"Неравный брак" – история одной картины

Разделы: МХК и ИЗО


1. Прием “Ассоциативный ряд”. В начале урока на доске написана фраза – неравный брак. Ребятам предлагается записать то, с чем ассоциируется у них эта фраза. При обсуждении интересные ассоциации мы записываем на доске. В течении урока мы обращаемся к ним и в дальнейшем строим урок, исходя из них.

2. Тема, которую мы затронули, имеет несколько граней, которые мы пытаемся определить в течении урока и на основании их уже в конце темы строим кластер. Но нам надо выстроить его перед уроком, чтобы знать, в каком русле строить работу с учащимися.

(Смотри приложение № 1)

3. Работа над картиной В.В. Пукирева “Неравный брак” (а как правило кто – то из учащихся называет саму картину в ассоциациях) мы строим в несколько этапов:

a. Восприятие картины через декадирование.

- Какое ощущение у Вас вызывает эта картина? (ощущение внутренней боли, сострадания, неизбежности свершаемого события).

- Что у вас вызывает такие ощущения? (смиренный и отрешенный взгляд невесты, наклоненная свеча в руке, сгорбленная фигура священнослужителя, надменный взгляд жениха, погруженный в себя образ шафера)

- Попробуйте составить монолог каждого из героев картины. (работу можно предложить учащимся как на выбор – выбрать героя самим, так и разделить составление монологов между рядами). Заслушиваем монологи, дополняем, если в этом есть необходимость. Сравниваем с теми ощущениями, которые возникли у каждого из учащихся.

Монолог зрителя (сравнение монологов учащихся с текстом о картине).

.…. Полутемная приходская церковь. Тонут в окружающем мраке предметы церковной утвари. Лишь присмотревшись, замечаешь причудливые бронзовые завитки тяжелого паникадила, тускло поблескивающую позолоту на царских вратах да едва проступающие на них силуэты темных икон. Сильный поток света, падающий из невидимого источника, находящегося где – то слева, за пределами холста, врывается в темноту, резко освещая центральную группу – жениха, невесту и священника. Растворяясь во мраке церкви, он все же отчетливо выделяет и небольшую группу участников свадебного обряда, окружавших венчающихся.

Неравный брак! Это понятно зрителю с первого взгляда на картину. Что привело сюда столь юную, трогательную в своей прелести и чистоте девушку, что заставило ее связать свою жизнь со стариком? Сухая расчетливость и черствый эгоизм сквозят в чертах его лица. Это – человек без сердца, без души, и брак, в который он вступает, не что иное, как прихоть престарелого сластолюбца, своеволие богатого самодура. Уже сейчас с его полуоткрытых губ готовы сорваться холодные, жестокие слова, осуждающие слезы и отчаяние его бедной невесты.

Жених старый и дряхлых, а невеста почти ребенок. Он казенный человек, сухой и чопорный. На его длинном, черством и дряблом лице резко выделяются глубокие морщины. Особенно неподвижным и застылым оно кажется в тугом и жестком воротнике. На шее жениха орденский крест Владимира 2 степени, а на груди сияет соответствующая этому ордену звезда. Он преисполнен сознания собственной значимости. Видя слезы невесты, он высказывает ей свою досаду. А она? Полный очарования образ юной невесты. Нежный овал ее миловидного лица, шелковистые русые волосы, изящный маленький рот – все в ней полно девичьей прелести. Особенно трогательной и чистой кажется она в свадебном наряде. Резко контрастирует с “кованой” жесткой ризой священника, почти невесомо легкими представляются прозрачная кисея ее фаты и нежная пена кружев ее платья.

b. Восприятие картины через музыкальное произведение.

Учащимся предлагается прослушать музыкальное произведение – песню “У церкви стояла карета” в исполнении разных певцов: Дианы Арбениной, группы “Золотое кольцо” и Надежды Кадышевой и Жанны Бичевской, исполнительницы бардовской песни. Строим работу так, чтобы песня была разделена между выше перечисленными исполнителями по куплетам. Исходя из этого, можно как назвать исполнителей этого произведения сразу, так и назвать их после прослушивания, если учащиеся не назовут их сами). После прослушивания каждого отрывка учащиеся записывают свое ощущение от прослушанного отрывка. Важным моментом является уточнение ощущений ребят от прослушанного и поменялось ли это впечатление после прослушивания.

c. Восприятие картины через художественные произведения.

Многих выдающихся художников слова захватывала тема Неравного брака. А.С.Пушкин затронул ее в повести “Дубровский”. С огромной силой отражена трагедия русской женщины в ряде произведений великого толкователя народной жизни А.Н. Островского – “Бедная невеста”, “Бесприданница”, “Гроза”. Наиболее глубокое социальное осмысление темы получило в произведениях Н.А.Некрасова. Особенно это хорошо выражено в стихотворениях “Свадьба”, “К гадающей невесте”. К ним мы вернемся немного позже. А вот к картине Пукирева было подобрано следующее стихотворение, написанное Геннадием   Брянским. После прочтения мы также возвращаемся к своим ощущениям.

