Класс: 9
Методическая информация
Тип урока: урок комплексного применения знаний
Цели урока:
- образовательная: научить применять официально-деловой стиль в практической жизнедеятельности;
- развивающая: развивать умение подбирать и отбирать материал в соответствии с задачами документа;
- воспитательная: воспитывать чувство ответственного отношения к своим профессиональным и иным обязанностям.
Задачи урока:
- повторить основные особенности официально-делового стиля;
- закрепить навыки написания заявлений;
- показать принцип работы с электронными словарями ABBYY Lingvo 12;
- научить составлять персональное резюме;
- развивать навыки нахождения необходимой информации в сети Интернет.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока:
- знание особенностей официально-делового стиля речи,
- умение подбирать и отбирать материал в соответствии с задачами документа,
- навыки написания документов официально-делового стиля (заявление, апелляция, резюме),
- умение работать с электронными словарями ABBYY Lingvo 12,
- умение пользоваться сетью Интернет для подбора необходимого материала,
- ответственное отношение к своим профессиональным и иным обязанностям, формирование объективной самооценки;
- признание личностной значимости каждого члена социума.
Необходимое оборудование и материалы:
- Технические средства обучения: персональный компьютер (ноутбук), медиапроектор, экран, персональные компьютеры учащихся, подключенные к сети Интернет.
- Использованные возможности мультимедиа: работа с презентацией MS PowerPoint, электронными словарями ABBYY Lingvo 12
- Дополнительный материал: памятка "Персональное резюме" (Приложение 1 и Приложение 2),
- "Большой толковый словарь современного русского литературного языка" Д.Н.Ушакова.
- Электронная поддержка урока: презентация MS PowerPoint.
Подробный конспект урока
Мотивация учащихся.
В начале урока учитель сообщает учащимся задачи урока (демонстрируется СЛАЙД 2 презентации) и предлагает ответить на вопрос: зачем нужно знать особенности официально-делового стиля, могут ли эти знания чем-либо нам помочь в повседневной жизни?
Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке ученикам предлагается в течение урока на листочке условно отмечать свои ответы:
- "V" - ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный
- "W" - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
- "| " - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный
- "+" - ответил по своей инициативе, ответ правильный
- "0" - не ответил.
Ход и содержание урока
Опорное повторение (СЛАЙД 3) (3 минуты)
Перечислите, какие стили русского языка изучены нами.
Заполните таблицу
"Особенности официально-делового стиля"
Сфера общения | Жанры стиля | Особенности стиля | Языковые средства |
После ответов учащихся проецируется СЛАЙД 4.
Практическое задание (СЛАЙД 5). (5 минут)
Найдите, какие ошибки допустил написавший данное ниже заявление:
Директору МОУ Зикеевская
Средняя школа Никулину
ученика Антонова Игоря
Заявление.
Прошу вас разрешить сдавать мне экзамены по выбору по следущим предметам: истории (по реферату), физ-ре (по билетам).
С уважением -
Антонов 7.04.08г.
После того, как ученики выскажутся, проецируется СЛАЙД 6, на котором показано верно оформленное заявление.
Объяснение новой темы (17 минут)
Сегодня мы с вами должны научиться грамотно составлять резюме. (СЛАЙД 7)
- Подумайте, из какого языка пришло к нам слово resume. Обоснуйте своё мнение.
- Найдите в "Большом толковом словаре современного русского литературного языка" (автор Дмитрий Николаевич Ушаков), что обозначает это слово.
- Далее давайте посмотрим, как можно найти интересующее нас слово в программе электронных словарей ABBYY Lingvo 12. (учитель объясняет и наглядно демонстрирует принципы работы с электронными словарями).
Демонстрируется СЛАЙД 8 (Задача учителя заключается не в механическом прочтении текста на демонстрируемых слайдах 8 - 12, а построении рассуждения на основе отображаемой информации, ученики делают записи по ходу работы).
Резюме - это краткая информация о себе как специалисте: об образовании, специальности (квалификации), профессиональных достижениях, трудовой биографии, а также о своих целях в поиске работы.
