Пунктуация. Знаки препинания между однородными членами

Разделы: Русский язык


Тип урока: повторительно-обобщающий урок.

Цели урока:

- закрепление темы “Знаки препинания при однородных членах”;

- проверка усвоения изученного материала.

Задачи:

образовательная:

- проверка знаний теоретического материала;

- закрепление знаний учащихся по теме “Пунктуация при однородных членах”;

- формирование практических навыков постановки знаков препинания при однородных членах;

развивающая:

- задания ориентированы на развитие мышления и творческих способностей;

- задания имеют занимательную форму, помогают развивать логическое мышление, интерес к предмету;

- выполнение заданий позволяет расширить кругозор учащихся в историческом аспекте, пополнить лексический запас новыми терминами;

воспитательная: воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательное отношение к языку как к духовной ценности.

Наглядные пособия: мультимедийный проектор, доска, таблицы, сборник ЕГЭ, портреты Н.М. Карамзина, М.В. Ломоносова, словарь иностранных слов, словарь В.И. Даля, “Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова.

Ход урока

I. Организационный момент: сообщить тему урока, сформулировать цели урока.

II. Актуализация знаний учащихся.

1. Работа над эпиграфом урока: “Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться”.

(К.Г. Паустовский)

2. Работа над текстом (пример из рукописи первой половины XVI века).

тоеосеникнязьсеменъдмитриевичъсуздальскийприиде-
ратьюкновъгородунижнемуаснимъцаревичентяксты-
сячьютатаръЛюдижезатворишасявъгороде.

Перевод: В ту осень князь Семён Дмитриевич Суздальский пришёл с войском к Новгороду Нижнему, а с ним царевич Ентяк с тысячью татар. Люди же затворились в городе.

3. Беседа.

- Почему, настолько трудно было читать такие тексты?

- Как вы думаете, что значит сочетание знаки препинания? (Выслушиваются варианты ответов учащихся)

- Прочитайте записанные на доске слова:

Знак, знати, знать (отличать, заметить)

Препнуться, запинка (=запятая), препятствие, препона (препятствие, преграда)

- Какие слова являются историческими родственниками слов знаки препинания?

4. Сообщения учащихся “Исторические родственники слов знаки препинания”.

5. Самостоятельная работа учащихся с толковым словарем и словарем иностранных слов.

Задание: установите происхождение слова запятая.

Запятая — это исконно русское по происхождению слово является страдательным причастием от глагола запять — “задержать”. Опираясь на знание исторических фонетических чередований, можно найти исторически родственные слова: запонка, запинаться, (знаки) препинания.

Значит, запятая — это то, что позволяет передать задержку, “запинку” в речи.

- Какой раздел науки о языке изучает правильную постановку знаков препинания? (Пунктуация)

Запишем: Пунктуация — раздел науки о языке, который изучает нормы употребления знаков препинания.

6. Сообщения учащихся Знаки препинания в истории русского языка”.

Знаки препинания складывались в истории русского языка постепенно и приобрели современный вид только к 19 веку. Более того, в древности тексты писались слитно (пример из рукописи 16 века).

Знаки препинания входят в употребление с ведением книгопечатания. К концу 16 века в большинстве печатных книг можно было встретить запятую, скобки, точку и вопросительный знак. Точный перечень знаков препинания и правило их употребления (как они сложились в печатной литературе 1 половины 18 века) встречается в “Российской грамматике” Михаила Васильевича Ломоносова.

В правилах Ломоносова не упоминаются тире, кавычки, многоточие. Эти знаки появляются в конце 18 века. Так, например, достоверно известно, что знак ТИРЕ первым начал употреблять Николай Михайлович Карамзин.

В 19 веке разработкой системы пунктуации занимались языковеды Ф.И. Буслаев, А.Х. Востоков, Н.И. Греч.

В 1885 г. вышла книга Я.К. Грота “Русское правописание”, в которой были обобщены важнейшие вопросы правописания и пунктуации. Правила пунктуации, установленные Гротом, вошли в практику школы и печати и действуют и в наше время.

III. Повторение и обобщение ранее изученного.

1. Работа по таблице “Знаки препинания между однородными членами. Употребление запятой” (параграф учебника 72).

2. Работа по таблице “Запятая не ставится (на доске с использованием мультимедийного проектора).

Неповторяющиеся союзы:

  1. [О и О]
  2. [О да (= и) О]
  3. [О или О]
  4. [О либо О]

Запомни:

Если союз повторяющийся, то надо очень внимательно посмотреть, из скольких однородных членов состоит ряд. Наиболее простой способ проверки – составить схему предложения с однородными членами.

Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь.

[O и O…O и O]

IV. Закрепление знаний, умений и навыков.

1. Работа с упражнением учебника 404.

Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните (устно) их употребление.

2. Работа со сборником ЕГЭ (выполнить задание А22 ч.1).

А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) В Петербурге мы посетили Эрмитаж и Русский музей и Кунсткамеру.

2) Я читаю газеты и журналы книги и брошюры.

