Семинар-практикум с элементами тренинга "Роль невербального общения в процессе взаимодействия педагога с родителями"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Цель: Развитие и совершенствование невербального общения, в процессе взаимодействия педагога с родителями.

Задачи:

  1. Осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении с родителями;
  2. Развитие способности педагога адекватно, безоценочно, с позиции партнера воспринимать родителей воспитанников.

Необходимым условием и, в то же время, результатом общения педагога с родителями является их познание.

Познать другого – значит сформировать представление о нем, включающее характеристики его внешности, заключение о его качествах и способностях, о его отношении к различным сторонам действительности, к себе и другим людям. От того, насколько полным и точным будет представление о другом человеке, зависит правильность нашего выбора способа поведения с ним.

По данным современных исследователей от 50 до 90 процентов информации о человеке мы получаем при помощи невербальных средств общения: мимики, жестов, позы тела человека, особенностей его голоса, тактильных контактов с ним, пространства нас разделяющего, временных характеристик нашего общения.

Тест “Что говорят Вам мимика и жесты?” (Т.Н.Оганесян)

Мимика-это движение мышц лица, отражающие эмоциональные состояния человека: радость, удивление, страдание, страх, гнев, презрение и ряд других. Мимика является наиболее изученным компонентом невербальных средств общения.

Гармоничность выразительных движений, синхронность элементов мимики говорит о естественности переживаний. И наоборот, преднамеренное, наигранное выражение лица отличается дисгармоничностью – рассогласованием между верхней и нижней частью лица, что говорит о неискренности человека.

А.С.Макаренко писал: “Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, не может дать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение”.

Для тренировки выражения своих эмоциональных состояний и понимания эмоциональных состояний родителей предлагаю Вам, уважаемые педагоги, выполнить следующее упражнение.

Упражнение “Передача чувств”.

Участники встают в шеренгу, в затылок друг другу. Первый человек поворачивается ко второму и передает ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, удивление и т.п.). Второй человек должен передать третьему это же чувство, третий – четвертому и т. д. У последнего спрашивают, какое чувство он “получил”, и сравнивают с тем, какое чувство было “послано” вначале, и как каждый участник понимал “полученное” им чувство.

Жесты – это движения рук или кистей рук. Они чрезвычайно разнообразны и несут много информации.

Взаимодействуя с родителями, педагогу необходимо обратить внимание на проявление у себя и правильно понять значение возникающих у родителей следующих жестов:

- Беспокойства, нервозности – ритмические движения пальцев, рук, ступней, часто с очень малой амплитудой (пощипывание ладони, постукивание по столу пальцами); неритмические, повторяющиеся движения, типа ерзанья по сиденью, вращения сигаретной пачки и т.п.;
- Неуверенности – трогание спинки стула, прежде чем на него сесть;
- Неискренности – прикрытие рукой рта, прикосновение к носу;
- Сомнения, недоверия – попеременное поднимание и опускание плеч; наклон головы с боку на бок;
- Размышления, принятия решения – почесывание подбородка;
- Готовность с чем-то согласиться – протягивание вперед-вверх открытой ладони;
- Наступившей готовности к активности – резкий наклон, вскидывание головы;
- Уверенности – отсутствие жестов рукой у лица;
- Открытости, честности, расположения – раскрытие рук как для объятий, протягивание рук к собеседнику, прикладывание одной или обеих рук к груди;
- Доверия – соединение пальцев наподобие купола.

Хотя жесты в меньшей степени, чем мимика поддаются контролю и регуляции, тем не менее, педагогу важно следить за собственной жестикуляцией в процессе общения с родителями.

Вертикальная жестикуляция проявляется при авторитарной (диктаторской) внутренней позиции: “Я вас научу!”, “Я вам докажу!”, “Я знаю, а вы не способны понять!” и т.д. При использовании педагогом таких жестов у родителей может возникнуть подсознательный протест, неприятие педагога, настрой против сообщаемой информации. Жесты в горизонтальном направлении, наоборот являются показателем демократичной, взвешенной, совещательной позиции, рассуждения: “Давайте посоветуемся!”, “Это бывает и так, и этак!” и т.п. Педагог, которому свойственна такая жестикуляция, может рассчитывать на благожелательное отношение родителей.

Для изучения и совершенствования собственной жестикуляции я предлагаю выполнить следующее упражнение.

Упражнение “Сообщение” .

Участники разбиваются по парам. Каждый должен без слов, при помощи одних жестов сообщить своему партнеру какую-то информацию, которую тот должен понять и озвучить. Затем партнеры меняются ролями.

Упражнение “Наводка”.

Участники разбиваются на две команды, каждая из которых придумывает заранее определенное, одинаковое для каждой команды количество слов, записывает их на отдельных листочках бумаги. По договоренности эти слова могут быть существительными, прилагательными или глаголами. Затем первая команда выбирает человека из другой команды, и предлагает ему выбрать один из листочков и жестами объяснить своей команде слово, записанное там. Затем команды меняются ролями и так до тех пор, пока не будут показаны все записанные слова. Выигрывает команда, которая правильнее и быстрее отгадала слова. Поза – еще один компонент выразительного поведения человека, который характеризуется определенным положением частей тела человека: головы, плеч, туловища и ног. Гармоничная взаимосвязь положения частей тела с выражением лица, направлением взгляда, используемыми жестами создает естественную, завершенную позу.