Бледна, едва дыша, потупив очи,
Держа свечу дрожащею рукой,
Стоит невеста. Чист и непорочен
Прелестный лик. С подавленной тоской
Протянута рука навстречу року
В обличье обручального кольца,
Готового сковать ее без сроку
Веригами постылого венца
Со сластолюбцем – сморщенным Кащеем
Обласканным судьбою и царем;
Сияет крест Владимира на шее.
И чин, и власть, и деньги – все при нем.
Сейчас священник, в ризу облаченный,
Надев кольцо на полудетский перст,
Захлопнет дверцу клетки золоченой.
Бедняжка! В ней нести тебе свой крест.
Твой милый здесь же, близко – за тобою,
Но вам не быть с ним мужем и женой.
Как много вас, униженных судьбою,
С немилыми обходят аналой!

d. Театрализация картины.

Театрализация сюжета картин, а их на тему Неравного брака написано много, позволит нам перейти к рассмотрению других картин и с другой точки зрения.

Работа в группах. Класс делим не несколько групп, в зависимости от количества детей. Учащимся без названий даются репродукции картин, которые они пробуют инсценировать. Для этого в каждой группе выбирается режиссер. Он получает задание. Остальные актеры. После представления работ идет обсуждение сюжета картины. Продумываем название картин и соотносим их с названиями художников. Позже обсуждаем насколько точно актеры передали сюжет.

П.А.Федотов “Сватовство майора” (поэма “Поправка обстоятельств, или Женитьба майора”)

Ф. Журавлев “Перед венцом”

В.Е.Маковский “К венцу”

4. Прием сравнения сюжета и жизни. Сюжеты картин напрямую связаны с историями жизни конкретных людей. Мы предлагаем учащимся 2 истории: одна - по сюжету картины Пукирева “Неравный брак”, в основе которой история фабриканта Андрея Александровича Карзинкина и Софьи Николаевны Рыбниковой, вторая – история любви князя Александра Васильевича Мещерского и Кати Подборской.

История первая.

В 1861 году в церкви Трех святителей на Кулишках состоялась свадьба фабриканта Андрея Александровича Карзинкина и Софьи Николаевны Рыбниковой, которую очень любил друг и ученик художника Сергей Михайлович Варенцев. Невеста сама предпочла молодого художника богатому фабриканту, который был всего на 13 лет ее старше. Варенцеву на этой свадьбе досталась роль шафер, так как его старший брат был женат на сестре А.А.Карзинкина. (Как нам известно на картине автопортрет самого художника, хотя первоначально Василий Владимирович хотел написать Варенцова, но тот был против. Образ невесты писался с Прасковьи Матвеевны, выданной впоследствии за Варенцова.)

Андрей Александрович являлся купцом 1-ой гильдии, занимался торговлей чаем и занимался экспертной работой для освидетельствования контрабандного чая. Также был почетным гражданином Москвы, благотворителем: постоянно вкладывал деньги в храм Петра и Павла при мануфактуре и Нило – Глинищевскому монастырю, где на его средства был построен храм, являлся членом – благотворителем коммерческого училища, жертвовал на вспомогательные кассы московского купеческого сословия, входил в попечительский совет Николаевского дома призрения вдов и сирот купеческого сословия, являлся старостой церкви Трех Святителей на Кулишках и попечителем Богадельни имени Д.А.Морозова. В его доме устраивались литературно – музыкальные вечера, на которых часто бывал друживший с семьей А.Н.Островский. На этой же сцене впервые состоялось выступление К.С.Алексеева (Станиславского) в роли Подколесина в гоголевской “Женитьбе”.

Его жена, Софья Николаевна, была дочерью богородского купца, владельца суконной фабрики. Также как и муж она много жертвовала на благотворительность, в том числе и на Бахрушинскую больницу, а именно на устройство корпуса имени покойной дочери Софьи для женщин, больных туберкулезом и туберкулезный санаторий, являлась попечителем 1-го Таганского женского начального училища. Их сын Александр Андреевич являлся членом московского Нумизматического общества, автором ряда работ о русских средневековых медалях.

В Москве и Московской области есть места, которые связаны с фамилией Карзинкиных – это два загородных имения – дач: в Сокольниках и в Звенигородском уезде и два дома в Москве – в Столешниковом переулке, дом 14, так называемый доходный дом А.А.Карзинкина, построенный в стиле эклектики в 1900 – 1901 гг, архитектором В.В. Барковым, и “Дом Телешова” на Покровском бульваре дом 18/15.

Гармония в семье, несмотря на разницу в возрасте, как видим на лицо.

История вторая.

