Примечание 1: Хронометраж представляемого урока рассчитан на 2*30 = 60 минут, что обусловлено блочно-модульной технологией обучения в гимназии. Однако путем изменения продолжительности этапов урока (возможно – исключения или увеличения некоторых из них) можно добиться стандартизированных временных затрат (45 и/или 90 минут).
Цель: формирование информационно-коммуникативной компетентности школьников через деятельностный подход в обучении и интеграцию содержания образования.
Задачи:
1. Актуализировать и расширить знания учащихся
в околопредметных областях «Геральдика»,
«Вексиллология», «Нумизматика» на основе
сведений о символике. Рассмотреть значение
биологических объектов (животных и растений) как
символов в государственной и международной
эмблематике.
2. Развивать навыки коллективной мыслительной
и оценочной деятельности учащихся; умения
«читать» флаги и гербы государств, устанавливать
причинно-следственные связи, делать логические
умозаключения, аргументировано отвечать;
совершенствовать навыки разработки, создания и
представления интерактивных и творческих
проектов.
3. Воспитывать гражданское сознание школьников,
формировать уважение к государственным
символам.
Личная образовательная задача ученика: научиться применять теоретические знания о биологических символах эмблематики стран для «чтения» государственных символов (гербов, флагов) и практической разработки их проектов.
Реализуемые межпредметные связи: история, основы правоведения, экономическая география, экономика, биология.
Основная педагогическая технология: проектная + блочно-модульная.
Форма проведения: регламентированная дискуссия /урок-проект.
Оборудование, материалы: интерактивная доска, компьютер, проектор, комплекс презентаций урока, оценочные листы, грамоты, сертификаты, карточки (адаптированное тестирование), макеты (флагов, гербов, банкнот), маркеры, фломастеры, клей, скотч, стикеры.
План мероприятия
1. Вступительное слово учителей. Тема, эпиграф.
2. Инициализация урока: цель, личная образовательная задача ученика. Инструктаж по плану проведения 1ой части блока – 3 мин.
3. Теоретический модуль – 27 минут
Презентация командных проектов:
А) Геральдика, вексиллология, нумизматика –
исторический обзор – 3 + 1 мин.
* Дефиниции темы (коллективная работа с
глоссарием) – 3 мин.
Б) Значение цветов и символов в геральдике и
вексиллологии – 3 + 1 мин.
* Значение цветов и символов флага, герба
Казахстана (практикум по «чтению») – 3 мин.
В) Изображение животных на государственных
символах мира – 3 + 1 мин.
Г) Изображение растений на государственных
символах мира – 3 + 1 мин.
* Значение биологических объектов на
государственных символах Казахстана разных эпох
(практикум по «чтению») – 3 мин.
Оценочная деятельность команд. Рефлексия – 2 мин.
4. Практический модуль – 30 минут
Инструктаж по плану проведения 2-й части блока
– 1 мин.
А) Актуализация знаний учащихся.
Презентация учебного фильма-проекта
«Создание Европейского экономического
сообщества как пример успешной интеграции стран
постсоветского пространства» – 3 + 2 мин.
Б) Проектная деятельность (разработка макетов
эмблематики ЕврАзЭС) – 7 мин.
В) зПредставление и обсуждение проектов – 5*(2)
мин.= 10 мин.
Г) Проверка усвоения материала (марафон-тест) – 5
мин.
5. Подведение итогов жюри, награждение победителей в номинациях – 2 мин.
6. Рефлексия.
ХОД УРОКА
– Здравствуйте, уважаемые гости и участники
творческих групп.
Ни одно государство на высокой стадии своего
развития немыслимо без государственных символов
– герба и флага. Меняются эпохи и правители,
вместе с ними меняются и эмблемы государств, как
зеркало происходящих исторических и
политических преобразований. Изменяются также
наименование, внешний вид и оформление денег как
специфического товара независимого государства.
Герб, флаг, денежные знаки являются носителями
символических изображений – это геометрические
фигуры, астрономические объекты, предметы,
архитектурные сооружения, портреты знаковых
личностей стран и др. Однако объектом нашего
внимания сегодня станут биологические символы –
животные и растения – в государственной
эмблематике стран мира.