Поза не только способна передать состояние человека (например, поза напряженного ожидания), но и выразить отношение к партнеру по общению, подчеркнуть свой и чужой статус (например, поза высокомерного человека, поза провинившегося ребенка).

В общении педагога с родителями важно избегать “закрытых” поз – поз демонстрирующих неприятие партнера, недоверие к нему, стремление занять лидирующую позицию в общении. Признаками “закрытой” позы могут быть резкий наклон туловища назад или вперед, “Жесткость” (человек держится очень прямо), неподвижность, скрещение частей тела (рук, ног), прятанье рук в карманы, отведение их за спину, сжимание челюстей, кулаков.

Возникновению контактов, доверия между педагогом и родителями способствуют “открытые” позы. О доверительности, согласии говорят расслабленная посадка головы, часто с отклонением головы назад; наклон головы в бок; открытый, прямой взгляд в глаза, закрывание глаз на несколько мгновений с чуть обозначенным кивком головы; открытая и свободная улыбка, отсутствие скрещенных рук и ног; расстегнутый пиджак, куртка; использование жестов открытости, честности, расположения и доверия.

Выразительность поз можно увеличить путем выполнения специальных упражнений. Например, упражнение “Говорящее тело”.

Упражнение “Говорящее тело”.

Участники сидят в кругу, по парам. Каждая пара получает на бумаге задание изобразить позу тела двух людей в какой-то ситуации. Задание не оглашается. Участники продумывают и по очереди показывают при помощи невербального поведения обозначенную в задании позу тела (возможно при использовании мимики и жестов, но без слов), другие пары пытаются определить значение показанного.

Визуальное взаимодействие или контакт глаз – дает человеку обратную связь, т.е. обеспечивает информацию о восприятии его партнером по общению, о вовлеченности партнера по общению в коммуникацию.

Если необходимо установить контакт, то надо начинать со взгляда в глаза. При этом важно знать меру. Слишком устойчивый визуальный контакт человек может истолковать по- своему. Ему может показаться, что с ним что-то не так, что за ним следят или его в чем-то подозревают.

В атмосфере делового партнерского общения, к какому педагог стремится в общении с родителями, взгляд обычно бывает направлен в область переносицы собеседника. Опускание взгляда до уровня губ собеседника создает атмосферу светского непринужденного общения, что в общении с родителями нецелесообразно. Опускание взгляда ниже, от уровня лица до уровня груди, допускается только в контактах с близкими людьми. Другим собеседникам это будет неприятно.

Не рекомендуется смотреть искоса, что для собеседника является сигналом критического или подозрительного отношения к нему.

Взгляд, направленный в бесконечность, “сквозь” глаза партнера показывает, что его не замечают и подчеркнуто не уважают. Такой взгляд сильно выводит других из равновесия, может вызвать ответную агрессивную реакцию. О неуверенности из-за робости, скромности или чувства вины свидетельствует уклоняющийся взгляд. Опущенный взгляд может вызвать впечатление ложности сообщения. О полном безразличии человека, крайней степени его скуки свидетельствует пустой взгляд (“Я смотрю на вас, но не слушаю”) – отсутствие какого-либо движения глаз вообще, человек “спит” с открытыми глазами.

Во время выступления перед аудиторией родителей рекомендуется найти тех, кто внимательно, заинтересованно слушает, смотрит на педагога и оказывает невербальную поддержку. Это позволит педагогу сосредоточиться и уверенно выступить.

Поскольку взгляд – это только один из компонентов выразительного поведения, то его понимание достигается в сочетании с мимикой, жестами, позой, голосом. Например, рассогласование между взглядом и выражением лица (улыбка и холодный взгляд) создадут впечатление неискренности, наигранности поведения человека.

Для понимания значения контакта глаз и тренировки умения его устанавливать, можно использовать следующее упражнение.

Упражнение “Понять партнера” .

Один из участников выходит из комнаты. В это время оставшиеся участники договариваются о том, кто будет при возвращении первого участника глазами выражать ему свое желание вступить в контакт (до 4-5 человек). Остальные при этом также глазами должны выражать свое нежелание контактировать с вернувшимся участником. После этого приглашают первого участника вернуться в комнату, войти в круг и определить при помощи контакта глаз тех, кто хочет установить с ним контакт, и тех, кто противится этому.

Рефлексия.

Педагогам предлагается выбрать из лежащих перед ними схематических изображений эмоциональных состояний (грусть, радость, удивление, гнев) сначала то, которое они соотносят со своим состоянием в начале занятия, затем — в конце занятия.

Используемая литература:

  1. Макаренко А.С. Собрание сочинений в 7 т. – М.,1958. –Т.5. – с.178
  2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов на Дону: “Феникс”, 1996. – с.630-649, 664-690, 700-707.
  3. Станкин М.И. Психология общения: курс лекций.- М.: Институт практической психологии, 1996.- 296с.

Приложение 1