Пути формирования информационных компетенций учащихся

Разделы: Общепедагогические технологии


«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет в процессе обучения обучать ребёнка».

Л.С. Выгодский.

Сегодня информационные технологии в обучении – это не дань моде, а средство достижения нового качества образования, что соответствует главной задаче российской образовательной политики.

Главная задача которой является – воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
При помощи информационных технологий (видеозапись, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Что же обозначает понятие: ИКТ-компетентность? Это приобретение умений самостоятельно искать, собирать, анализировать, оценивать, организовывать, представлять, передавать информацию, моделировать и проектировать объекты и процессы, в том числе – собственную индивидуальную деятельность и работу коллектива, квалифицированно используя доступные современные средства информационных и коммуникационных технологий

Применение информационных технологий на уроках позволяет моим ученикам:

  • развивать умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
  • овладевать практическими способами работы с информацией;
  • развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
  • активизировать познавательную деятельность;
  • проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

Цель моей работы состоит в том, чтобы на каждом уроке формировать учебную деятельность, которая превращала бы ученика в субъекта, заинтересованного в учении.

Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:

  • активизации познавательного процесса;
  • развитию логического мышления;
  • формированию коммуникативных, рефлексивных, информационных и проектных компетентностей учащихся,
  • а также умений использовать приобретенные знания для решения практических задач повседневной жизни;
  • воспитанию нравственно и духовно богатой личности;
  • освоению культуры работы с текстом.

Основным способом активизации познавательного процесса на моих уроках являются методы:

  • проблемно-поисковый, методы развивающего характера: учебный диалог, беседа-рассуждение, учебный спор, метод коллизий. Данные методы я строю на следующих принципах обучения:
  • принцип опережающего обучения;
  • принцип комплексного воздействия на интеллект ребёнка (одновременное развитие речи, внимания, памяти, мышления, наблюдательности);

Часто информационные технологии ассоциируются только с урочной деятельностью. На самом же деле обучить детей информационно-компьютерным технологиям – это не только и не столько научить их работе на компьютере.

Считаю, обучить детей информационно-компьютерным технологиям – это, прежде всего, научить их самостоятельной работе с различными средствами информации, раздвинув при этом поле урочной деятельности.

В рамках не урочной деятельности можно и нужно создавать организационно-педагогические условия формирования и развития информационно-коммуникативной компетентности учащихся.

Среди перечня таких условий выделяю участие в конкурсах, как перспективную форму внеурочной деятельности, средство выявления и развития творческих способностей и наклонностей обучающихся.

Как известно, конкурс – это соревнование, цель которого выявить лучших из его участников; для проведения конкурса организатор заранее определяет условия его проведения: цели, содержание, структуру.

Чтобы формировать информационно-коммуникативную компетентность у обучающихся, она должна быть сформирована у педагога. На уроках я использую готовые электронные ресурсы, сама составляю электронные приложения к уроку, составляю тестовые задания по отдельным темам, презентаций. Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. На уроках для большей эффективности я использую предметные коллекции, портреты, видеоэкскурсии, фотографии, иллюстрации объектов.

Для развития творческих способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности предлагаю им творческие задания, работу в микрогруппах, задания исследовательского характера. Но зажатый в рамки учебного плана и программы педагог не всегда имеет возможность подачи дополнительного материала учащимся. Необходимо внедрять использование ИКТ-технологий во все уголки школьной жизни и для достижения результатов привлекать учащихся. Одним из таких уголков и является создание блога «Лучики».

Таким образом преследую ряд функций:

образовательную – дополнительное образование, кроме данных, получаемых на уроках, подача их в неожиданной, легкой форме – предоставление детям информации в которой они действительно нуждаются;

информативную – быстрый и результативный способ массового оповещения всех учащихся.
Широко в своей работе использую проектный метод обучения.

Учащиеся в процессе работы над проектом постигают реальные процессы, проживают конкретные ситуации.

С точки зрения информационной деятельности, при работе над проектом ученику требуются навыки поиска, анализа информации, умения хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию.
Выполняя проект, ребята учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию, часто оказывается в ситуации выбора.
Ученик сам анализирует каждый шаг своего учения, ищет причины возникших затруднений, находит пути исправления ошибок.