однозначное число, делимое чётное число, делитель увеличивается на 1).
– Какое выражение лишнее? (72:3)
– Почему? (Делимое двузначное число, не является круглым).
– Найдите значение этих выражений.
– Выбери и подставь из предложенных на доске (3 ученика выходят к доске).
– Какое число следующее? (42)
– Почему? (Значение каждого выражения увеличивается на 6).
– Подставьте его в один ряд вместе с другими значениями.
– Из найденных значений составьте наибольшее и наименьшее восьмизначное число.
– Назовите эти числа. (42.363.024; 24.303.642.)
– Числа, каких классов у вас получились? (Класс единиц, класс тысяч, класс миллионов).
– А теперь узнайте, на сколько первое число больше второго? Вычисления запишите в тетрадь. (18.059.382.)
– Какое правило вы применили? (На разностное сравнение).
– Как решаются задачи на разностное сравнение? (Чтобы узнать, на сколько одно число меньше или больше другого, надо из большего числа вычесть меньшее число).

3. Актуализация знаний

– Давайте вспомним, какие ещё виды задач мы решали на предыдущих уроках, пользуясь формулами.
– Что такое формула? (Это верное равенство, устанавливающее взаимосвязь между величинами).
– А зачем вообще нам нужны формулы?

На доске у меня все формулы перепутаны. Нужно исправить  ошибки, используя доказательства.

C = v • t              s = t • A         A = n • t

(Ученики по очереди исправляют ошибки, проговаривая формулы).

– Кто сформулирует тему нашего урока? (Выслушиваются ответы  нескольких детей).
– Сегодня мы с вами будем закреплять наши умения  решать задачи, пользуясь формулами. А формулы, которые мы с вами составили, будут нашими помощниками.

4. Работа по учебнику

– Открываем учебник на странице 49, № 1(а).
– Читаем про себя задачу (затем один ученик читает вслух).
– О чём говорится в задаче?
– Какой это вид задачи? (Задача на движение).
– Что такое 240?
– А какое расстояние будет между Ярославлем и Москвой?
– Почему?
– Что такое 4?
– Что такое 3?
– Что нужно узнать в задаче?
– Что нужно знать, чтобы ответить на главный вопрос задачи?
– Можем мы найти скорость автобуса?
– Какая формула будет нашей помощницей? (Формула пути).
– Что она нам говорит? (Чтобы найти расстояние нужно скорость умножить на время, а по правилу нахождения неизвестного множителя мы можем найти скорость автобуса; скорость равна расстоянию, делённому на время).
– Можем ли мы найти скорость поезда?
– Какая формула будет нашей помощницей? (Формула пути).
– Что она нам говорит? (Чтобы найти расстояние нужно скорость умножить на время, а по правилу нахождения неизвестного множителя мы можем найти скорость поезда; скорость равна расстоянию, делённому на время).
– А, теперь зная скорость автобуса и скорость поезда, что мы можем найти?
– Каким правилом мы буде пользоваться? (Правилом разностного сравнения).
– Где мы сегодня уже применяли это правило?
– О чём оно говорит?
– Переходим к решению задачи под буквой (б).
– Прочитали про себя, затем один ученик читает вслух с места.
– О чём говорится в задаче?
– Какой это вид задачи?
– Сколько было денег у Димы в копилке?
– Что Дима может купить на эту сумму?
– Сколько Дима может купить машинок на эту сумму?
– А сколько он может купить батареек на эту сумму?
– Что нам нужно узнать в этой задаче?
– Что нужно знать, для того чтобы ответить на главный вопрос задачи?
– Можем мы узнать, сколько стоит 1 машинка?
–  Какая формула нам в этом поможет? (Формула стоимости).
– Что она показывает? (Чтобы найти стоимость нужно цену умножить на количество).
– Но нам не нужно искать стоимость, как же быть? (По правилу нахождения множителя, чтобы найти цену нужно стоимость разделить на количество).
– Можем ли узнать, сколько стоит 1 батарейка?
– Какой формулой воспользуемся?
– Зная, сколько стоит 1 машинка и 1 батарейка, можем ли мы ответить на главный вопрос задачи?
– Какое правило нам нужно вспомнить?
– О чём оно говорит?
– Самостоятельно запишите решение этой задачи в тетрадь.
– Назовите результат, не называя числа. (Дети по-разному высказываются, но данное число напрямую не говорят).
– Посмотрите внимательно на эти задачи и скажите, что вы заметили?
– Придумай ещё какую-нибудь задачу, которая имеет такое же решение.

5. Физминутка

– Немного отдохнём и заодно вспомним некоторые случаи умножения и деления.
– Я показываю карточки, а вы по моим командам выполняете столько физических упражнений, сколько у вас получилось в результате).
– Например: попрыгать на левой ноге, на правой, наклониться, присесть.

6. Самостоятельная работа

– А теперь ребята, я предлагаю вам сделать небольшие открытия и поделиться ими друг с другом.
Решение уравнений по вариантам на карточках (самостоятельно). Находя верно корень уравнения, ребята получают дополнительную информацию об этом  числе в области окружающего мира и истории.

1) (200 + 20 • а) : 6 = 60          2) 800 – (у • 8 – 20) = 100      3) (4 • х – 170) : 3 =170

– Корень первого уравнения равен 8.
– Это число говорит нам о том, сколько месяцев лететь до планеты Марс туда и обратно на космическом корабле.
– Корень второго уравнения равен 90.
– Это число говорит нам о серебристых облаках, которые являются самыми высокими на Земле и проявляются на высоте 90 км.
– Корень третьего уравнения равен 170. Это число нам говорит о том, сколько лет назад в России был создан первый паровоз.

7. Разбор домашнего задания

– Прочитайте задачу про себя.
– О чём говорится в задаче?
– Какой это вид задачи?
– Какой формулой вы воспользуетесь при решении этой задачи?
–  О чём она говорит?
– Из данных величин на доске составьте формулу-помощницу необходимую для решения этой задачи. (Ученик составляет).
– Эту задачу мы разобрали в классе, а решение вы запишите дома.
– Итак, давайте подведём итог нашего урока.
– Что такое формула?
– Для чего они нужны?
– При решении, каких задач мы пользуемся формулами?
– Давайте ещё раз проговорим эти формулы.
– В каких задачах мы ещё встречаемся с формулами? (В геометрических).
– Назовите их.

8. Выставление оценок. Запись домашнего задания