Психологическая служба в МОУ СОШ № 2 была создана в 2006 году. В процессе ее становления и развития сложилась в стройную систему (Приложение 1).
Система психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в МОУ СОШ № 2 основывается на теоретических положениях философских концепций развития личности Э.Берна, К.Г.Юнга и др., и социально-психологических исследованиях А.Н.Леонтьева, Л.В.Выготского, А.В.Петровского. По их мнению, система образования, конечно, не является единственным институтом, оказавшим влияние на социальное становление человека. Но именно в ней в настоящее время лежит большая ответственность за процесс интеграции индивида в социальную систему, освоение им знаний, социальных норм и культурных ценностей.
Именно образовательные учреждения, аккумулируя в себе кадровые, материальные, методические ресурсы, рассматриваются как центр социокультурного поля, фокусирующего позитивные социальные воздействия на учащихся.
В процессе работы применяются современные психологические методики.
Основным направлением работы школы является «Повышение качества индивидуальных достижений учащихся на основе использования различных педагогических технологий». Направление педагога психолога, Косолаповой И.В. является воспитание успехом как одно из условий развития личности учащегося, профилактика деструктивных форм поведения, формирование здорового образа жизни, жизненных ценностей. Данная работа включена в систему профилактики девиантных форм поведения у подростков. Профилактическая система включает в себя следующие категории участников воспитательного процесса: родители, классные руководители, социальный педагог, психолог, инспектор, учителя физкультуры, медсестра, дополнительное образование. Их деятельность регулируется положением о «Штабе воспитательной работы» и планом работы «Штаба…».
Психологическая служба осуществляет сопровождение учебно-воспитательного процесса на трех ступенях обучения и обеспечивает поддержку учащихся, учителей и родителей.
I ступень обучения
Важнейшим периодом, оказывающим влияние на всю последующую жизнь ребенка в школе, является первый класс. На первой ступени обучения проводится сопровождение адаптационного процесса через блок адаптационных занятий для детей программа «Школьник», а для родителей индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания.
Программа «Школьник»
Цель: профилактика нарушения психологического здоровья первоклассников на начальном этапе адаптации к школе.
Задачи:
- Создание условий для социально-психологической адаптации детей к школе, создание сплоченного классного коллектива, предъявление детям единых обоснованных и последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами.
- Повышение уровня психологической готовности детей к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию.
Решение этих задач предполагает взаимную адаптацию ребенка, пришедшего учиться, и социально-педагогической среды, в которой происходит его обучение. С одной стороны, предпринимаются специальные усилия для того, чтобы повысить уровень готовности ребенка обучаться, включаться в систему педагогического взаимодействия. С другой стороны, само взаимодействие, его формы и содержание модифицируются в соответствии с особенностями ребенка и его возможностями
Результаты изучения уровня адаптации учащихся первых классов в школе
Уровень адаптации | 2010 сентябрь |
2011 январь |
Высокий |
28% |
12% |
Средний |
53% |
73% |
Низкий |
19% |
15% |
Уровень адаптации учащихся первых классов сентябрь 2010г – январь 2011г
Показателем эффективности данной программы является снижение уровня тревожности младших школьников, эмоциональное благополучие в классе, проявление творческих способностей.
Посещение комнаты психологической разгрузки учащимися первых классов позволяет снизить не только уровень тревожности, но и способствует быстрой адаптации детей к школе.
Анализируя результаты диагностики адаптации учащихся первых классов, которые показали, что количество учащихся с высоким уровнем адаптации снизилось на 16%.
Во 2-3 классах осуществляется развитие произвольности психических процессов в ходе реализации программы М.Р.Битяновой «Творческие познания».
У 23% учащихся этих классов психологические процессы недостаточно развиты, поэтому во втором классе проводится профилактическая работа по развитию познавательных процессов, а в третьем классе развитие творческих умений.
Основой успешной коррекционной и развивающей работы является стимуляция познавательной активности:
- Развитие высокого уровня познавательных процессов.
- Физическое здоровье детей.
Игры и тренинги проводятся как индивидуально,
так и в группах.
На каждом занятии усложняются задания,
увеличивается объем материала, наращивается
темп выполнения заданий.
Таким образом, достигается основная цель
обучения – расширение зоны ближайшего развития
и последовательный перевод в зону актуального
развития.
Важным моментом является переход в пятый класс. И важно уже в четвертом классе проводить психопрофилактику дезаптации. Поэтому я веду подготовительную работу в двух направлениях:
1. Развитие мотивации и познавательных
процессов.
2. Повышение самооценки и снижение личностной
тревожности.
Данные задачи осуществляются через тренинги «Мы вместе».
Одним из важных и критических моментов в жизни школьника является переход из начальной школы в среднее звено. В пятом классе для детей много нового: учителя, предметы, форма обучения. Происходящие изменения дезаптируют ребят.
II ступень обучения
На II ступени обучения реализуется программа «Среднее звено», которая направлена на сопровождение адаптационного процесса в 5 классе, формирование воспитания успехом как одно из условий развития личности учащегося, профилактика деструктивных форм поведения детей.
Программа «Среднее звено» направлена создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого ученика, развитие адаптивных способностей к любым новым ситуациям.
Цель программы: сохранение психологического здоровья учащихся пятых классов через повышение адаптивных возможностей детей в ходе специально организованной деятельности.
Задачи программы:
- Повысить уровень психологической готовности детей к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию.
- Создать комфортный психологический климат в классном коллективе через принятие норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами.
- Формирование коммуникативных навыков, повышение самооценки и снижение школьной тревожности.