Представляю Вашему вниманию тему (на доске) и
эпиграф нашей встречи (Слайды 1, 2 Приложения
1)
Язык символов есть истинный, всемирный, всечеловеческий язык, одинаково справедливый для всех времен и народов.
В.Шмаков
Личная образовательная задача ученика
заключается в том, чтобы научиться применять
теоретические знания о биологических символах
для «чтения» государственных символов (гербов,
флагов) и практической разработки проектов
эмблематики. (Слайд 3)
Форма проведения нашей встречи –
регламентированная дискуссия: 4 творческие
группы предварительно работали над разработкой
проектов путем «погружения» в тему. В течение
1ого модуля они будут представлять свой труд,
команды оппонентов и гости имеют возможность
задавать вопросы. Отвечать на вопросы имеют
право участники презентующей проект команды (но
не спикеры). По завершению презентаций мы
проведем оценку работы команд для того, чтобы
выявить победителей в номинациях «Золотой
проект», «Информативный проект», «Творческий
проект», «Практический проект», «Перспективный
проект». (Слайд 4)
В ходе урока будет представлен большой объем
новой информации, поэтому предполагается
конспектирование новых терминов и понятий. Это
пригодится на этапе проверки знаний в конце
урока.
Теоретический модуль
Презентация и защита командных проектов:
Хочешь знать новое – читай древнее.
Старинная пословица.
(Слайд 5)
А) Геральдика, вексиллология, нумизматика – исторический обзор. Обсуждение.
Приложение 2, Приложение 3. Геральдика, вексиллология, нумизматика – исторический обзор.
*Дефиниции темы (коллективная работа с
глоссарием) – установите соответствие на слайде
с помощью стрелки. Сложность задания в том, что
методом исключения устанавливается значение
неизвестных ранее терминов.
(Слайд 6)
Эмблематика – группа
взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы.
Геральдика – специальная
историческая дисциплина, занимающаяся
изучением гербов,
а также традиция и практика их использования.
Нумизматика – вспомогательная
историческая дисциплина, изучающая историю
монетной чеканки и денежного обращения.
Вексиллология – вспомогательная
историческая дисциплина, занимающаяся
изучением флагов, знамён, штандартов, вымпелов и
прочих предметов подобного рода.
Слово вексиллология происходит от лат. vexillum, которое, в
частности, обозначало знамя,
использовавшийся римскими легионами.
Бонистика – вспомогательная историческая дисциплина,
изучающая вышедшие из употребления денежные
знаки и боны как исторические документы,
отражающие экономическое и политическое
положение общества в то время. Возникла в
начале XX
века и тесно связана с нумизматикой.
Блазонирование – толкование
гербов, изъяснение символов, эмблем, девизов и
других геральдических знаков, т.е. их прочтение,
расшифровка их значения.
(Слайд 7)
Флаг – прикрепленное к древку
или шнуру полотнище установленных размеров и
цветов, иногда – с изображением на нем герба,
эмблемы.
Знамя – единичное флажное изделие,
которое изготавливается из дорогостоящих
материалов и богато украшается вышивкой,
бахромой, кистями, лентами.
Само полотнище изготавливают из двух прямоугольных кусков ткани, сшивая их по периметру, крепят непосредственно к древку с помощью специальных гвоздей. Утрата знамени его владельцем, например воинской частью, считается большим позором.
Штандарт – особый вид флага; полотнище правильной геометрической формы (обычно квадрат); символ государства, воинского формирования. Почётный персонифицированный знак различия главы государства ряда стран, поднимающийся в месте его пребывания (резиденции, на транспорте).
(Слайд 8)
Банкнота – денежный знак, изготовленный из бумаги, плотной ткани (обычно шёлка), металла либо пластика, обычно прямоугольной формы; как правило, изготавливаются центральными банками и обязательны к приёму на всей территории страны наравне с монетами.
Самыми древними банкнотами являются китайские (династии Тан), датируемые VIII веком.
Купюра –
бумажный денежный знак. Понятие
используется для обозначения денежных знаков в
обыденной речи.
Боны в современном мире – это
бумажные деньги, вышедшие из обращения.
Цвет давно стал феноменом эстетическим, культурологическим и – впоследствии – политическим.
