Цель урока: повторить, закрепить изученный материал.
Задачи урока.
Образовательная: повторить, углубить, закрепить изученный материал
Развивающая: развивать познавательную активность детей, формировать умение работать с историческими источниками, решать познавательные и проблемные задачи.
Воспитательная: способствовать формирование интереса к истории своей страны.
Организация урока. Учащиеся знакомятся с целями урока и условиями игры. Задача участников – набрать как можно больше жетонов. За каждый правильный ответ – один жетон. Победителями являются учащиеся, собравшие максимальное количество жетонов.
Содержание урока
I. Тур. Блеф-клуб
К доске приглашаются два участника, которым одновременно задается вопрос. Участники дают односложный ответ “да” или “нет” и записывают его на доске. Победителем считается ученики, набравшие большее количество очков.
1. Раунд. Верите ли вы, что:
- Борис Годунов был избран на царство Земским собором.
- Семибоярщина – это правительство при малолетнем Иване Грозном.
- Марина Мнишек – жена Михаила Романова.
- ЛжедмитрийI вступил в Москву в 1604 г.
- Первое ополчение было сформировано в Великом Новгороде.
- “Тушинским вором” называли Григория Отрепьева
- Одной из причин Смутного времени было прерывание династии московских князей.
- Руководителем второго ополчения был П.Ляпунов.
- Активным противником польской интервенции был патриарх Иов.
- И. Болотников по происхождению был казаком.
2 раунд. Верите ли вы, что…
II тур. Герой, дата, событие
Участие в игре принимает весь класс. Учитель поочередно указывает на участников игры и говорит: “герой”, “дата”, “событие”.
Ученик, на которого указал учитель, должен быстро назвать то, что указал учитель, при этом все ответы должны быть связаны со Смутным временем.
III тур. “Высказывания известных людей”
Кому принадлежат эти слова:
А. “Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов - дворы свои продадим, жен, детей заложими будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. Дело великое! Мы совершим его, если Бог поможет. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело: я знаю, только мы на это дело подвинемся, так и многие города к нам пристанут, и мы избавимся от иноплеменников…”.
Б. “Отче великий, патриархИов! Бог свидетель, что не будет в моем царстве бедного человека. Последнюю рубашку разделю со всеми”.
В. “Нет, не я вас, а вы обманули сами себя. Как могли вы думать, что я что я выдам вам нашего государя? Он спасен теперь, и вы очень далеко от его поместья! Вот вам голова моя, делайте со мною, что хотите, я отдаю себя Богу”.
В. “Мне, Великому Государю, всякого человека, не осуда истинным судом с бояри своими, смерти не предати, а вотчин, и дворов, и животов у братьев и их жен и у детей не отнимати, буди которые с ними и в мысли не были, также и у гостей, и у торговых людей, и у черных людей, хотя который по суду и сыску дойдет и до смертной вины, и после их у жен и у детей дворов и лавок и животов не отьимати, буде они с ним в той вине невинны, да и доводов ложных мне, Великому Государю, не слышати, а сыскивати всякими сыски накрепко и ставите с очей на очей, чтобы в том православное христианство безвинно не гибли”.
Г. “Россию терзали свои более, нежели чужие: проводниками, наставниками и хранителями поляков были на ней изменники. Поляки только смотрели и смеялись над безумным междоусобием”.[1]
Тур. IV. “Ошибки в тексте”
Учащимся предлагается найти ошибки в тексте. Побеждает тот, кто найдет большее количество ошибок.
“Внезапная смерть Бориса Годунова в 1605 году облегчила вступление Лжедмитрия в Москву. Восставшие москвичи пытались заступиться за сына Годунова – Федора, но безуспешно. По приказу самозванца, Федора насильно постригли в монахи и отправили в один из дальних монастырей. Новый царь пытался заигрывать с народом, принимал жалобы, начал борьбу с поборами. Пышная свадьба “царя Дмитрия” с Мариной Мнишек проводилась с соблюдением всех православных обычаев, что расположило к нему москвичей. И, если, простой народ поддерживал самозванца, то бояре были недовольны тем, что царь отстранил их от участия в государственных делах. Боярская верхушка во главе с Михаилом Скопиным-Шуйским организовала против Лжедмитрия заговор. В 1606 году самозванец был убит. Марина Мнишек и ее отец были высланы в Польшу. В том же году Боярская дума царем избрала Михаила Скопина-Шуйского”.
