Посреди караванных дорог,
Где Европы и Азии стык,
Как восточный волшебный цветок,
Белокаменный город возник!
Юрий Щербаков
Хоть ты не велика, но торг тебя прославил
И дальних множество племён к тебе направил.
Грань лучших двух частей вселенной здесь проходит,
И, в Астрахань явясь, всяк разом в обе входит
Он руку здесь Европе может протянуть
И, повернувшись, вновь на Азию взглянуть:
Пауль Флеминг
Ожидаемые результаты:
Учащиеся смогут:
- Расширить представления учащихся и обобщить их знания по сущности экономического, политического, социального, культурного развития Астраханской губернии в XIX - начале XX века.
- Сопоставлять черты традиционного и индустриального общества в Астраханском крае в XIX - начале XX века.
- Определить круг проблем, стоящих перед Астраханским краем в XIX - начале XX века.
- Мотивированно участвовать в дискуссии по оценке результатов работы с пакетами раздаточных и ресурсных материалов.
- Продолжить обучение умению приводить аргументы, отстаивать свою точку зрения, уважать мнение оппонента.
- Развивать умения выделять основные мысли в источниках и отрывках из художественных произведений.
- Установить коммуникативные связи при работе в парах.
- Сформировать свою точку зрения на основной проблемный вопрос урока.
Краткое описание идеи занятия:
Форма проведения урока: применение интерактивного метода "Большой круг", включая работу в парах с печатными, электронными и графическими источниками информации для формирования своей аргументированной точки зрения по главной проблеме урока: "Астраханский край в XIX - начале XX века - традиционное или индустриальное общество?".
Применяется дифференцированный подход при формировании групп и распределении источников информации. Уровень источников информации не только соответствует уровню их подготовки, но и постепенно нацеливает их на более сложную работу.
Первый этап: класс рассаживается по парам на стульях в форме большого полукруга и формулирует проблему урока. Затем учащиеся вспоминают черты традиционного и индустриального обществ и записывают на доске в виде сравнительной таблицы "Черты традиционного и индустриального обществ".
Второй этап: организация самостоятельной работы учащихся с печатными, графическими, электронными источниками в парах. В течение 10 минут каждая пара записывает на листке предлагаемые меры для решения проблемы.
Третий этап: вовлечение учащихся в дискуссию для формирования своей аргументированной точки зрения по главной проблеме урока: "Астраханский край в XIX - начале XX века - традиционное или индустриальное общество?".
По кругу каждая пара зачитывает свои предложения, учащиеся выслушивают, доказывают свою точку зрения, и проводят голосование по каждому пункту - включать или нет в общее решение, которое записывается на доске.
1. Мотивационный блок
Организация: работа с печатными, графическими, электронными источниками, анализ экономического, политического, социального, культурного развития Астраханской губернии в XIX веке, сравнение, обобщение фактов, выделение основных понятий. В ходе дискуссии сформулировать ответ на главный вопрос урока. В конце занятия учащиеся должны ответить на вопросы викторины.
Интерес: мотивация учащихся осуществляется при помощи приёма "подкидная доска": фрагмента мультимедийной презентации автора (слайды № 1-5) и цитат из стихотворений Пауля Флеминга и Юрия Щербакова, анализа изображений герба и флага Астраханской губернии.
Проблема: по данным материалам учащимся предлагается сформулировать основной проблемный вопрос урока "Астраханский край в XIX - начале XX века - традиционное или индустриальное общество?".
По кругу каждая пара зачитывает свои предложения, которые записываются на доске в виде таблицы.
Глоссарий:
- цивилизация
- традиционное общество
- индустриальное общество
- модернизация
Персоналии:
Астраханские губернаторы:
- Бекетов Никита Афанасьевич
- Тимирязев Иван Семёнович
- Андреевский Степан Семёнович
- Вяземский Леонид Дмитриевич
- Газенкампф Михаил Александрович
- Соколовский Иван Николаевич
2. Информационный блок
Учащиеся называют черты традиционного и индустриального общества. Заполняется сравнительная таблица. Затем, работая с пакетами раздаточных и ресурсных материалов, учащиеся находят аргументы, подтверждающие черты традиционного и индустриального общества в Астраханском крае.
Источники информации:
Печатные источники:
1.Астраханские губернаторы. Составители: Карасева А.П., Качинская Л.Я., Шнайдштейн Е.В. ГП ИПК Волга, 1997.
2. Волынкин И.Н. Астраханская область. Астрахань, 1963.
3. История Астрахани в названиях улиц. Аннотированный справочник. Астрахань, 1999.
4. Кучерук И.В. Задачник по истории Астраханского края. Астрахань, 1996.
5. Макаренко Ю.А. История Астраханского края с древнейших времен до конца XIX века, Астрахань, 2007.
6. Марков А. Забытые страницы. Москва. Советская Россия. 1984.
7. Наборы открыток:
а) "Астрахань на старых открытках";
б) "Астрахань на рубеже столетий";
в) "Православные храмы Астраханской области".
