Цель: пробудить интерес у детей и желание заниматься в объединении военно-исторического стендового моделирования
Задачи.
Обучающие – коротко познакомить учащихся с боевыми действиями советских войск и вермахта в Курской битве, показать значимость этой битвы, ее историческое значение для всего хода войны, научить собирать диорамы на основе исторического материала.
Развивающие – совершенствовать навыки работы с ручным инструментом, красками, различными видами клея, продолжить дальнейшее развитие образного и творческого мышления учащихся.
Воспитательные – на историческом материале воспитывать чувства патриотизма, гражданственности, любви к Родине, уважение к истории своей страны.
Тип занятия – комбинированное.
Оборудование:
Для теоретической части - компьютер, проектор, видеофрагменты “Курская битва”.
Для выполнения практического задания – спецодежда для учащихся, модельные резцы, кисточки, подготовленные для покраски фигурки бойцов, модели боевой техники, краски акриловые, клей ПВА и специальный модельный, схемы окрашивания, основание для диорамы, пакля, кусочки мха, инструкции по выполнению работ.
Методы: наглядный, творческих проектов, словесные, “подмастерья”.
Формы работы с учащимися: фронтальная, групповая, беседа, просмотр презентации, “мозговой штурм”, практикум.
План занятия:
1. Оргмомент. Мотивационный этап.
2. Объяснение нового материала.
3. Практикум.
4. Сборка диорамы.
5. Рефлексия.
6. Салют Победы.
Ход занятия
1. Оргмомент. Мотивационный этап.
Учитель (в форме солдата Великой Отечественной):
– Здравствуйте, ребята. Меня зовут Андрей Евгеньевич. Пусть вас не удивляет моя форма. Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся с вами в далекое прошлое.
2. Объяснение нового материала.
Учитель:
– 9 мая 2010 года исполнится 65 лет Великой Победе. Путь к ней был долог и труден. 1418 дней войны. И каждый из них - это кровь и смерть, боль и горечь утрат, беспримерное мужество и доблесть русского народа. В ходе Великой Отечественной войны Советскими вооруженными силами было проведено 6 гигантских битв и 40 наступательных операций. Об одной из величайших в мировой истории битв пойдет речь на нашем занятии.
– Давайте перенесемся на поле боя в далекий июль 1943 года. (Видео)
Комментарии учителя (выделенное жирным шрифтом проецируется на экране):
Наше занятие посвящено Курской битве. Сражение на этом участке фронта еще называли Огненной дугой.
Курская битва началась 5 июля и закончилась 23 августа 1943 года. Немцы хотели взять реванш за поражение под Сталинградом, поэтому в бой было брошено около 3000 единиц военной техники. Операцию под Курском немецкое командование назвало “Цитадель”, что значит “крепость”. Они рассчитывали на молниеносный удар и скорую победу. Но Советская армия вела оборонительные бои, выматывая силы противника. Да и по вооружению мы превосходили силы противника. 6000 танков, самоходных установок и самолетов. Самое крупное танковое сражение произошло 12 июля под Прохоровкой. С обеих сторон в битве участвовало 1200 единиц техники. Курская битва определила исход войны. Она закончилась победой и наступлением наших войск.
3. Практикум.
– На занятии мы не только совершим экскурс в историю, но и своими руками воссоздадим один из моментов Курской битвы.
– Все необходимое у вас на рабочих местах. Откройте коробки с набором деталей и инструментов.
– Возьмите желтые конверты. В них вы найдете инструкции по сборке и окрашиванию моделей. Можно приступить к работе, воспользовавшись инструкциями на зеленых листочках.. Я буду работать поочередно с каждой группой.
1. Группа (солдатики).
Вы должны раскрасить фигурки солдатиков по схеме. Воспользуйтесь красками, кисточками. Техника безопасности.
Инструкция:
Советские солдатики. Окрашивание.
- Возьмите краску цвета хаки. Начинаем красить гимнастерку и брюки солдатиков сверху вниз до обуви (по фотографии).
- Обувь красим черной краской.
- Мешки и сумки красим зеленой краской.
- Ремни на фигурках красим коричневым.
Советские солдатики. Склеивание.
- Приклеить голову.
- Приклеить оружие в руки.
Немецкие солдатики. Окрашивание.
- Куртки и штаны солдатиков окрасить серо-зеленой краской сверху вниз до обуви (по фотографии).
- Обувь покрасить черной краской.
- Сумки и противогазы покрасить немецкой зелено-оливковой краской.
- Ремни покрасить черным.
Немецкие солдатики. Склеивание.
- Приклеить головы.
- Приклеить оружие в руки.
2. Группа (танки).
Какие силы участвовали в сражении? (Советские и немецкие войска). Наша задача – собрать 2 танка: подбитый немецкий и действующий советский. Техника безопасности.
Советский танк.
- Смазать клеем нижнюю часть корпуса (1) по контуру.
- Приклеить верхнюю часть корпуса (2) к нижней.
- Приклеить к зазору между нижней и верхней частями корпуса носовой уголок (3).
- Вставить башню в корпус танка.
Немецкий танк.
- Смазать клеем крылья (1, 2) по боковой кромке и приклеить к нижней части корпуса (3).
- Смазать клеем верхнюю часть корпуса (4) и приклеить к частям (1,2,3).
- Вставить башню в корпус.
3. Группа (основание диорамы).
Мы готовим самую важную часть – основание диорамы.
- Смазать поверхность диорамы клеем ПВА.
- Засыпать имитацией травы.
- Сделать небольшие отверстия шилом и вставить в них небольшие кусочки сантехнического льна для имитации травы.
- Слегка подкрасить кустики зеленой краской.
- Подкрасить участки диорамы, не покрытые травой, земляной краской.
Учитель:
- Ребята, закончившие работу, могут посмотреть журналы по моделированию, книги по истории военной техники и Великой Отечественной войны, портфолио учащихся объединения “Моделист”.
4. Сборка диорамы.
Первыми должны закончить основание диорамы. Далее вместе работают две группы – “диорама” и “танки” - составляют композицию.
Те, кто освободился, могут посмотреть журналы, энциклопедии, фотографии. Цель – показать, что могут сделать участники объединения своими руками, если будут посещать занятия кружка. Можно посмотреть портфолио кружка “Моделист”. Цель – показать результативность работы.
Последняя группа под руководством педагога закрепляет фигурки солдатиков. Диорама собрана.
Комментарии учителя.
5. Рефлексия: Что нового и интересного для себя вы открыли на этом занятии?
- Что такое диорама?
- Операция “Цитадель” - крепость
- Реванш за поражение под Сталинградом
- 5 июля – 23 августа 1943 года
- Третье ратное поле России – под Прохоровкой (Куликово, Бородино)
- 12 июля – танковое сражение под Прохоровкой: 1200 танков с обеих сторон
- 3000 единиц бронетехники с немецкой стороны, 6000 – с нашей
- После победы наших войск на Курской дуге началось наступление
- Курская битва определила исход войны, завершила коренной перелом
6. Салют Победы.
- 9 мая вся страна будет отмечать День Победы в ВОВ. Небо озарится разноцветными вспышками салютов. Если вам понравилось собирать диорамы, то возьмите красную звездочку и поместите ее на нашем импровизированном фейерверке. Если нет – желтую.