Главная цель резюме - привлечь к себе внимание работодателя, создать у него благоприятное впечатление и получить приглашение на личную встречу с ним или его представителем.
Правила составления резюме (СЛАЙД 9):
- Краткость (не более 2 страниц машинописного текста)
- Аккуратность (отпечатано без ошибок и исправлений, чётко, на хорошей бумаге)
- Правдивость (не включайте в резюме ложную информацию, но правильно расставляйте акценты).
Структура резюме (СЛАЙД 10):
- Заголовок (фамилия, имя, отчество)
- Цель в поиске работы
- Основные личные данные
- Опыт работы (в обратном хронологическом порядке)
- Образование
- Дополнительная информация
- Три типа резюме (СЛАЙД 11):
Хронологическое
- (последовательный показ всего Вашего опыта работы, начиная с последней должности, выполняемые обязанности)
Функциональное
- (раскрытие Вашего творческого потенциала, умений и профессиональных навыков)
Комбинированное
- (объединяет элементы двух предыдущих типов, связывает воедино историю работы, достижения в карьере и навыки)
Дополнительные советы по составлению (СЛАЙД 12):
- При написании резюме следует использовать активные глаголы: управлять, руководить, помогать, обрабатывать, обучать, регистрировать, консультировать, классифицировать, составлять бюджет, проектировать, планировать и т.д.
- Избегайте постоянных сокращений, длинных фраз, выделите необходимые заголовки.
- Прежде чем направить резюме адресату, покажите его человеку, мнению которого Вы доверяете.
Каждому учащемуся учитель раздаёт памятку по написанию резюме, подготовленную специалистами государственной службы занятости.
Закрепление материала (18 минут):
Выполнение проблемного задания (СЛАЙД 13).
Представьте, что вы работаете консультантами в агентстве по подбору персонала. К вам обратился человек с просьбой помочь в составлении резюме для трудоустройства на должность продавца - консультанта в салон связи "Евросеть". Он сообщил вам, что его зовут Петров Сергей Иванович, родился 20.02.1985, в прошлом году он закончил Калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского по специальности "учитель физики и математики". Проживает в городе Жиздре на улице Ленина, дом 15, кв.1. Ранее работал продавцом бытовой техники у частного предпринимателя. Умеет пользоваться ПК на уровне опытного пользователя, знает английский язык.
Подумайте, какие сведения вам необходимо ещё у него получить и какой вид резюме (хронологическое или функциональное) помочь ему составить.
Работа в группах (СЛАЙД 14).
Пожалуйста, составьте персональное резюме каким-либо известным личностям. Для этого найдите в сети Интернет всю необходимую для составления резюме информацию, определитесь, какой тип резюме (хронологическое, функциональное или комбинированное) вы будете составлять. После этого приступайте к написанию резюме. Удачи!
По окончании работы зачитываются составленные резюме, обсуждается, чьё резюме наиболее удачно.
Проверка и оценивание ЗУНКов осуществляется в ходе работы, по мере выполнения учащимися заданий
Рефлексия деятельности на уроке:
В конце урока, обобщая результаты своих наблюдений (оценки своих ответов на уроке), учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.
Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте, проводится вариант упражнения "Комплимент" (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
Домашнее задание: составить резюме любого педагога школы или литературного персонажа (СЛАЙД 15).
В помощь учителю:
При использовании мультимедийного компонента на уроке повышается мотивация учащихся к изучению данной темы, однако следует отметить, что работа с презентацией MS PowerPoint уже никого не удивляет, эффективнее проводить занятие с использованием интерактивной доски. Достоинство предложенного материала в том, что мультимедийный компонент урока легко применить к программному обеспечению интерактивных досок, у автора имеется вариант урока, разработанный для использования на интерактивной доске SMART. Работа же с электронными словарями ABBYY Lingvo 12 помогает ученикам экономить время при поиске значений незнакомых слов, а также грамотно строить свою речь (в словарях показывается в том числе и изменение слов).
Урок рассчитан на учащихся 9 класса, но его можно проводить и в 11 классе, так как профессиональное самоопределение - важная составляющая современного образовательного пространства.