Постепенно формировать у подростка внутреннюю готовность к осознанному и самостоятельному планированию, реализация своих жизненных перспектив.
6 класс
Курс занятий «Тропинка к своему Я» по программе Хухлаевой О.А.провожу в шестом классе по формированию личностной мотивации через общение.
Задачи:
- Поддерживать интерес детей к психологическим аспектам собственной жизни через обсуждение, обогащать разработки психотехнологий для решения этой задачи.
- Развивать межличностные отношения детей.
- Расширить понимания детьми коммуникативных ситуаций.
- Концентрировать внимание детей на опыте отношений со взрослыми в плане творческого развития.
«Я и другие» 7 класс
По программе «Я и другие» В.А.Родионова провожу курс занятий по изучению индивидуальных особенностей.
Задачи:
- Создать условия для самопознания.
- Тренировать уверенность в себе.
Сравнительный анализ изменения уровня самооценки учащихся 7 классов.
Уровень самооценки |
2010 сентябрь |
2010 декабрь |
Высокий | 23% |
10% |
Средний | 64% |
87% |
Низкий | 9% |
3% |
Результаты диагностики самооценки учащихся за период сентябрь-декабрь2010г показывает, что благодаря психологической профилактики количество учащихся с низкой самооценкой уменьшилось на 6 %, а с высокой самооценкой уменьшилось на 13%, число учащихся с адекватной самооценкой увеличилось на 23 %.
Курс занятий в 8 классе носит профессиональную направленность. Реализация предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.
Лекции о мире профессий интересует старшеклассников
III ступень обучения
На III ступени обучения реализуется программа «Познай себя», которая направлена на сопровождение адаптационного процесса в 9 классе, формирование воспитания успехом как одно из условий развития личности учащегося, профилактика деструктивных форм поведения детей.
Курс программы по психологии рассчитан на учащихся-подростков 9-х классов, которые стоят на пороге выбора будущей профессии. Она позволяет подростку по-новому осмыслить учебную деятельность, значение и возможности применения полученных знаний на практике, определить круг своих будущих профессиональных интересов и, в итоге, сориентировать в выборе профессии. Программа создает реальную основу для гармоничного формирования качеств личности школьников, развития у их организаторских и коммуникативных способностей.
Цель программы: повышение уровня психологических знаний, развитие и укрепление механизмов самопознания подростков.
Задачи:
- Формирование у учащихся представления о психологии как науке познания самого себя и других.
- Изучение подростками своих индивидуальных, личностных особенностей и некоторых аспектов межличностных коммуникаций.
- Формирование процессов самопознания, саморазвития и самореализации себя, как личности.
- Формирование общих представление о познавательной сфере личности и психических процессах.
- Совершенствование навыков обучения через развитие личности.
- Способствование овладению навыками психологической саморегуляции.
- Формирование навыков конструктивного общения.
Программа «Подросток 21 века». 10-11 класс
Данная программа даёт возможность учащимся старших классов актуализировать процесс профессионального и личностного самоопределения, повышать самооценку, совершенствовать навыки самопрезентации, спланировать профессиональный путь.
Цель: развитие личностных и социальных навыков, формирование навыков самопознания и саморазвития.
Задачи:
- Построение адекватной Я-концепции.
- Развитие навыков саморегуляции.
- Развитие критического мышления.
- азвитие навыков принятия обоснованных решений.
- Приобретение опыта выхода из различных ситуаций.
- Формирование навыков преодоления стресса.
- Развитие навыков эффективного общения и конструктивного взаимодействия.
- Развитие у подростков здоровый образ жизни.
- Формирование личной ответственности за свое поведение, увеличение степени самостоятельности детей и подростков, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы.
Программа «Мой мир» 7-11 классы
Профилактическая работа данной
программы представлят собой комплекс
мероприятий социально-психологического,
направленных на нейтрализацию воздействия
отрицательных факторов социальной среды на
личность.
Таким образом, профилактическая работа должна
включать в себя не только разъяснение вреда
психоактивных веществ для организма,
формирование ценностного отношения к своему
здоровью, но и профилактику социальной
дезадаптации.
Цель: создание оптимальных условий для развития и становления психически устойчивой гармоничной личности учащихся с активной жизненной позицией, успешно адаптирующейся и самореализующейся в социуме.
Задачи:
- Формировать у учащихся ценностного, ответственного отношения к своему здоровью, готовности соблюдать законы здорового образа жизни.
- Работать над усвоением социально ценных поведенческих норм, коммуникативных навыков, обеспечивающих учащимся эффективную социальную адаптацию.
- Развивать умение регулировать свое поведение, прогнозировать последствия своих действий.
- Формировать у учащихся представление о негативном воздействии ПАВ на физическое здоровье человека и его социальное благополучие, готовности отказаться от любых форм использования ПАВ.
- Вовлекать учащихся школы в кружки и спортивные секции.
- Популяризировать преимущества здорового образа жизни.
- Оптимизаировать взаимоотношения в коллективе, совершенствовать навыки внутригруппового взаимодействия.
- Способствовать сплочению коллектива, развить коммуникативные и перцептивные навыки.
- Способствовать формированию умения противостоять внешнему социальному давлению.
Блок 1 – «Правила нашей жизни» 7-8 классы
Блок 2 – «Алкоголь, табак и здоровье» 9 класс
Блок 3 – «Человек и наркотики»10-11 классы
Только совместными усилиями психолога, учителей, родителей и классных руководителей можно сформировать ученика, который будет здоровым, коммуникабельным и успешным.