Тема урока: "Смутное время в России". 7-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 7


Цель урока: повторить, закрепить изученный материал.

Задачи урока.

Образовательная: повторить, углубить, закрепить изученный материал

Развивающая: развивать познавательную активность детей, формировать умение работать с историческими источниками, решать познавательные и проблемные задачи.

Воспитательная: способствовать формирование интереса к истории своей страны.

Организация урока. Учащиеся знакомятся с целями урока и условиями игры. Задача участников – набрать как можно больше жетонов. За каждый правильный ответ – один жетон. Победителями являются учащиеся, собравшие максимальное количество жетонов.

Содержание урока

I. Тур. Блеф-клуб

К доске приглашаются два участника, которым одновременно задается вопрос. Участники дают односложный ответ “да” или “нет” и записывают его на доске. Победителем считается ученики, набравшие большее количество очков.

1. Раунд. Верите ли вы, что:

  1. Борис Годунов был избран на царство Земским собором.
  2. Семибоярщина – это правительство при малолетнем Иване Грозном.
  3. Марина Мнишек – жена Михаила Романова.
  4. ЛжедмитрийI вступил в Москву в 1604 г.
  5. Первое ополчение было сформировано в Великом Новгороде.
  6. “Тушинским вором” называли Григория Отрепьева
  7. Одной из причин Смутного времени было прерывание династии московских князей.
  8. Руководителем второго ополчения был П.Ляпунов.
  9. Активным противником польской интервенции был патриарх Иов.
  10. И. Болотников по происхождению был казаком.

2 раунд. Верите ли вы, что…

  1. И. Болотников называл себя воеводой царя Дмитрия.
  2. Восстание Хлопка произошло в 1603 году.
  3. Польская интервенция началась в 1610 году.
  4. Второе ополчение было сформировано в Нижнем Новгороде.
  5. Смоленск выдерживал осаду поляков в течение 20 месяцев.
  6. Михаил Романов – сын патриарха Филарета.
  7. Василий Шуйский обратился в 1609 году за военной помощью к полякам.
  8. Руководителем второго ополчения был князь Дмитрий Пожарский.
  9. Москва была освобождена от поляков военным отрядом под руководством Михаила Скопина-Шуйского.
  10. “Тушинским воренком” называли королевича Владислава.

II тур. Герой, дата, событие

Участие в игре принимает весь класс. Учитель поочередно указывает на участников игры и говорит: “герой”, “дата”, “событие”.

Ученик, на которого указал учитель, должен быстро назвать то, что указал учитель, при этом все ответы должны быть связаны со Смутным временем.

III тур. “Высказывания известных людей”

Кому принадлежат эти слова:

А. “Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов - дворы свои продадим, жен, детей заложими будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. Дело великое! Мы совершим его, если Бог поможет. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело: я знаю, только мы на это дело подвинемся, так и многие города к нам пристанут, и мы избавимся от иноплеменников…”.

Б. “Отче великий, патриархИов! Бог свидетель, что не будет в моем царстве бедного человека. Последнюю рубашку разделю со всеми”.

В. “Нет, не я вас, а вы обманули сами себя. Как могли вы думать, что я что я выдам вам нашего государя? Он спасен теперь, и вы очень далеко от его поместья! Вот вам голова моя, делайте со мною, что хотите, я отдаю себя Богу”.

В. “Мне, Великому Государю, всякого человека, не осуда истинным судом с бояри своими, смерти не предати, а вотчин, и дворов, и животов у братьев и их жен и у детей не отнимати, буди которые с ними и в мысли не были, также и у гостей, и у торговых людей, и у черных людей, хотя который по суду и сыску дойдет и до смертной вины, и после их у жен и у детей дворов и лавок и животов не отьимати, буде они с ним в той вине невинны, да и доводов ложных мне, Великому Государю, не слышати, а сыскивати всякими сыски накрепко и ставите с очей на очей, чтобы в том православное христианство безвинно не гибли”.

Г. “Россию терзали свои более, нежели чужие: проводниками, наставниками и хранителями поляков были на ней изменники. Поляки только смотрели и смеялись над безумным междоусобием”.[1]

Тур. IV. “Ошибки в тексте”

Учащимся предлагается найти ошибки в тексте. Побеждает тот, кто найдет большее количество ошибок.