Екатерина Подборская в доме своего отца встретилась с его другом и личным врачом семьи Прокофием Семеновичем Подборским. Князь помог талантливой девочке сначала поступить в гимназию, а потом выплачивал пенсию для учебы в Италии. Талантливая певица Подборская произвела фурор в Ла Скала и подписала контракт на оперный сезон, однако в тот же день получила телеграмму о том, что ее отец тяжело болен. Бросив все, она вернулась в Москву и оказалось, что телеграмму дал князь, который испугался того, что Екатерина станет известной певицей и не захочет замуж за человека, старше ее на 48 лет. В 1895 году состоялось венчание князя Александра Васильевича Мещерского и кати Подборской. Ему было 73 года, ей всего 25 лет. Родные и близкие князя Александра Васильевича крайне негативно отнеслись к его поступку, и пытались объявить князя сумасшедшим. Масла в огонь подлило то обстоятельство, что молодая невеста была в положении. И сын Вячеслав был копией родного отца, так называемых “голубых кровей”. Женитьба на девочке оттолкнуло от князя многих знакомых. “Доброжелатели” не преминули доложить о скандале императору Николаю II. Но князь, зная придворные интриги очень хорошо, испросил аудиенцию о царя и появился на ней в сопровождении своей молодой жены. Супружеская пара расположила к себе Николая II своей открытостью. После чего с поздравлениями хлынули его давние знакомые. Но счастливая жизнь семейной пары Мещерских оказалась недолгой. В 1903 году здоровье престарелого князя стало ухудшаться. К этому времени княгиня Екатерина Прокофьевна вновь была беременна. По наказу князя, родившуюся уже после его смерти дочь, назвали именем жены Екатериной – но в семье ее все звали Китти. Княгиня говорила, что прожитые в браке семь лет были для нее как прекрасный сон.

Продолжить историю можно перейся к дочери Александра Васильевича и Екатерины Прокофьевны Китти, которая стала писателем. Она прожила очень интересную и сложную жизнь. Похоронена она была на Введенском кладбище в Москве в 1994(5) году. По ее книгам можно узнать много из истории семьи. Основными произведениями являются мемуары – “Отец и мать”, “Детство золотое”, “Годы учения”, “Конец “Шахерезады”, “Рублево”, “Змея”, “История одного замужества”, (“История некрасивой женщины”), “История одной картины”, “Однажды”.

Каждая история может развиваться по своему пути. Мы можем только познакомить учащихся с их историей, это поможет нам в рассмотрении социального аспекта работы над темой. А можем следующий урок построить на этом материале.

5. Работа с текстами художественных произведений “чтение с пометками” (прием техники РКМЧиП)

Учащимся предлагаем тексты из произведений А.С.Пушкина “Дубровский”, Островского “Бедная невеста”. Они их читают и на полях делают пометки. Но, если в технике Развитие Критического Мышления Через Чтение и Письмо мы отмечаем то, что знаем *; то, что противоречит моим первоначальным представлениям !; то, хочу знать > и то, что для меня новое =, то при работе с нашим текстом мы можем предложить им другие смыслы значков.

Так то, что мы можем отнести к описанию невесты, мы отмечаем =, То, что нам дает характеристику жениха >, причины брака !. Таким образом нам дальше будет легче с этими текстами работать. (Смотри приложение № 2)

6. Работа с картиной П.А.Федотов “Сватовство майора” (поэма “Поправка обстоятельств, или Женитьба майора”).

Сватовство майора - свадебная история из 19 века. Она уже передает другой оттенок – юмор, жесткую сатиру того времени. П.А.Федотов не только написал картину, но и в 1849 году к ней написал поэму “Поправка обстоятельств, или Сватовство майора”. В ней он рассказывает о майоре, который захотел поправить свое финансовое положение женитьбой на богатой купеческой дочери.

Разбор картины. Переполох в купеческом доме, все ждут будущего зятя – офицера. Жеманная невеста одела бальное платье с голыми плечами, купчиха нарядилась в модное французское платье и повязала платок на голову, даже глава семьи – удачливый купец, суетливо застегивает сюртук. Один только жених не волнуется, он молодцевато подкручивает свои усы и предвкушает богатое приданное. Расчет, любовь, долг – что руководствует этими людьми?....

Работа с текстом. Чтение отрывков из произведения “Поправка обстоятельств, или Сватовство майора”. Сравнение картины, которая у детей перед глазами и текста.

7. Социальный аспект.

Картина В.В. Пукирева “Неравный брак” выставлена в Третьяковской галерее. И экскурсовод , проводившая экскурсию по залам галерее, остановилась около этой картины и задала вопрос группе, состоявшей из молодых девушек: “Смогли бы вы выйти замуж за такого старика?”. Наши современницы, в своем большинстве сказали: “Да”. А молодые девушки прошлого века - середины и конца 20 века – “Нет”. Что движет молодых людей совершать такие поступки? Ответ на этот вопрос мы ищем в этом аспекте.