Цели урока:
Образовательная: познакомить
учащихся с правилами переноса слов с одной
строки на другую;
Развивающая: развивать
орфографическую зоркость, словесно-логическое
мышление, наблюдательность, умение
анализировать, рассуждать, строить
умозаключения;
Воспитательная: воспитывать любовь
к родному языку, чувство товарищества,
взаимопомощи.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация к уроку, учебник, тетради, карточки, цветные жетоны.
СЛАЙД 1
Ход урока
I. Организационный момент.
Задача: подготовить учащихся к работе, создать благоприятную атмосферу.
Чтобы хорошо учиться,
Надо очень много знать.
Каждый день копилку знаний
Непременно пополнять.
II. Минутка чистописания.
Задача: подготовить учащихся к письму, отработать каллиграфические навыки письма определённых элементов соединения букв.
Учитель: Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.
Дети:
Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я, друзья, от вас не скрою – ручку я вот так держу,
Сяду прямо, не согнусь, за работу я примусь.
На доске:
1. мягкий знак, мягкий знак с соединением снизу, мягкий знак с верхним соединением, буквосочетания: ль ьм ьи (дети прописывают первую строку и отмечают знаком + наиболее удачные буквы и буквосочетания)
2. даль письмо соль день
Учитель:
- Что общего у этих слов?
- Какова роль Ь в данных словах?
- Запишите слова в тетрадь и подчеркните
орфограммы.
- Какое слово лишнее? Почему? (письмо)
III. Актуализация знаний. Стадия “Вызова”.
Задача: обеспечить мотивацию и готовность уч-ся к активной учебно-познавательной деятельности.
Учитель: Кстати, о письме. Вчера вечером по электронной почте пришло письмо от Пети Зайцева. Мне оно показалось немного странным. Прочитайте его.
СЛАЙД 2
- Всё ли в этом письме понятно? Всё ли правильно
оформлено?
- Как вы думаете, с какой проблемой столкнулся
Петя?
- Что он не умеет делать?
- Я думаю, что мы, как настоящие друзья Пети, должны помочь ему преодолеть возникшие у него трудности.
- Но для этого мы сами должны хорошо научиться
переносить слова.
- Может вы догадались, какова тема нашего
сегодняшнего урока?
СЛАЙД 3
- Чему будем учиться на уроке?
- На какой вопрос будем искать ответ? (на доске
появляется карточка с вопросительным знаком)
IV. Актуализация знаний.
- Прежде чем приступим к делению слов для
переноса, надо повторить тему о делении слов на
слоги.
- Кто хорошо умеет делить слова на слоги?
- Какое правило нужно помнить?
Сколько в слове гласных,
Столько и слогов –
Это знает каждый
Из учеников.
- Откройте учебники на стр.19, упр.19.
- Прочтите пословицы. Что их объединяет?
- Прочитайте вслух II пословицу. (У милого дитяти
много имён.)
- Как понимаете её смысл?
- Давайте запишем эту пословицу в тетрадь и
разделим слова на слоги. (1 уч-ся работает у
доски, отмечает гласные и делит на слоги)
- Прочитайте I пословицу вслух. Как понимаете её
смысл?
(Птица рада весне, а младенец – матери).
- Посмотрите на эту пословицу, как вы думаете,
сможем ли мы уместить на одной строчке всё
предложение?
- Тогда придётся … (переносить с одной строки
на другую)
- Как вы думаете, переносить слова нужно по
правилам или так, как захочет пишущий?
- Правило переноса основано на умении делить
слова на слоги, т.к. слова с одной строки на другую
переносятся по слогам.
V. Работа над новым материалом.
- Давайте запишем пословицу в тетрадь, разделяя слова для переноса. Как обозначим перенос? (1 уч-ся работает у доски)
ФИЗМИНУТКА.
- Катя Персикова тоже узнала о том, что Петя не умеет переносить слова и решила составить для него памятку “Как нельзя переносить слова”
СЛАЙД 4
- Давайте внимательно ознакомимся с ней, она нам
тоже поможет.
- Теперь попробуйте сформулировать правила
переноса.
- Давайте составим для Пети образец переноса
таких слов и запишем его в тетрадь.
СЛАЙД 4
- Можем ответить на вопрос “Как переносятся слова?”
Вывод: …
- Давайте проговорим ещё раз правила переноса слов, чтобы хорошенько их запомнить.
СЛАЙД 5
VI. Проверка усвоения нового знания.
- Вам сейчас будут предложены карточки с различными вариантами переноса слов. Нужно выбрать правильный вариант переноса и обвести этот вариант в кружок.
Самопроверка по ключу.
СЛАЙД 6
- Кто справился без ошибок?
- У кого 1 ошибка?
VII. Рефлексия.
- Кто считает, что усвоил правила переноса слов,
выбирает зелёный жетон.
- Кто думает, что может допустить ошибку, берёт
белый жетон.
(Дети демонстрируют выбранные жетоны).
- Давайте вернёмся к письму Пети. Какие слова у него не поместились на строке? Как нужно было перенести эти слова?
СЛАЙД 7
VIII. Итог урока.
Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
- Мы ответили на вопрос урока? Задачи урока
выполнили?
- Как думаете, удалось ли нам помочь Пете?
- Какие задачи поставим на следующий урок?
- Я предлагаю каждому из вас красиво оформить
памятку переноса слов и отправим их Пете.
- Спасибо за урок!