Н.В.Серов
(Слайд 9)
Б) Значение цветов и символов в геральдике и вексиллологии. Обсуждение.
Приложение 4, Приложение 5. Значение цветов и символов в геральдике и вексиллологии.
* Значение цветов и символов флага, герба, штандарта Президента Казахстана (практикум по «чтению». (Слайды 10-18)
Блиц-вопросы на слайдах для коллективного обсуждения:
1. Голубой цвет флага – символ:
А) свободы и независимости;
*Б) общего благополучия, мира и единства
В) власти народа.
2. Одноцветие фона флага означает:
А) дань тюркским корням
Б) мирное небо над головой граждан Республики;
*В) единство Казахстана.
3. Национальный орнамент слева (вдоль древка) олицетворяет:
*А) культуру и традиции Казахстана
Б) особенное значение развития культуры в Казахстане
В) эстетический подход к оформлению флага.
4. Солнце на флаге:
А) символ Президента Республики
*Б) источник жизни и энергии
В) символ надежды на мирную жизнь.
5. Образ общего дома всех людей, проживающих в Казахстане, на гербе символизирует:
А) звезда
Б) тулпар
*В) шанырак.
6. То, что наше сердце и объятия открыты представителям всех пяти континентов, имеет отражение на гербе страны в виде:
*А) пятиконечной звезды
Б) шанырака
В) купольных жердей (уык), расходящихся от центра.
7. Человек на штандарте Президента:
А) Золотой человек
*Б) юный вождь эпохи саков
В) батыр как символ защитника народа.
8. На древке штандарта крепится серебряная скоба с выгравированными на государственном языке:
А) первыми строками Конституции РК;
*Б) фамилией, именем и отчеством Президента Республики Казахстан и датами, указывающими срок его избрания;
В) главными историческими вехами казахского народа.
9) Местонахождение эталона штандарта Президента Казахстана:
*А) служебный кабинет в резиденции Президента
Б) Дворец мира и согласия
В) Байтерек.
Животное царство в своих разных породах воплощает в себе разные импульсы человеческой психики.
Н.П.Рудникова
(Слайд 19)
В) Изображение животных на государственных символах мира. Обсуждение.
Приложение 6, Приложение 7. Изображение животных на государственных символах мира.
Красота растений есть общее достояние мира, то есть она всегда макрокосмична.
В.Шмаков
(Слайд 20)
Г) Изображение растений на государственных символах мира. Обсуждение.
Приложение 8, Приложение 9. Изображение растений на государственных символах мира.
* Значение биологических объектов на государственных символах Казахстана разных эпох (практикум по «чтению»). Уберите лишнее понятие в каждой группе слов, пояснив смысл выбора. (Слайды 21, 22)
1) Зерно – лучи Солнца – изобилие – степь –
благополучие.
2) Орел – свобода – агрессия – мощная сила –
независимость.
3) Тулпар – крылья – Золотой человек – мечта –
мужество.
4) Барс – всадник – горы – браслет – беркут.
Оценочная деятельность команд (командам предлагается оценить деятельность других команд путем голосования – закрепления стикеров, содержащих письменный комментарий, в секторе соответствующей команды на доске). Голосование за собственную команду исключено. По итогам голосования команде-победителю вручается грамота «Золотой проект».
Рефлексия.
Практический модуль
10 октября 2000 г. президенты пяти стран –
Республики Беларусь, Республики Казахстан,
Кыргызской Республики, Российской Федерации и
Республики Таджикистан подписали Договор об
учреждении Евразийского экономического
сообщества (ЕврАзЭС).
В 2006 году членом ЕврАзЭС стала Республика
Узбекистан (24 декабря 2008 г. Узбекистан
приостановил участие в работе органов ЕврАзЭС).
Кыргызстан и Таджикистан вновь присоединятся к
работе единого экономического пространства по
мере готовности их экономик и после выполнения
всех необходимых обязательств.
Представляем Вашему вниманию учебный
фильм-проект «Создание Европейского
экономического сообщества как пример успешной
интеграции стран постсоветского пространства» с
текстовым англоязычным сопровождением, что
обусловлено важностью представляемого
Международного объединения. (Слайды 23, 24)
Примечание 2: Скачать указанный фильм – учебный проект Вы можете, пройдя по ссылке http://depositfiles.com/files/yjsol0sw1 (просмотр возможен только после скачивания, но не в режиме on-line).
