Цели урока:
- Повторить основные синтаксические понятия.
- Закрепить знания учащихся о пунктуации в сложных и простых осложненных предложениях.
- Развивать орфографическую зоркость и зрительную память.
- Развивать связную речь учащихся.
- Развивать познавательный интерес к предмету через использование творческих заданий.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, наглядный материал, презентация.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Тема нашего урока «Простое предложение», это урок обобщения и систематизации знаний о простом предложении, полученных на предыдущих уроках.
Это учебная тема нашего урока, а творческую тему вы сейчас угадаете из четверостишья (слайд №2)
Кто поляны белит белым
И на стенках пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасила витрины?
(Зима)
2. Опрос, беседа.
- В каком разделе науки о языке изучается предложение?
- Что такое синтаксис?
*Историческая справка о слове СИНТАКСИС (слайд № 3)
Слово синтаксис придумали греки. Они составили его из 2-х частей: «син» в древнегреческом языке обозначает «совместимость». Этим она похожа на русскую приставку со- (собеседник, соучастник). Вторая часть – слово «таксис». Это слово употребляли древнегреческие воины. Оно обозначало строй, построение, порядок.
И действительно, синтаксис помогает словам объединиться в предложениях так, чтобы был полный порядок.
Вывод: синтаксис изучает способы построения различных предложений.
- Назовите основные единицы синтаксиса. (слайд № 4)
- Одна из синтаксических единиц - словосочетание. А что называется словосочетанием?
* Знакомство со стихотворением (слайд № 5)
Внимание! Внимание! |
|
Вот словосочетание. |
|
В нем ходят парою слова, |
|
Но не равны у них права, |
|
В нем слово главное всегда |
|
С зависимым шагает. |
|
- Что обязательно надо знать о строении словосочетания?
3. Практическая часть урока
- Игра «Четвертый лишний»
На доске развешиваются четыре карточки с парами слов.
Задание: определить какая пара лишняя и обосновать свой выбор.
мертвая тишина
снег лежит
пушистые снега
мерцание снежинок
- Синтаксический разбор двух словосочетаний на выбор (работа на доске и в тетрадях)
4. Опрос, беседа (продолжение).
Продолжаем вспоминать синтаксические единицы.
- О какой очень главной единице синтаксиса еще не говорили?
* Письмо по памяти (записывается на доске с открывающимися половинками).
- Предварительная работа с орфограммами
На дв...рах и д..мах
Сне… л..жит пол..тном
И от со…нца блестит
Разноцветным ..гнем.
(Сильные ученики могут писать эту работу на листочках, чтобы сдать потом на проверку, а слабые ученики в тетрадях). После написания сверить с доской.
- Докажите, что данное стихотворение является предложением.
- Какие бывают предложения по цели высказывания?
- Какие бывают предложения по интонации?
- Какие бывают по наличию второстепенных членов предложения?
- Четверостишие устно охарактеризовать как предложение.
5. Словарная работа.
- Составить простые предложения с глаголом «идет» в разных значениях. (Подумайте, что (или кто) может идти).
- Историческая справка (слайд № 6)
Как вы думаете, сколько всего значений у глагола «идет»?
В «Словаре современного русского литературного языка» у этого глагола отмечено более 20 значений.
- Игра «Распространи предложение» (задание по вариантам)
СНЕГ ИДЕТ.
1 в. – использует определения
2 в. – использует обстоятельства
- Синтаксический разбор предложения с дополнительным заданием.
Задание: заменить в предложении слово «идет» синонимом и выполнить разбор предложения.
За окном идет белый снег.
6. Физминутка
7. Опрос, беседа (продолжение)
- Какими бывают предложения по количеству грамматических основ?
- Чем простое предложение отличается от сложного?
8. Работа с текстом (слайд № 7,8,9,10)
Пришла снежная з_ма. Одела д_ревья серебром зав_лила глубокими сугробами л_са покрыла реки тонким людом разукрасила окна дивными узорами. М_хнула гостья ажурным крылом и посыпались на землю пушистые сн_жинки.
Задание:
- прочитать текст;
- вставить пропущенные буквы (устно);
- найти простое предложение, доказать свой выбор;
- 2-е и 3-е предложения записать в тетрадь, расставить знаки препинания, графически объяснить их постановку; найти грамматическую основу;
- графическое объяснение (схемы) зарисовать на доске;
Задание ученикам, кто работает быстрее остальных: (устно) преобразовать последнее предложение в простое с однородными членами.
Запомни! Отсутствие знаков препинания, неправильно поставленный знак влияют на смысл предложения, затрудняют его прочтение, порой делая его противоположным по смыслу!
9. Творческая часть урока.
* Творческой темой нашего урока была ЗИМА. (слайд № 11)
- Вспомните, кто из мастеров художественного слова описывал это время года в своих произведениях?
- Но не только мастера художественного слова говорили о зиме, ее изображали и мастера кисти. Назовите художников.
- Не забыли о зиме и мастера звука, композиторы. Вспомните, кто написал целый цикл музыкальных произведений под названием «Времена года»?
* Написать сочинение-миниатюру на одну из тем: «Красавица-зима» или «Пришла зима».
10. Домашнее задание. Зима – прекрасное время года. Но иногда в зимний период случаются неприятности. Нарисуйте иллюстрацию на тему: «Осторожно, зима!» и подкрепите ее небольшим сочинением – описанием. Иллюстрацию можно заменить готовой картинкой.
11. Проверка нескольких творческих работ.
Подведение итогов урока (слайд №12)
Список используемой литературы:
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя. – СПб.: Свет, 1996.
- Бутеева Е.В. Комиссарова Л.Ю. Методические рекомендации для учителя. Русский язык 5 класс.: Образовательная система «Школа 2100». Москва, Баласс. 2006.
- Волина В.В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах – М.: АСТ, 1996.