Урок русского языка по теме "Простое предложение". 5-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели урока:

  • Повторить основные синтаксические понятия.
  • Закрепить знания учащихся о пунктуации в сложных и простых осложненных предложениях.
  • Развивать орфографическую зоркость и зрительную память.
  • Развивать связную речь учащихся.
  • Развивать познавательный интерес к предмету через использование творческих заданий.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, наглядный материал, презентация. 

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Тема нашего урока «Простое предложение», это урок обобщения и систематизации знаний о простом предложении, полученных на предыдущих уроках.

Это учебная тема нашего урока, а творческую тему вы сейчас угадаете из четверостишья (слайд №2)

Кто поляны белит белым
И на стенках пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасила витрины?
(Зима)

2. Опрос, беседа.

- В каком разделе науки о языке изучается предложение?

- Что такое синтаксис?

*Историческая справка о слове СИНТАКСИС (слайд № 3)

Слово синтаксис придумали греки. Они составили его из 2-х частей: «син» в древнегреческом языке обозначает «совместимость». Этим она похожа на русскую приставку со- (собеседник, соучастник). Вторая часть – слово «таксис». Это слово употребляли древнегреческие воины. Оно обозначало строй, построение, порядок.

И действительно, синтаксис помогает словам объединиться в предложениях так, чтобы был полный порядок.

Вывод: синтаксис изучает способы построения различных предложений.

- Назовите основные единицы синтаксиса. (слайд № 4)

- Одна из синтаксических единиц - словосочетание. А что называется словосочетанием?

* Знакомство со стихотворением (слайд № 5)

Внимание! Внимание!

 А кто тут главный – без труда

Вот словосочетание.

 Вопрос определяет.

В нем ходят парою слова,

 Вопрос от главного идет

Но не равны у них права,

 К зависимому слову,

В нем слово главное всегда

И никогда наоборот,

С зависимым шагает.

 Запомни, как основу.

 - Что обязательно надо знать о строении словосочетания?

3. Практическая часть урока

  • Игра «Четвертый лишний»

На доске развешиваются четыре карточки с парами слов.

Задание: определить какая пара лишняя и обосновать свой выбор.

мертвая тишина
снег лежит
пушистые снега
мерцание снежинок

  • Синтаксический разбор двух словосочетаний на выбор (работа на доске и в тетрадях)

4. Опрос, беседа (продолжение).

Продолжаем вспоминать синтаксические единицы.

- О какой очень главной единице синтаксиса еще не говорили?

* Письмо по памяти (записывается на доске с открывающимися половинками).

- Предварительная работа с орфограммами

На дв...рах и д..мах
Сне… л..жит пол..тном
И от со…нца блестит
Разноцветным ..гнем.

(Сильные ученики могут писать эту работу на листочках, чтобы сдать потом на проверку, а слабые ученики в тетрадях). После написания сверить с доской.

- Докажите, что данное стихотворение является предложением.

- Какие бывают предложения по цели высказывания?

- Какие бывают предложения по интонации?

- Какие бывают по наличию второстепенных членов предложения?

- Четверостишие устно охарактеризовать как предложение.

5. Словарная работа.

  • Составить простые предложения с глаголом «идет» в разных значениях. (Подумайте, что (или кто) может идти).
  • Историческая справка (слайд № 6)

Как вы думаете, сколько всего значений у глагола «идет»?

В «Словаре современного русского литературного языка» у этого глагола отмечено более 20 значений.

  • Игра «Распространи предложение» (задание по вариантам)

СНЕГ ИДЕТ.

1 в. – использует определения

2 в. – использует обстоятельства

  • Синтаксический разбор предложения с дополнительным заданием.

Задание: заменить в предложении слово «идет» синонимом и выполнить разбор предложения.

За окном идет белый снег.

6. Физминутка

7. Опрос, беседа (продолжение)

- Какими бывают предложения по количеству грамматических основ?

- Чем простое предложение отличается от сложного?

8. Работа с текстом (слайд № 7,8,9,10)

Пришла снежная з_ма. Одела д_ревья серебром зав_лила глубокими сугробами л_са покрыла реки тонким людом разукрасила окна дивными узорами. М_хнула гостья ажурным крылом и посыпались на землю пушистые сн_жинки.

Задание:

  • прочитать текст;
  • вставить пропущенные буквы (устно);
  • найти простое предложение, доказать свой выбор;
  • 2-е и 3-е предложения записать в тетрадь, расставить знаки препинания, графически объяснить их постановку; найти грамматическую основу;
  • графическое объяснение (схемы) зарисовать на доске;

Задание ученикам, кто работает быстрее остальных: (устно) преобразовать последнее предложение в простое с однородными членами.

Запомни! Отсутствие знаков препинания, неправильно поставленный знак влияют на смысл предложения, затрудняют его прочтение, порой делая его противоположным по смыслу!

9. Творческая часть урока.

* Творческой темой нашего урока была ЗИМА. (слайд № 11)

- Вспомните, кто из мастеров художественного слова описывал это время года в своих произведениях?

- Но не только мастера художественного слова говорили о зиме, ее изображали и мастера кисти. Назовите художников.

- Не забыли о зиме и мастера звука, композиторы. Вспомните, кто написал целый цикл музыкальных произведений под названием «Времена года»?

* Написать сочинение-миниатюру на одну из тем: «Красавица-зима» или «Пришла зима».

10. Домашнее задание. Зима – прекрасное время года. Но иногда в зимний период случаются неприятности. Нарисуйте иллюстрацию на тему: «Осторожно, зима!» и подкрепите ее небольшим сочинением – описанием. Иллюстрацию можно заменить готовой картинкой.

11. Проверка нескольких творческих работ.

Подведение итогов урока (слайд №12)

Список используемой литературы:

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя. – СПб.: Свет, 1996.
  2. Бутеева Е.В. Комиссарова Л.Ю. Методические рекомендации для учителя. Русский язык 5 класс.: Образовательная система «Школа 2100». Москва, Баласс. 2006.
  3. Волина В.В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах – М.: АСТ, 1996.