Демонстрация фильма с комментариями ученика на английском языке.
Приложение 10. Текст фильма «Создание Европейского экономического сообщества как пример успешной интеграции стран постсоветского пространства» (рус/англ).
Б) Проектная деятельность (разработка макетов эмблематики ЕврАзЭС) в группах: проекты герба, флага, купюры. Выдерживается общая стилистика. Особое внимание – биологическим символам. (Слайд 25) Работает также творческая группа взрослых.
Рис. 1-3. Работа в составе творческих групп
В) Представление и обсуждение проектов. Обязательное прочтение символов, в т.ч. биологических. (Слайд 26)
Рис. 4. Защита проектов Рис. 5. После награждения
Г) Проверка усвоения материала (адаптированное тестирование).
Вариант 1
1. Историческая дисциплина, занимающаяся
изучением гербов,
а также традиция и практика их использования.
2. Толкование гербов, изъяснение символов, эмблем,
девизов и других геральдических знаков, т.е. их
прочтение, расшифровка их значения.
3. Вспомогательная историческая дисциплина,
изучающая вышедшие из употребления денежные
знаки и боны как исторические документы,
отражающие экономическое и политическое
положение общества в то время.
4. Почётный персонифицированный знак различия
главы государства ряда стран, поднимающийся в
месте его пребывания.
5. Денежный знак,
изготовленный из бумаги, плотной ткани (обычно
шелка), металла либо пластика, обычно
прямоугольной формы.
6. Условное изображение, являющееся символом и
отличительным знаком государства, города, рода
или отдельного лица.
7. Геральдический цвет, который символизирует
знатность, могущество и богатство, а также
христианские добродетели: веру, справедливость,
милосердие и смирение.
8. Популярный в средневековье геральдический
монстр. Изображался обычно с двумя крыльями,
четырьмя ногами, длинным завитым остроконечным
хвостом, с чешуйчатым телом. В современности –
символ Бутана и Исландии.
9. Старинными геральдическими символами –
символы триумфа, победы и миролюбия; по сей день
– самые часто изображаемые на гербах растения.
10. Геральдический цвет, который означает
храбрость, мужество, любовь, а также кровь,
пролитую в борьбе.
Вариант 2
1. Вспомогательная историческая дисциплина,
изучающая историю монетной чеканки и денежного
обращения.
2. Бумажные деньги, вышедшие из обращения.
3. Прикрепленное к древку или шнуру полотнище
установленных размеров и цветов, иногда – с
изображением на нем герба, эмблемы.
4. Вспомогательная историческая дисциплина,
занимающаяся изучением флагов, знамен,
штандартов.
5. Единичное флажное изделие, которое
изготавливается из дорогостоящих материалов и
богато украшается вышивкой,
бахромой, кистями, лентами.
6. Геральдический цвет – символ осторожности,
мудрости, постоянства в испытаниях, а также
печали и траура.
7. Млекопитающее животное – самый популярный
геральдический символ; присутствует на гербах
многих стран (Бельгия, Болгария, Великобритания,
Дания, Канада, Нидерланды, Норвегия, Сингапур, ЮАР
и др.)
8. Геральдический цвет – символизирует
благородство, откровенность, а также чистоту,
невинность и правдивость.
9. Цветок – королевский символ Франции,
означавший чистоту и свет.
10. Символические цвета, олицетворяющие Европу и
Азию на эмблеме ЕврАзЭС.
Подведение итогов жюри, награждение победителей в номинациях «Информативный проект», «Творческий проект», «Практический проект», «Перспективный проект».
Рефлексия:
– Что нового я узнал на уроке?
– Что мне, возможно, пригодится в жизни?
– Изменилось ли мое отношение к символам
государственности?
– Появился ли интерес к дальнейшей разработке
темы?
– О каких символах я хотел бы узнать в
дальнейшем? (Слайды 27,28)
Ключ к тесту:
1 вариант 1. Геральдика |
2 вариант 1. Нумизматика |