Урок химии по теме "Получение кислорода и его свойства"

Разделы: Химия


Цель: получение кислорода в лабораторных условиях и изучение его свойств.

Задачи:

Обучающие: продолжить формирование навыков безопасной работы с реактивами, выполнения химических опытов и умений работать в темпе, экономя время урока, наблюдать, анализировать, выделять главное, делать выводы.

Развивающие: продолжить развитие умений объяснять смысл изученных понятий, применять эти понятия, устанавливать причинно-следственные связи, объяснять результаты эксперимента, продолжить развитие интеллекта и формирование логического мышления учащихся.

Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения, таких качеств личности, как ответственное отношение к порученному делу, умение объективно оценивать результаты своего труда, формировать у каждого учащегося умения работать коллективом.

Форма учебного процесса: классный урок.

Тип урока: урок–исследование.

Вид урока: урок с применением ИКТ .

Методы и методические приемы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, использование информационно-коммуникационных технологий, выполнение опытов, беседа, работа в группах.

Оборудование: дидактический материал, медиапроектор, компьютер, презентация, экран, штатив для пробирок, пробирки, спиртовка, спички, лабораторный штатив, кристаллизатор, тигельные щипцы, газоотводная трубка, вата, пробки, лучинка, предметное стекло, химический стаканчик, презентация к уроку, инструктивные карточки.

Реактивы: вода, уголек, перманганат калия.

Эпиграф к уроку:

Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать.

И. В. Гете.

Ход урока.

1 этап: Организационный момент. (0,5 мин)

2 этап: Ориентировочно-мотивационный. (5 мин)

(Cлайд 1,2)

Примерно века два назад
Открыт он был случайно.
Сейчас знаком с ним стар и млад,
Он и для нас не тайна.

Без газа этого на свете
Не жили б звери и народ.
Его назвать могли б и дети
Ведь, это кислород.

Учитель: Назовите физические свойства кислорода.
Ученики: Называют свойства кислорода. (слайд 3)
Учитель:
Просмотрев видеоролик, назовите химические свойства кислорода. (слайд 4, 5)
Учитель:
А какова будет тема нашего занятия?
Ученики: Получение кислорода и его свойства. (слайд 6)
Учитель:
Впервые кислород был выделен в 1770 году знаменитым шведским химиком Карлом Шееле. (слайд 7) Он получил кислород несколькими способами. Один из них – разложение перманганата калия при нагревании. Немного позже, в 1774 году кислород выделил англичанин Джозеф Пристли. (слайд 8) Французский ученый Антуан Лоран Лавуазье (слайд 9) исследовал свойства кислорода и создал кислородную теорию горения, поэтому он по праву разделяет с Джозефом Пристли и Карлом Шееле честь открытия важнейшего химического элемента.

Сегодня вам предоставляется уникальная возможность повторить открытие Карла Шееле. Вы сможете сами получить кислород и исследовать его свойства. Как получают кислород в лабораторных условиях, давайте посмотрим следующий видеоролик. (слайд 10) При получении кислорода и изучении его свойств мы будем руководствоваться следующим планом. А для этого давайте вспомним правила ТБ: работа со спиртовкой, нагревание пробирки.

Ученики: Рассказывают правила ТБ.

3 этап: Операционно-исполнительский. (28 мин)

(Слайд 11)

Учитель:

О получении кислорода,
Начав серьезный разговор,
Нам очень важно бы проверить,
Чтоб герметичным был прибор.

Учитель: Сейчас мы будем выполнять работу, согласно инструктивным карточкам. (см. приложение 1; выданы до урока)

1. В пробирку поместите перманганат калия (1 г), вложите около ее отверстия рыхлый комочек ваты и закройте пробкой с газоотводной трубкой.
2. Проверьте прибор на герметичность. Зажмите пробку в ладони, опустите конец трубки в воду: появление пузырьков воздуха свидетельствует о герметичности прибора.
3. Закрепите собранный прибор в лабораторном штативе в горизонтальном положении. Опустите конец газоотводной трубки в пустую пробирку. (слайд12)
4. Нагрейте пробирку с перманганатом калия, соблюдая правила нагревания.
5. Соберите кислород в химический стаканчик способом вытеснения воздуха. Проверьте его наличие с помощью тлеющей лучинки и накройте пробирку стеклом. (слайд 13)

Уголек мы разжигаем:
Он горит едва мерцая.
Знаем, почему сюрприз такой
В этой колбочке пустой. (слайд 14)

6. С помощью тигельных щипцов раскалите в пламени уголек и внесите в стакан с кислородом. Что наблюдаете?

