В современной школе возникает потребность формирования у обучающихся понимания необходимости учиться в течение всей жизни, а также применении универсальных учебных действий, для решения жизненных задач.
Актуальными становятся задачи воспитания личности, способной адаптироваться в условиях постоянных изменений в жизни и находить решения в любых жизненных ситуациях. Быстрое устаревание научных сведений заставляет искать источник новых знаний непосредственно внутри системы образования и образовательных процессов. В настоящее время процесс обучения связан с деятельностным подходом и освоения детьми новых знаний. Одно из направлений такого обучения является организация проектно-исследовательской деятельности учащихся
Инновационная деятельность осуществлялась в рамках муниципальной экспериментальной площадки по теме «Проектная деятельность как один из аспектов исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочное время».
Для успешной реализации цели инновационного опыта создана нормативо-праввовая база (Положение « о конференции младших школьников», «О педагоге-исследователе»), разработаны мотивационные меры, стимулирующие работу обучающихся (участие в районных олимпиадах младших школьников, школьных и районных ученических конференциях).
В вариативную часть учебного плана 2-4 классов
включён курс «Проектная и исследовательская
деятельность» разработанный мною. (Приложение
1)
Обучение проектированию, отработка
исследовательских умений и навыков
осуществлялась и на других учебных дисциплинах.
Во внеурочное время разрабатываются учебные и
социальные проекты.
Презентации проектов проводятся на школьных и районных конференциях, классных часах. Формы проведения занятий с детьми: коллективная, групповая, индивидуальная.
По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, комбинированные формы занятий. (Приложение 2)
Первый период обучения ориентирован на базовую подготовку детей, формирование первичных умений, необходимых в исследовательской работе, в результате – создание групповой исследовательской работы.
Второй период предполагает освоение более сложных умений,ребёнок выполняет собственную работу теоретического плана.
Третий период направлен на активизацию и применение полученных знаний, умений, как результат – самостоятельно проведенное исследование, созданный проект. Большое внимание уделяется реализации проектов.
Так, обучающимися 4 класса, реализованы в 2010 -2011 учебном году через волонтёрскую деятельность и социально значимые акции, и следующие проекты: «Открытка ветерану», «Герои живут рядом», «Мой героический дедушка», « Чистый берег», «Спорт против подворотни», «Дети Сахалина против наркотиков». Данные мероприятия проводятся для развития сенсорных возможностей учащихся младших школьников, активизации познавательной деятельности для успешной адаптации их в современном мире.
Анализ диагностик психологических процессов показывает, что учащиеся – участники эксперимента имеют высокий уровень сформированности умений :
- классифицировать предметы (76%),
- проводить обобщения (68%),
- устанавливать причинно-следственные связи (64%).
повышение уровня обученности с 97% в 2007-2008 учебном году до 100% в 2009-2010 году , а качество знаний выросло с 41% до 47%.
Увеличилось число победителей на районных предметных олимпиадах для младших школьников. Если в 2008 году из 12 призовых мест их было 6, в 2009 году – 7, то в 2010 году – 10.
В 2008 году лауреатами стали четверо школьников, в 2009 году из трёх участников районной конференции все трое стали победителями. Проекты ребят признаны лучшими. В 2010 году победителями стали пятеро учащихся
Основная задача учителя начальных классов, которую ставит перед ним ФГОС НОО: перевод содержания образования в деятельностную парадигму.
Проектно-исследовательская деятельность позволяет существенно повысить мотивационную включенность учащихся в урок, повысить качество образования. Метод учебного проектирования дает высокие результаты, соответствующие современным ценностям и целям образования, удачно синтезирует позитивные элементы традиционной модели обучения и имеющихся альтернативных развивающих систем обучения.
Я убедилась в том, что учебное проектирование даёт ребёнку возможность экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации в школьном обучении.