“Внезапная смерть Бориса Годунова в 1605 году облегчила вступление Лжедмитрия в Москву. Восставшие москвичи пытались заступиться за сына Годунова – Федора, но безуспешно. По приказу самозванца, Федора насильно постригли в монахи и отправили в один из дальних монастырей. Новый царь пытался заигрывать с народом, принимал жалобы, начал борьбу с поборами. Пышная свадьба “царя Дмитрия” с Мариной Мнишек проводилась с соблюдением всех православных обычаев, что расположило к нему москвичей. И, если, простой народ поддерживал самозванца, то бояре были недовольны тем, что царь отстранил их от участия в государственных делах. Боярская верхушка во главе с Михаилом Скопиным-Шуйским организовала против Лжедмитрия заговор. В 1606 году самозванец был убит. Марина Мнишек и ее отец были высланы в Польшу. В том же году Боярская дума царем избрала Михаила Скопина-Шуйского”.

Тур V. Решение кроссворда

(Матрицы) [2]

А. Найдите и выделите в матрице следующие слова:

1. Годы (лета), когда запрещался переход крестьян от одного владельца к другому.

2. Годы (лета), на которые устанавливался срок сыска беглых крестьян.

3. Беспринципный человек, занимающийся рискованным делом в расчете на случайный успех.

4. Брат жены.

5. Ключевой город для обеспечения выхода России к Балтийскому морю во время правления Бориса Годунова.

з а п о в е д н ш у
у р о ч н ы н а   р
а в а н т е ы р в и
т с и р ю   е   а н

Б. Найдите и выделите в матрице следующие слова:

1. Знатные бояре, осуществлявшие коллективное правление страной после свержения Василия Шуйского.

2. Имя, принятое в монашестве Михаилом Романовым.

3. Отчество Кузьмы Минина.

4. Титул Дмитрия Пожарского.

а н к с ф к н я а
и ч у е и т к з н
в   д м л а р Ь и
о н и и б о я р щ

VI тур. “Исторические личности”

Учащимся предлагается определить о ком идет речь в документе.

А. “20 июня, прекрасный летний день. Впереди поляки, литаврщики, трубачи, дружина всадников с копьями, пищальники, колесницы… Звонили во все колоколаУлицы были наполнены бесчисленным множеством людей: кровли домов и церквей, башни и стены также были усыпаны зрителями. . от Русской земли, что от такого малого города. Народ падал ниц с восклицанием “Здравствуй, отец наш, государь и великий князь Дмитрий Иванович, спасенный Богом для нашего благодентствия. Сияй и красуйся, о солнце России!”.

Б. “Был он не из славного рода, не из знатного, но из последних людей служилых, из числа детей боярских. Был же он человеком злоумным, в беседах многословным, но быстро схватывал все, что прочел в книгах, однако не на благо все это, ибо нравом он был коварен и к дурному склонен, а с виду очень невзрачен и малорослый, а сердцем лют и свиреп душой, и полон всякой хитрости и коварства, и беснования… Многие говорили о нем , что уподобился он во всем – и нравом иделами – скверному законопреступнику, нечестивому мучителю царю Юлиану…”.

В. “… Тотчас по своем провозглашениипошел в Успенский собор и начал там говорить, что искони веков в Московском государстве не важивалось: “Целую крест всей земле на том, что мне ни над кем ничего не делати без собору, никакого дурна” Бояре и всякие люди говорили царю, чтобы он на том креста не целовал, птоому что в Московском государстве того не повелось, но он никого не послушал”.[1]

VII Тур. “Реставрация”

Участникам игры предлагается восстановить документ, вставляя пропущенные слова.

“Первыми на борьбу с интервентами поднялись жители…. . В этом городе было сформировано первое ополчение, которое возглавил…. . Весной 1611 года ополченцы подошли к … , здесь к ним присоединились отряды Заруцкого и Трубецкого. Попытка взять город была неудачной. Занять окраину удалось только одному отряду под руководством … Дмитрия Пожарского.

Второе ополчение, созданное жителями … , возглавили Д. Пожарский и К. Минин. Для управления страной был создан “Совет….”. В марте 1612 года ополчение вышло из города и направилось к… . В нем Дмитрий Пожарский, пополнив ряды ополченцев,занялся их военной подготовкой. Летом того же года ополчение подошло к Москве. Им удалось опередить гетмана … , который спешил на помощь полякам. В августе состоялось решающее сражение с поляками. В критический для ополченцев момент, положение спас …., который переправился через Москву-реку и ударил в тыл поляков”.

Подведение итогов. Награждение победителей.

Использованная литература

  1. История России. Конец XVI-XVIII вв. Волгоград. 2005.
  2. Дидактические материалы по истории России. М.: 2006.
  3. Игры на уроке истории. М.: 2001.