Тип урока: Урок изложения и первичного закрепления знаний.
Цели: Обучающие (познавательные): обеспечить в ходе урока усвоение учащимися знаний о строении атома металла на основании положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева, физические свойства и применение. Продолжить формирование работать с книгой и другими источниками информации, извлекать информацию при слушании и чтении; проводить рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности.
Развивающие: Развивать у учащихся умения выделять главное, преобразовывать, сохранять и передавать компактно и логически последовательно излагать свои мысли, самостоятельность.
Воспитывающие: Содействовать в ходе урока формированию причинно-следственных связей: строение <—> свойство <—> применение; развивать способы совместной деятельности в группе, умения искать и находить компромиссы.
Образовательные результаты, на достижение которых направлено содержание урока:
– личностные:
- в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, живем в стране богатой природными ресурсами;
- в трудовой сфере — нацеливание на дальнейшей выбор профессий, связанных с добычей и производством металлов (в 2 км от села расположены обогатительная фабрика и действующие шахты “Сибирь-полиметаллы”);
- в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — понимать взаимосвязь между строением атомов металлов, положением их в Периодической системе и свойствами, уметь прогнозировать свойства ранее неизученных, умение управлять своей познавательной деятельностью.
– метапредметные:
использовать основные интеллектуальные операции для сравнения и обобщения сведений о металлической химической связи и кристаллической металлической решетке, выявить причинно-следственные связи в общих физических свойствах металлов и их применением;
уметь определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
использование различных источников для получения химической информации.
– предметные:
в познавательной сфере развивать у учащихся умение на основе частных примеров делать общие выводы, выявлять закономерности и зависимость между строением атома и свойствами простого вещества, между свойствами и применением; прогнозировать свойства неизученных металлов по аналогии со свойствами изученных;
в ценностно-ориентационной сфере: анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с добычей металлов (отходы обогатительной фабрики);
в сфере безопасности жизнедеятельности: уметь собрать ртуть из разбившегося градусника.
Средства, обеспечивающие образовательный процесс на уроке: коллекция различных металлов; таблицы характеризующие физические свойства металлов или справочная литература, "Виды химической связи", "Типы кристаллических решеток", "Общие физические свойства металлов", слайдовая призентация.
Содержание урока:
Этапы урока, их продолжительность |
Задача, решаемая учителем на данном этапе |
Планируемая деятельность обучающихся |
Содержание деятельности учителя по обеспечению решения поставленной задачи этапа (используемые формы, методы, средства и др. организации деятельности обучающихся с учетом реальных особенностей класса) |
Возможные действия учителя, если ему не удается достичь поставленной задачи этапа |
I этап. Ориентировочно – мотивационный | Целеполагание Обеспечить в ходе урока закрепление знаний о строении, физических свойствах и применении металлов. |
Варианты ответов. Должны вспомнить, что свойства веществ лежат в основе применения, свойства зависят от строения. Изучать строение металлов |
Посмотрите коллекцию на столе и скажите, какую тему мы будем изучать сегодня на уроке? Рассказ учителя (приложение 1) Ответы на какие вопросы вы бы хотели получить? Выслушивает цели учащихся, при необходимости корректирует формулировку, кратко фиксирует на доске. Уточняет тему урока, записывают тему урока – учитель на доске, ученики в тетрадь |
Наводящие вопросы Строение —> свойство —> применение
|
II этап. Операционно-познавательный |
Обеспечить понимание строения металлов через умения выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать причинно-следственные связи. Продолжить формирование научной картины мира.Рефлексия этапа работы. Формировать самооценку своей учебно-познавательной деятельности | Работа в группах 4-5 мин. Выступление детей Формулируют и записывают особенности строения атомов металлов, и их основное химическое свойство – способность отдавать внешние электроны Проводят самооценку своей учебно-познавательной деятельности |
В 8 классе вы уже знакомились с темой
металлы. Давайте вспомним положение элементов –
металлов в Периодической системе. Работа в группах. 4-5 мин. (Каждая группа получает план-задание на карточке. Приложение 2) Не забывайте о правилах работы в группе. Организует работу в группах, оказывает помощь, добивается правильного понимания материала. Уточняет у детей, какая группа готова? Сколько еще потребуется времени, если не готовы? Решите, кто из вас будет отвечать от группы !Атомы металлов не могут принимать электроны и быть окислителями. Низшая С.О. всех металлов – нулевая. Проводит тестирование. (Приложение № 3.) После самопроверки теста, показывает на слайде правильные ответы, просит оценить свою работу. |
Дополнительно работа с учебником § 5, 6 Учитель направляет деятельность групп Возможно использование ЦОР, |
Развивать у учащихся умения компактно и логически последовательно излагать свои мысли | Нет | На все вопросы, поставленные в начале урока мы ответили? | ||
Выступления учащихся из 4 группы об особенности кристаллической металлической решетки и металлической связи. |
Необходимо вспомнить природу химической связи в металлах и особенности металлической кристаллической решетки. | Использовать модели кристаллической решетки металлов, таблицы или слайды, | ||
Продолжить формирование работать с различными источниками, самостоятельно отбирать необходимую информацию. Развивать познавательный интерес через использования данных о применении металлов | Работа в группах При необходимости готовят опоры, схемы применения, предметы из коллекции и используют их при выступлении |
Выявите взаимосвязь между свойствами
металлов и областями их применения Не забывайте о правилах работы в группе. Учитель может задавать уточняющие вопросы, высказывать свои мнения, а главное в течении всего урока не забывать отмечать успехи детей, их находки, наиболее яркие выступления |
Использование слайдов, опираясь на которые дети могут делать выводы о свойствах металлов и их применении | |
Развивать у школьников способности вести учебные дискуссии, выдвигать гипотезы через решение познавательных задач. | Решение творческой задачи в группах | Вы видите, как широко используются
металлы. А можно ли уменьшить их потребление?
Ваши предложения. Проговорите в группе ваши предложения, выберите наиболее актуальные, значимые на ваш взгляд. Аргументируйте свои предложения. Принимаются все варианты ответов от групп и обсуждаются дискуссионно. |
Этот вопрос можно оставить в качестве домашнего задания | |
III этап. Оценочный этап Рефлексия |
Выявить, достигнуты ли образовательные результаты, на достижение которых направлено содержание урока | Отвечают на вопросы Оценивают свою работу на уроке Отвечают на вопросы |
Задаёт вопросы: достигли ли вы цели
урока? В какой степени? Какие вопросы вызвали наибольшее затруднение. Оцените свою работу по пятибалльной системе. Даёт домашнее задание и инструктирует по его выполнению: § 5, 6 учебника,задача * Используя справочные материалы, учебник, личный опыт назвать металлы, которые не обладают магнитными свойствами. Объявляет и комментирует оценки |