Огненная дуга. Открытое занятие по программе дополнительного образования детей

Разделы: Технология, Внеклассная работа, Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (64 МБ)


Цель: пробудить интерес у детей и желание заниматься в объединении военно-исторического стендового моделирования

Задачи.

Обучающие – коротко познакомить учащихся с боевыми действиями советских войск и вермахта в Курской битве, показать значимость этой битвы, ее историческое значение для всего хода войны, научить собирать диорамы на основе исторического материала.

Развивающие – совершенствовать навыки работы с ручным инструментом, красками, различными видами клея, продолжить дальнейшее развитие образного и творческого мышления учащихся.

Воспитательные – на историческом материале воспитывать чувства патриотизма, гражданственности, любви к Родине, уважение к истории своей страны.

Тип занятия – комбинированное.

Оборудование:

Для теоретической части - компьютер, проектор, видеофрагменты “Курская битва”.

Для выполнения практического задания – спецодежда для учащихся, модельные резцы, кисточки, подготовленные для покраски фигурки бойцов, модели боевой техники, краски акриловые, клей ПВА и специальный модельный, схемы окрашивания, основание для диорамы, пакля, кусочки мха, инструкции по выполнению работ.

Методы: наглядный, творческих проектов, словесные, “подмастерья”.

Формы работы с учащимися: фронтальная, групповая, беседа, просмотр презентации, “мозговой штурм”, практикум.

План занятия:

1. Оргмомент. Мотивационный этап.

2. Объяснение нового материала.

3. Практикум.

4. Сборка диорамы.

5. Рефлексия.

6. Салют Победы.

Ход занятия

1. Оргмомент. Мотивационный этап.

Учитель (в форме солдата Великой Отечественной):

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Андрей Евгеньевич. Пусть вас не удивляет моя форма. Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся с вами в далекое прошлое.

2. Объяснение нового материала.

Учитель:

9 мая 2010 года исполнится 65 лет Великой Победе. Путь к ней был долог и труден. 1418 дней войны. И каждый из них - это кровь и смерть, боль и горечь утрат, беспримерное мужество и доблесть русского народа. В ходе Великой Отечественной войны Советскими вооруженными силами было проведено 6 гигантских битв и 40 наступательных операций. Об одной из величайших в мировой истории битв пойдет речь на нашем занятии.

Давайте перенесемся на поле боя в далекий июль 1943 года. (Видео)

Комментарии учителя (выделенное жирным шрифтом проецируется на экране):

Наше занятие посвящено Курской битве. Сражение на этом участке фронта еще называли Огненной дугой.

Курская битва началась 5 июля и закончилась 23 августа 1943 года. Немцы хотели взять реванш за поражение под Сталинградом, поэтому в бой было брошено около 3000 единиц военной техники. Операцию под Курском немецкое командование назвало “Цитадель”, что значит “крепость”. Они рассчитывали на молниеносный удар и скорую победу. Но Советская армия вела оборонительные бои, выматывая силы противника. Да и по вооружению мы превосходили силы противника. 6000 танков, самоходных установок и самолетов. Самое крупное танковое сражение произошло 12 июля под Прохоровкой. С обеих сторон в битве участвовало 1200 единиц техники. Курская битва определила исход войны. Она закончилась победой и наступлением наших войск.

3. Практикум.

– На занятии мы не только совершим экскурс в историю, но и своими руками воссоздадим один из моментов Курской битвы.

– Все необходимое у вас на рабочих местах. Откройте коробки с набором деталей и инструментов.

– Возьмите желтые конверты. В них вы найдете инструкции по сборке и окрашиванию моделей. Можно приступить к работе, воспользовавшись инструкциями на зеленых листочках.. Я буду работать поочередно с каждой группой.

1. Группа (солдатики).

Вы должны раскрасить фигурки солдатиков по схеме. Воспользуйтесь красками, кисточками. Техника безопасности.

Инструкция:

Советские солдатики. Окрашивание.

  1. Возьмите краску цвета хаки. Начинаем красить гимнастерку и брюки солдатиков сверху вниз до обуви (по фотографии).
  2. Обувь красим черной краской.
  3. Мешки и сумки красим зеленой краской.
  4. Ремни на фигурках красим коричневым.

Советские солдатики. Склеивание.

  1. Приклеить голову.
  2. Приклеить оружие в руки.

Немецкие солдатики. Окрашивание.

  1. Куртки и штаны солдатиков окрасить серо-зеленой краской сверху вниз до обуви (по фотографии).
  2. Обувь покрасить черной краской.
  3. Сумки и противогазы покрасить немецкой зелено-оливковой краской.
  4. Ремни покрасить черным.

Немецкие солдатики. Склеивание.

  1. Приклеить головы.
  2. Приклеить оружие в руки.

2. Группа (танки).

Какие силы участвовали в сражении? (Советские и немецкие войска). Наша задача – собрать 2 танка: подбитый немецкий и действующий советский. Техника безопасности.

Советский танк.

  1. Смазать клеем нижнюю часть корпуса (1) по контуру.
  2. Приклеить верхнюю часть корпуса (2) к нижней.
  3. Приклеить к зазору между нижней и верхней частями корпуса носовой уголок (3).
  4. Вставить башню в корпус танка.

Немецкий танк.

  1. Смазать клеем крылья (1, 2) по боковой кромке и приклеить к нижней части корпуса (3).
  2. Смазать клеем верхнюю часть корпуса (4) и приклеить к частям (1,2,3).
  3. Вставить башню в корпус.

3. Группа (основание диорамы).

Мы готовим самую важную часть – основание диорамы.

  1. Смазать поверхность диорамы клеем ПВА.
  2. Засыпать имитацией травы.
  3. Сделать небольшие отверстия шилом и вставить в них небольшие кусочки сантехнического льна для имитации травы.
  4. Слегка подкрасить кустики зеленой краской.
  5. Подкрасить участки диорамы, не покрытые травой, земляной краской.

Учитель:

- Ребята, закончившие работу, могут посмотреть журналы по моделированию, книги по истории военной техники и Великой Отечественной войны, портфолио учащихся объединения “Моделист”.

4. Сборка диорамы.

Первыми должны закончить основание диорамы. Далее вместе работают две группы – “диорама” и “танки” - составляют композицию.

Те, кто освободился, могут посмотреть журналы, энциклопедии, фотографии. Цель – показать, что могут сделать участники объединения своими руками, если будут посещать занятия кружка. Можно посмотреть портфолио кружка “Моделист”. Цель – показать результативность работы.

Последняя группа под руководством педагога закрепляет фигурки солдатиков. Диорама собрана.

Комментарии учителя.

5. Рефлексия: Что нового и интересного для себя вы открыли на этом занятии?

  • Что такое диорама?
  • Операция “Цитадель” - крепость
  • Реванш за поражение под Сталинградом
  • 5 июля – 23 августа 1943 года
  • Третье ратное поле России – под Прохоровкой (Куликово, Бородино)
  • 12 июля – танковое сражение под Прохоровкой: 1200 танков с обеих сторон
  • 3000 единиц бронетехники с немецкой стороны, 6000 – с нашей
  • После победы наших войск на Курской дуге началось наступление
  • Курская битва определила исход войны, завершила коренной перелом

6. Салют Победы.

- 9 мая вся страна будет отмечать День Победы в ВОВ. Небо озарится разноцветными вспышками салютов. Если вам понравилось собирать диорамы, то возьмите красную звездочку и поместите ее на нашем импровизированном фейерверке. Если нет – желтую.