3) Лунный ясный свет был прекрасен.

4) Летом они собирались поехать в Крым или на Кавказ.

После окончания работы учащиеся проверяют правильность решения

3. Комментарий (на доске с использованием мультимедийного проектора).

1) В Петербурге мы посетили Эрмитаж, и Русский музей, и Кунсткамеру. – В этом предложении три однородных члена, которые разделяются запятыми.

2) Я читаю газеты и журналы, книги и брошюры. – В предложении есть однородные члены, которые сгруппированы попарно. Каждая пара должна разделяться запятой.

3) Лунный ясный свет был прекрасен. – В этом предложении неоднородные определения. – Свет (какой?) лунный; лунный свет (какой?) ясный, которые запятой не разделяются.

4) Летом они собирались поехать в Крым или на Кавказ. – В этом предложении два однородных члена, соединённых союзом или, поэтому запятая не ставится.

4. Самостоятельная работа.

1 вариант

А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)

1) В поэзии Некрасова есть ненависть и сарказм надежда и вера любовь и нежность.

2) Причастия способны как образно описать предмет или явления так и представить его признак в динамике.

3) Среди писателей послереволюционной эпохи М.А. Булгаков чаще других обращается к темам прозрения и своего пути в жизни и литературе.

4) Алогичность соединения слов создает особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность.

2 вариант

А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)

1) Для многих книги Достоевского или Толстого интереснее любого детективного романа.

2) В песне человек и исповедуется в своей судьбе и грустит и радуется.

3) Картины Шишкина известны как в нашей стране так и за рубежом.

4) В поэзии самые обычные слова начинают сверкать и звенеть и звучать по-новому.

После выполнения работы учащиеся проверяют правильность решения (комментарий на доске с использованием мультимедийного проектора).

5. Индивидуальные задания: объясните орфограммы и пунктограммы (тексты записаны на доске). Проверка выполнения задания - после графического диктанта.

1. В.И. Даль рос…ийский медик биолог этнограф писатель языковед.

В течени… всей своей жизни В. И. Даль соб…рал народные песни и сказки пословицы и поговорки.

“Толковый словарь живого великорусского языка” не только переводит одно слово за другим но и объ…сняет значения слов.

2. Л.В. Щерба л..нгвист академик профе..ор Ленинградского унив..рситета. Среди его учеников были зам..чательный филолог В.В. Виноградов лексикограф С.И. Ожегов литератур..вед И.Л. Андронников.

Уч..ный много вн..мания уделял школьному делу участв..вал в сост..влении учебных планов и программ.

6. Графический диктант.

Задание: расставить знаки препинания.

1 вариант

[O а О]

[О да (= но) О]

[не только О но и О]

[насколько О настолько О]

[как О так и О]

[и О и О]

[О и О О и О]

[или О или О]

[то О и О то О]

[не то О не то О]

2 вариант

[О но О]

[О однако (зато) О]

[не столько О сколько О]

[если не О то О]

[О и О О и О]

[О и О и О]

[либо О либо О]

[то О то О]

После выполнения работы учащиеся проверяют правильность решения. Схемы на доске с использованием мультимедийного проектора.

7. Викторина.

1) Могут ли быть однородными простое и составное сказуемое? (Могут: Он хорошо отдохнул и был полон сил)

2) Объясните странное на первый взгляд повторение слова ТО в предложении:

Анисья Федоровна подавала Наташе то то, то другое. (То…то-повторяющийся разделительный союз; среднее то – указательное местоимение среднего рода (кушанье)).

V. Домашнее задание: п.72, упр. 408 (инструктаж по его выполнению).

VI. Подведение итогов урока: оценить работу учащихся.

Заключительное слово учителя.

Какое событие прошло в нашей стране в октябре 2010 года? (Перепись населения)

Какой язык – самый распространённый в России? (Русский)

На скольких языках разговаривают жители нашей страны? (Более чем на 150 языках)

По мнению замечательного ученого Л.В. Щербы, выпускники школы должны бать, безусловно, орфографически грамотными и вполне сознательно ставить знаки препинания.

Помните, что русский язык – это великое сокровище народа. Берегите его, не засоряйте грубыми словами, штампами.

Урок закончен. Желаю вам успехов!

Дополнительная литература

  1. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. - 4-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 368 с.
  2. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: С17 2011: Русский язык / авт.-сост. И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров, И.П. Васильевых и др. – М.: АСТ: Астрель, 2011. - 191, [1] с. - Федеральный институт педагогических измерений).
  3. ЕГЭ 2011. Русский язык. Репетитор / И.П. Цыбулько, С.И. Львова. – М.: Эксмо, 2010. – 208 с. – (ЕГЭ. Репетитор).
  4. Уроки русского языка в школе: Предпрофильное обучение. 8 класс: Методическое пособие для учителя / О.Н. Зайцева. – М.: Вербум-М, 2005. -119 с.: ил.
  5. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся / Под ред. Л.П. Крысина. Худож. О.С. Василькова. - М.: Просвещение, 1995. -383 с.: ил.