Программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство

Класс: 1


Пояснительная записка

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Программа организации внеурочной деятельности по направлению “Проектная деятельность” предназначена для работы с детьми 1 класса и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, ссузах. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

а) непрерывности дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
б) развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
в) системности организации учебно-воспитательного процесса;
г) раскрытия способностей и поддержки одаренности детей.

Цели: развитие познавательной сферы первоклассников; сплочение классного коллектива; повышение уровня самостоятельности при выполнении учебных действий; развитие основ самообразования и исследовательской деятельности; создание положительной мотивации к учебной деятельности.

Задачи:

  1. Создание условий, способствующих формированию навыка сотрудничества.
  2. Научить детей вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения.
  3. Развитие способности понимать других людей.
  4. Развитие способности сознательной дисциплины и саморегуляции поведения.
  5. Развитие произвольной сферы учащихся.
  6. Развитие творческого воображения.
  7. Развитие эмоциональной сферы учащихся; способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое.
  8. Воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности.

Внеурочная деятельность по направлению “Проектная деятельность” в 1 классе организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.

Форма организации: групповые занятия. Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, соревнований, реализации проектов. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди. Программа предусматривает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах, выставки. Основные виды творческих работ – это поделки и мероприятия. Примеры проектов: создание рисунков, коллажей, макетов, постановка спектаклей.

На курс “Юные исследователи” отводится 1 час в неделю. Курс входит в раздел учебного плана “Внеурочная деятельность”, направление – “Проектная деятельность”.

В результате изучения курса “Юные исследователи” учащиеся могут научиться:

– основам информационных технологий;
– основам исследовательской деятельности;
– аналитически мыслить;
– вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения;
– основам оформления работ.

 Содержание программы

1. Введение (1ч)

1. Что такое проект.

Цель: Знакомство с понятием “проект”; развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов.

Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.

Понятия: проект, проблема, информация.

2. Учимся делать проект (8ч)

2. Что такое проблема (1)

Цель: Знакомство с понятием “проблема”; формирование умения видеть проблему; развитие умения изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.

Понятие о проблеме. Упражнения в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра “Посмотри на мир чужими глазами”.

Понятия: проблема, объект исследования.

3. Познаем мир (1)

Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами.

Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание: “Нужно – не нужно”, “Местное радио”, “Зеленый, красный, зеленый”, “Палочка, остановись!”, “Разложи правильно картинки”.

Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.

4. Школа “почемучек” (2)

Цель: знакомство с понятием “гипотеза”; развитие исследовательского и творческого мышления; развитие умения прогнозировать.

Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия (“Сходство и различие”). Игра “Найди причину”.

Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.

5. Удивительный вопрос (2)

Цель: развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.

Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра “Угадай, о чем спросили”, “Найди загадочное слово”. Правила совместной работы в парах.

Понятия: вопрос, ответ.

6. Источники информации (2)

Цель: знакомство с понятием “источник информации” (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видеофильмы, ресурсы Интернета).

Понятия: источник информации.

3. Мы – исследователи (22ч)

7. Я и мое имя (2)

Цель: формирование представлений о своем имени; развитие интереса к исследовательской деятельности.

Имя человека одно из важнейших составляющих его индивидуальности, оно определенно влияет на характер, а, значит, на его судьбу. Игра “В поисках своего имени”.

Результат: коллективный проект “Поляна дружных имен”.

8. Любимое число (2)

Цель: Обобщение знания учащихся о числах первого десятка; формирование умения применять полученные знания в практической деятельности, представлять свою работу.

История числа. Натуральный ряд чисел. Занимательная математика (“Покажи цвет”, “Первый, второй”, “Задачи”). Игры с числами.

Результат: коллективный проект “Веселые числа”.

Понятия: число, нумерация.

9. Новый год – любимый праздник (4)

Цель: привитие любви к традициям русского народа, к семейным традициям; формирование умения работать в группе и оценивать результат своего труда; формирование умения представлять свою работу; развитие творческих способностей первоклассников.

История праздника Нового года. Традиции новогоднего праздника в нашей стране. Новый год – семейный праздник. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.

Результат: коллективные проекты: коллаж; изготовление новогодних игрушек дл украшения класса; изготовление новогодней гирлянды для школьной елки.

Понятия: традиции, сувенир, самооценка, презентация.

10. Алфавит (3)

Цель: систематизация знаний о знакомых детям буквах; знакомство с практическим применением алфавита в жизни людей; развитие творческих способностей учащихся.

История русской азбуки. Алфавит. Азбука. Каталог. Организация выставки книг.

Результат: коллективный проект “Азбука в картинках”.

Понятия: буква, алфавит.

11. Симметрия вокруг нас (3)

Цель: знакомство с понятием “симметрия”; развитие логического и пространственного мышления; привитие навыков учебной деятельности: анализа, синтеза; развитие устной речи.

Понятие о симметрии. Симметричные и асимметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека. Игра на внимание “Найди, покажи и объясни”.

Результат: коллективный проект “Симметрия вокруг нас”.

Понятия: симметрия.

12. Что мы знаем о растениях (4)

Цель: обобщение знаний о растениях, о роли растений в жизни человека и животных; воспитание бережного отношения к родной природе; формирование умения применять в практической деятельности полученные знания.

Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Комнатные растения нашего класса. Охрана растений в Алтайском крае.

Результат: коллективный проект – выставка работ “Природа и фантазия”.

Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, условия жизни растений.

13. Что за прелесть эти сказки! (4)

Цель: привитие интереса к устному народному творчеству; развитие творческих способностей учащихся; формирование умения различать добро и зло; создание условий для реализации полученных знаний в практической деятельности.

Устное народное творчество. Русские народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка. Костюмы героев спектакля. Конкурс загадок про героев народных сказок про животных.

Результат: Выбор темы коллективного проекта: “Моя любимая сказка”, “Сочиняем сказку”, “Театрализация сказки”.

Понятия: добро, зло, театр, спектакль, герой, театрализация сказки.

4. Заключение (2ч)

14. Что мы узнали и чему научились за год (1)

15. Моя лучшая работа (1)

Цель: систематизация и обобщение знаний детей по курсу “Юный исследователь”.

Рефлексия проведенной работы за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.

Приложение 1

Приложение 2