Применение официально-делового стиля на практике. Учимся составлять персональное резюме

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Класс: 9

Методическая информация

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Цели урока:

  • образовательная: научить применять официально-деловой стиль в практической жизнедеятельности;
  • развивающая: развивать умение подбирать и отбирать материал в соответствии с задачами документа;
  • воспитательная: воспитывать чувство ответственного отношения к своим профессиональным и иным обязанностям.

Задачи урока:

  • повторить основные особенности официально-делового стиля;
  • закрепить навыки написания заявлений;
  • показать принцип работы с электронными словарями ABBYY Lingvo 12;
  • научить составлять персональное резюме;
  • развивать навыки нахождения необходимой информации в сети Интернет.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока:

  • знание особенностей официально-делового стиля речи,
  • умение подбирать и отбирать материал в соответствии с задачами документа,
  • навыки написания документов официально-делового стиля (заявление, апелляция, резюме),
  • умение работать с электронными словарями ABBYY Lingvo 12,
  • умение пользоваться сетью Интернет для подбора необходимого материала,
  • ответственное отношение к своим профессиональным и иным обязанностям, формирование объективной самооценки;
  • признание личностной значимости каждого члена социума.

Необходимое оборудование и материалы:

  • Технические средства обучения: персональный компьютер (ноутбук), медиапроектор, экран, персональные компьютеры учащихся, подключенные к сети Интернет.
  • Использованные возможности мультимедиа: работа с презентацией MS PowerPoint, электронными словарями ABBYY Lingvo 12
  • Дополнительный материал: памятка "Персональное резюме" (Приложение 1 и Приложение 2),
  • "Большой толковый словарь современного русского литературного языка" Д.Н.Ушакова.
  • Электронная поддержка урока: презентация MS PowerPoint.

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся.

В начале урока учитель сообщает учащимся задачи урока (демонстрируется СЛАЙД 2 презентации) и предлагает ответить на вопрос: зачем нужно знать особенности официально-делового стиля, могут ли эти знания чем-либо нам помочь в повседневной жизни?

Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке ученикам предлагается в течение урока на листочке условно отмечать свои ответы:

  • "V" - ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный
  • "W" - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
  • "| " - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный
  • "+" - ответил по своей инициативе, ответ правильный
  • "0" - не ответил.

Ход и содержание урока

Опорное повторение (СЛАЙД 3) (3 минуты)

Перечислите, какие стили русского языка изучены нами.

Заполните таблицу

"Особенности официально-делового стиля"

Сфера общения Жанры стиля Особенности стиля Языковые средства
       

После ответов учащихся проецируется СЛАЙД 4.

Практическое задание (СЛАЙД 5). (5 минут)

Найдите, какие ошибки допустил написавший данное ниже заявление:

Директору МОУ Зикеевская
Средняя школа Никулину
ученика Антонова Игоря

Заявление.

Прошу вас разрешить сдавать мне экзамены по выбору по следущим предметам: истории (по реферату), физ-ре (по билетам).

С уважением -
Антонов                                                                                  7.04.08г.

После того, как ученики выскажутся, проецируется СЛАЙД 6, на котором показано верно оформленное заявление.

Объяснение новой темы (17 минут)

Сегодня мы с вами должны научиться грамотно составлять резюме. (СЛАЙД 7)

  • Подумайте, из какого языка пришло к нам слово resume. Обоснуйте своё мнение.
  • Найдите в "Большом толковом словаре современного русского литературного языка" (автор Дмитрий Николаевич Ушаков), что обозначает это слово.
  • Далее давайте посмотрим, как можно найти интересующее нас слово в программе электронных словарей ABBYY Lingvo 12. (учитель объясняет и наглядно демонстрирует принципы работы с электронными словарями).

 

Демонстрируется СЛАЙД 8 (Задача учителя заключается не в механическом прочтении текста на демонстрируемых слайдах 8 - 12, а построении рассуждения на основе отображаемой информации, ученики делают записи по ходу работы).

Резюме - это краткая информация о себе как специалисте: об образовании, специальности (квалификации), профессиональных достижениях, трудовой биографии, а также о своих целях в поиске работы.