Тур V. Решение кроссворда
(Матрицы) [2]
А. Найдите и выделите в матрице следующие слова:
1. Годы (лета), когда запрещался переход крестьян от одного владельца к другому.
2. Годы (лета), на которые устанавливался срок сыска беглых крестьян.
3. Беспринципный человек, занимающийся рискованным делом в расчете на случайный успех.
4. Брат жены.
5. Ключевой город для обеспечения выхода России к Балтийскому морю во время правления Бориса Годунова.
з | а | п | о | в | е | д | н | ш | у |
у | р | о | ч | н | ы | н | а | р | |
а | в | а | н | т | е | ы | р | в | и |
т | с | и | р | ю | е | а | н |
Б. Найдите и выделите в матрице следующие слова:
1. Знатные бояре, осуществлявшие коллективное правление страной после свержения Василия Шуйского.
2. Имя, принятое в монашестве Михаилом Романовым.
3. Отчество Кузьмы Минина.
4. Титул Дмитрия Пожарского.
а | н | к | с | ф | к | н | я | а |
и | ч | у | е | и | т | к | з | н |
в | д | м | л | а | р | Ь | и | |
о | н | и | и | б | о | я | р | щ |
VI тур. “Исторические личности”
Учащимся предлагается определить о ком идет речь в документе.
А. “20 июня, прекрасный летний день. Впереди поляки, литаврщики, трубачи, дружина всадников с копьями, пищальники, колесницы… Звонили во все колоколаУлицы были наполнены бесчисленным множеством людей: кровли домов и церквей, башни и стены также были усыпаны зрителями. . от Русской земли, что от такого малого города. Народ падал ниц с восклицанием “Здравствуй, отец наш, государь и великий князь Дмитрий Иванович, спасенный Богом для нашего благодентствия. Сияй и красуйся, о солнце России!”.
Б. “Был он не из славного рода, не из знатного, но из последних людей служилых, из числа детей боярских. Был же он человеком злоумным, в беседах многословным, но быстро схватывал все, что прочел в книгах, однако не на благо все это, ибо нравом он был коварен и к дурному склонен, а с виду очень невзрачен и малорослый, а сердцем лют и свиреп душой, и полон всякой хитрости и коварства, и беснования… Многие говорили о нем , что уподобился он во всем – и нравом иделами – скверному законопреступнику, нечестивому мучителю царю Юлиану…”.
В. “… Тотчас по своем провозглашениипошел в Успенский собор и начал там говорить, что искони веков в Московском государстве не важивалось: “Целую крест всей земле на том, что мне ни над кем ничего не делати без собору, никакого дурна” Бояре и всякие люди говорили царю, чтобы он на том креста не целовал, птоому что в Московском государстве того не повелось, но он никого не послушал”.[1]
VII Тур. “Реставрация”
Участникам игры предлагается восстановить документ, вставляя пропущенные слова.
“Первыми на борьбу с интервентами поднялись жители…. . В этом городе было сформировано первое ополчение, которое возглавил…. . Весной 1611 года ополченцы подошли к … , здесь к ним присоединились отряды Заруцкого и Трубецкого. Попытка взять город была неудачной. Занять окраину удалось только одному отряду под руководством … Дмитрия Пожарского.
Второе ополчение, созданное жителями … , возглавили Д. Пожарский и К. Минин. Для управления страной был создан “Совет….”. В марте 1612 года ополчение вышло из города и направилось к… . В нем Дмитрий Пожарский, пополнив ряды ополченцев,занялся их военной подготовкой. Летом того же года ополчение подошло к Москве. Им удалось опередить гетмана … , который спешил на помощь полякам. В августе состоялось решающее сражение с поляками. В критический для ополченцев момент, положение спас …., который переправился через Москву-реку и ударил в тыл поляков”.
Подведение итогов. Награждение победителей.
Использованная литература
- История России. Конец XVI-XVIII вв. Волгоград. 2005.
- Дидактические материалы по истории России. М.: 2006.
- Игры на уроке истории. М.: 2001.