Мы можем прибор перестроить
И вновь кислород получить,
Собрав его над водою,
И свойства его подтвердить. (слайд 15)

7. Переоборудуйте прибор для собирания кислорода вытеснением воды:

А) наполните пробирку для собирания газов водой, закройте пробкой.
Б) опустите пробирку в кристаллизатор с водой и выньте пробку.
В) подведите конец газоотводной трубки от прибора для получения кислорода к пробирке с водой.

8. Вновь нагрейте пробирку с перманганатом калия и соберите кислород способом вытеснения воды.
9. Закройте пробирку с кислородом пробкой, выньте из кристаллизатора с водой, не прекращая нагревания пробирки с перманганатом калия.
10. Прекратите нагревание, разберите прибор и оформите отчет о работе.

(Слайд 16)

Закончил работу успешно?
Не забудь со стола все убрать.
Затем и к отчету, конечно,
Ты можешь уже приступать.

Таблица – отчет (см. приложение 2; выдается каждому ученику до урока): (слайд 17)

Что делали Что наблюдали Объяснения и выводы
1. Проверка прибора на герметичность Появление пузырьков воздуха в воде Прибор герметичный
2. Сборка прибора для получения кислорода   Кислород в лаборатории можно получить разложением кислородсодержащих веществ, например перманганата калия:

КМ nO4 =

3. Нагревание пробирки с перманганатом калия и собирание кислорода методом вытеснения воздуха Изменение цвета Пробирку для собирания кислорода следует держать ________________________

____________________ ,

потому что

4. Доказательство наличия кислорода в пробирке с помощью тлеющей лучинки Тлеющая лучинка Кислород поддерживает
5. Исследование свойств кислорода Уголек в пробирке с кислородом Кислород – химически активное вещество. Он взаимодействует с ________

________________________.

Образуется ______________

_______________________ .

С + О2 = _______________ .

6. Собирание кислорода методом вытеснения воды Вытеснение воды Кислород можно собирать методом вытеснения воды, потому что

4 этап: Оценочно-рефлексивный. (10 мин)

(Тесты и чистые листы для ответов выданы до урока).

Учитель: Вам выданы листы с тестами, выполните задания в течение примерно 8 мин.

(См.приложение 3)

Ученики: Выполняют задания.
Учитель: На слайде даны ответы и критерии оценок, проверьте себя и оцените.

Ответы: (слайд 18)

Часть 1 Часть 2 Критерии оценок:
1 – 2 В1 – 14 “5” – 7 б. - 8 б.
2 – 1   “4” – 5 б. - 6 б.
3 – 3   “3” – 3 б. - 4 б.
4 – 1   “2” – менее 3 баллов
5 – 3    
6 – 2    

Ученики: Проверяют и оценивают себя.
Учитель: Переверните лист с таблицей – отчет и ответьте на вопросы в течение примерно 1 минуты.

(Слайд19) (см. приложение 4)

Ученики: отвечают.

5 этап: Итоги урока. (1 мин)

6 этап: Информация о Д/з. ( 0,5 мин)

(Слайд 20)

Учебник стр. 185 прочитать и составить план, творческие задания по выбору.

Использованная литература:

  1. Научно-методический журнал “Химия в школе” № 3 2002 г., №8 2008 г.
  2. Тесты по химии. 8-9 кл.: Учебно-метод. пособие / Р. П. Суровцева, Л. С. Гузей, Н. И. Останний, А. О. Татур. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с.
  3. Оржековский П. А. ГИА 2010. Химия : тренировачные задания : 9 класс / П. А. Оржековский и др. – М.: Эксмо, 2009. – 80 с. – (Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме).
  4. Корощенко, А. С. ГИА 2010. Химия. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (вновой форме). Типовые тестовые задания / А. С. Корощенко, Ю. Н. Медведев. – М.: Издательство “Экзамен”, 2010. – 93, (3) с. (Серия “ГИА. 9 кл. Типовые тестовые задания).
  5. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия: Неорган. химия: Учеб. для 8 кл. сред. шк. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 159 с.: ил.
  6. Гузей Л. С. Химия. 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. С. Гузей, В. В. Сорокин, Р. П. Суровцева. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 288 с.: ил.

Приложение 6
Приложение 7