Главная цель резюме - привлечь к себе внимание работодателя, создать у него благоприятное впечатление и получить приглашение на личную встречу с ним или его представителем.

Правила составления резюме (СЛАЙД 9):

  • Краткость (не более 2 страниц машинописного текста)
  • Аккуратность (отпечатано без ошибок и исправлений, чётко, на хорошей бумаге)
  • Правдивость (не включайте в резюме ложную информацию, но правильно расставляйте акценты).

Структура резюме (СЛАЙД 10):

  • Заголовок (фамилия, имя, отчество)
  • Цель в поиске работы
  • Основные личные данные
  • Опыт работы (в обратном хронологическом порядке)
  • Образование
  • Дополнительная информация
  • Три типа резюме (СЛАЙД 11):

Хронологическое

  • (последовательный показ всего Вашего опыта работы, начиная с последней должности, выполняемые обязанности)

Функциональное

  • (раскрытие Вашего творческого потенциала, умений и профессиональных навыков)

Комбинированное

  • (объединяет элементы двух предыдущих типов, связывает воедино историю работы, достижения в карьере и навыки)

Дополнительные советы по составлению (СЛАЙД 12):

  • При написании резюме следует использовать активные глаголы: управлять, руководить, помогать, обрабатывать, обучать, регистрировать, консультировать, классифицировать, составлять бюджет, проектировать, планировать и т.д.
  • Избегайте постоянных сокращений, длинных фраз, выделите необходимые заголовки.
  • Прежде чем направить резюме адресату, покажите его человеку, мнению которого Вы доверяете.

Каждому учащемуся учитель раздаёт памятку по написанию резюме, подготовленную специалистами государственной службы занятости.

Закрепление материала (18 минут):

Выполнение проблемного задания (СЛАЙД 13).

Представьте, что вы работаете консультантами в агентстве по подбору персонала. К вам обратился человек с просьбой помочь в составлении резюме для трудоустройства на должность продавца - консультанта в салон связи "Евросеть". Он сообщил вам, что его зовут Петров Сергей Иванович, родился 20.02.1985, в прошлом году он закончил Калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского по специальности "учитель физики и математики". Проживает в городе Жиздре на улице Ленина, дом 15, кв.1. Ранее работал продавцом бытовой техники у частного предпринимателя. Умеет пользоваться ПК на уровне опытного пользователя, знает английский язык.

Подумайте, какие сведения вам необходимо ещё у него получить и какой вид резюме (хронологическое или функциональное) помочь ему составить.

Работа в группах (СЛАЙД 14).

Пожалуйста, составьте персональное резюме каким-либо известным личностям. Для этого найдите в сети Интернет всю необходимую для составления резюме информацию, определитесь, какой тип резюме (хронологическое, функциональное или комбинированное) вы будете составлять. После этого приступайте к написанию резюме. Удачи!

По окончании работы зачитываются составленные резюме, обсуждается, чьё резюме наиболее удачно.

Проверка и оценивание ЗУНКов осуществляется в ходе работы, по мере выполнения учащимися заданий

Рефлексия деятельности на уроке:

В конце урока, обобщая результаты своих наблюдений (оценки своих ответов на уроке), учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.

Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте, проводится вариант упражнения "Комплимент" (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Домашнее задание: составить резюме любого педагога школы или литературного персонажа (СЛАЙД 15).

В помощь учителю:

При использовании мультимедийного компонента на уроке повышается мотивация учащихся к изучению данной темы, однако следует отметить, что работа с презентацией MS PowerPoint уже никого не удивляет, эффективнее проводить занятие с использованием интерактивной доски. Достоинство предложенного материала в том, что мультимедийный компонент урока легко применить к программному обеспечению интерактивных досок, у автора имеется вариант урока, разработанный для использования на интерактивной доске SMART. Работа же с электронными словарями ABBYY Lingvo 12 помогает ученикам экономить время при поиске значений незнакомых слов, а также грамотно строить свою речь (в словарях показывается в том числе и изменение слов).

Урок рассчитан на учащихся 9 класса, но его можно проводить и в 11 классе, так как профессиональное самоопределение - важная составляющая современного образовательного пространства.