Пояснительная записка
Программа курса “Я – россиянин” составлена на основе программы по окружающему миру Вахрушева А.А., Данилова Д.Д., Раутиана А.С., Тырина С.В. Издательство Москва: Баласс, 2009 г. Актуальность данной программы заключается в том, что она предназначена для работы с младшими школьниками и направлена на сохранение исторической преемственности поколений, воспитание бережного отношения к культурному наследию родного города, формирование духовно-нравственных качеств личности и социокультурную адаптацию младшего школьника к гражданской и нравственной деятельности.
Новизной программы является формирование гражданской позиции младшего школьника, как россиянина, с опорой на чувство принадлежности к своей малой Родине. Программой предусмотрено знакомство:
- с историей родного края,
- с многообразием национальных традиций (этнических, бытовых, эстетических),
- с неповторимостью духовного мира жителей,
- с животным миром
Позиция младшего школьника, как гражданина, обнаруживается в понимании нравственного единства человечества, одинаковом понимании природы, жизни, любви, отношений в семье, понятии справедливости и правды, чести и гордости, неприятия злобы, коварства, трусости, лживости.
Только на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества конкретного региона возможен перевод общечеловеческих ценностей в личные ценности каждого воспитанника, только в реальном, окружающем здесь и сейчас мире человек может стать субъектом культуры.
Одна из задач национально-регионального компонента содержания образования заключается в воспитании нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю: это должен быть не потребитель или пассивный наблюдатель, а хранитель и созидатель природы и культуры, понимающий и любящий свою малую Родину.
Целью программы является:
- формирование основ этнического самосознания школьника “приобретение чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности”;
- расширение, систематизация и углубление собственного культурного опыта, “исходных представлений о природных и социальных объектах явлениях как компонентах единого мира, овладение основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретение целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий”;
- развитие интереса к истории Кемеровской области.
Задачи программы:
- обеспечивать духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической, социальной группы;
- направлять образовательный процесс на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье;
- формировать общечеловеческие ценности в контексте идентичности гражданина России;
- формировать чувство патриотизма и гражданской солидарности;
- знакомить с многонациональным составом населения города, области;
- культурными учреждениями, историей возникновения и развития Кемеровской области;
- Воспитывать ценностное отношение к природе, окружающей среде (родной земле, заповедной природе)
- Формировать положительное восприятие к здоровью и здоровому образу жизни.
Результаты освоения программы “Я – россиянин” распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися знаний о государственной символике Российской Федерации и своего региона; об объектах и явлениях живой и неживой природы родного края. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся научатся:
- проводить несложные наблюдения в окружающей среде; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений;
- использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;
- использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото, видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны.
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика; родителя и ребенка; родителя и учителя;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Форма подведения итогов
Первый уровень | Второй уровень | Третий уровень |
Викторина “Россия – чудесное имя”. | Сбор коллекции минералов, горных пород во время экскурсии. | Улица моей мечты. Проект. |
КВН “Символы российской власти”. | Составление диаграммы “Земельные ресурсы Кемеровской области”. | Конкурс рисунков о путешествиях. |
История российского флага. Презентация.
(Просмотр) |
Создание искусственных почв. Практическая работа. | Составление экспозиции “Дедушкины ордена и медали”. |
“Символика России и Кемеровской области”. Тест. | Почва “зеркало ландшафтов”. Практическая работа. | Мои родные – участники войны. Создание альбома. |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Курс “Я – россиянин” предназначен для углубления знаний по учебному предмету “Окружающий мир”. Он содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе: о человеке, его социальной сущности; об обществе, его истории и культуре. Главной задачей курса является формирование целостной картины природного и социального мира, формирование представления о месте и роли в нём человека, эмоционально-ценностного отношения к нему. Особую роль играют наглядные пособия: географические и исторические карты; предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества. Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций компьютер, видеомагнитофон и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера
Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах, о значении явлений и событий историко-культурной жизни страны, своего региона.
Список литературы для учителя
- Алексеев Ю.А., Зуев М.Н., Ковалев В.Е. Государственные символы России. Моя Родина / Алексеев Ю.А., Зуев М.Н., Ковалев В.Е. – М: “Триада-фарм”, 2000
- Ворожейкина Н.И . и др. Наша родина и современный мир. Беседы о России /. Ворожейкина Н.И – Смоленск, 2003.
- Герасимов А.Н. История Кемеровской области. / Герасимов А.Н Кемерово: ИПП “Кузбасс”, 2007.
- Кропочева Т.Б. Родной край: учебное пособие для учащихся начальных классов./ Кропочева Т.Б. – Новокузнецк: Издательство Куз. ГПА, 2006
- Лаврина В.Л. История Кузбасса в рассказах для детей / Лаврина В.Л. – ИПП “Кузбасс”, 2005.
- Мещерякова В.В., Савинова С.В. Повторение и контроль знаний. Окружающий мир. /Мещерякова В.В., Савинова С.В., – М: Издательство “Глобус” 2010.
- Можейко И.В. Государственная символика России / Можейко И.В. – М: ЦНСО, 2003.
- Мой небольшой, но славный городок: сборник стихотворений учащихся, посвящённый 70-летию г. Белово. под редакцией Л.С. Прониной. – Белово, 2008.