8. Природа и история Астраханского края. Астрахань. Издательство Астраханского педагогического института, 1996.
9. Тексты: "Объединения ремесленников", "Чему учили в цифирной школе и классической гимназии", "Ловись, рыбка...", "По главной улице старого города", "Астрахань купеческая".
10. Ткачева Н.Г. История русской культуры Астраханского края. Астрахань, 2001.
Графические источники (таблицы, схемы, диаграммы):
- Количество промыслов в XIX веке в Волго-Каспийском регионе
- Численность населения на конец XIX века.
- Положение рабочих в России и Астраханской губернии.
Электронные источники:
- мультимедийная презентация автора
- "История Астраханского края в иллюстрациях" Макаренко Ю.А.
- "Город, в котором ты живёшь" Ткачева Э.Ю.
- Пара № 1: Астраханский губернатор Бекетов Никита Афанасьевич,
- Пара № 2: Астраханский губернатор Тимирязев Иван Семёнович,
- Пара № 3: Астраханский губернатор Андреевский Степан Семёнович
- Пара № 4: Астраханский губернатор Вяземский Леонид Дмитриевич
- Пара № 5: Астраханский губернатор Газенкампф Михаил Александрович
- Пара № 6: Астраханский губернатор Соколовский Иван Николаевич
- Группа № 7: текст "Объединения ремесленников".
- Пара № 8: текст "Чему учили в цифирной школе и классической гимназии", листы иллюстраций № 10,11.
- Пара № 9: текст "Ловись, рыбка...", листы иллюстраций № 3, 8.
- Пара № 10: текст "По главной улице старого города", листы иллюстраций № 5,6.
- Пара № 11: текст "Астрахань купеческая", листы иллюстраций № 4,7,8.
- Пара № 12: текст "Из отчёта врача В. Гаркема (1890 г.) "На соляных промыслах"", "Рыболовство", "Развитие торговли".
- Пара № 13: текст "Пароходство в Астрахани".
- Пара № 14: текст "Сельское хозяйство", лист иллюстраций № 1.
3. Аналитический блок
Обобщение результатов работы с пакетами раздаточных и ресурсных материалов в виде таблицы на доске. Учащиеся включаются в процесс дискуссии (обсуждение, сравнение, отбор материала) для формирования ответа на основной проблемный вопрос урока: "Астраханский край в XIX - начале XX века - традиционное или индустриальное общество?".
Таблица № 1
Черты традиционного общества | Черты индустриального общества |
1. Преобладание ремесленного производства и ручного труда. | 1. Бурное развитие промышленности. Преобладание промышленного производства над аграрным. |
2. Преобладание сельского населения над городским. | 2. Преобладание городского населения над сельским. |
3. Преобладание мелкой розничной торговли. | 3. Преобладание стационарной торговли. |
4. Большая доля тяжелого неквалифицированного труда. | 4. Увеличение доли квалифицированных работников. |
5. Политическое бесправие населения. | 5. Развитие парламентаризма. |
6. Низкий уровень грамотности населения. | 6. Высокий уровень грамотности населения. |
Таблица № 2
Черты традиционного общества в Астраханском крае | Черты индустриального общества в Астраханском крае |
1. Сохранение средневековых ремесленных цехов | 1. Создание капиталистических предприятий: заводов и фабрик, развитие предпринимательства. |
2. Преобладание парусных и гребных судов и лодок. | 2. Строительство пароходов, замена ручного труда машинным. |
3. Образование было доступно в основном обеспеченным слоям населения. | 3. Развитие образования, строительство новых учебных заведений и объектов культуры. |
4. Генерал-губернаторы обладали на местах почти неограниченной властью. | 4. Работа органов местного самоупраления. |
5. Частыми явлениями были эпидемии чумы и холеры. | 5. Развитие санитарии и здравоохранения. |
Вывод: Астраханский край в XIX - начале XX века также как и центральная Россия переживал процесс модернизации (сложный путь перехода от традиционного к индустриальному обществу).
4. Рефлексивный блок
Проводится в форме синквейна.
Синквейн - это стихотворение из пяти строк, в которых человек выражает своё отношение к какой-либо проблеме.
Синквейн состоит из:
Объекта (ключевое слово, определяющее содержание темы). Обычно это имя существительное.
Описание темы в двух словах, характеризующих данное понятие. Обычно это два прилагаемых.
Три глагола, показывающие действие в рамках этой темы.
Короткое предложение из четырёх слов, выражающих отношение автора к данной теме. Можно афоризм.
Одно слово - синоним к первому слову, которое на эмоционально-образном или философско-обобщённом уровне повторяет суть данной темы. Мысль
- Неожиданная и остроумная
- Посещает, мелькает, одолевает
- Увы, я потерял её!
- Озарение:
Деятельность
- Успешная и полезная
- Привлекает, заводит, приносит плоды
- Деятельность-это основа саморазвития
- Необходимость