Цель: способствовать расширению представлений дошкольников о родном селе, крае.
Задачи.
1. Воспитывать интерес к богатствам Ямала, чувство восхищения ими, бережное отношение к ним.
2. Продолжать знакомить с разнообразием Ямальской земли.
3. Дополнять представления детей о государственной символике.
4. Формировать эмоционально-положительное отношение к естественной красоте природы.
5. Развивать любознательность, познавательный интерес, речь и творческие способности.
6. Воспитывать интерес к путешествиям.
Предварительная работа.
1. Экскурсии по улицам села, в музей сельской библиотеки и музей средней школы.
2. Чтение и заучивание стихов о родном селе, Ямале, Севере.
3. Просмотр слайдов, альбомов, книг о Севере.
4. Рисование “Мое любимое село”, “Север – наш дом”, “Кукла в национальной одежде”, “Герб моей семьи” (совместно с родителями).
5. Дидактические игры “Труд людей села”, “Что лишнее”, “Кому что нужно для работы”, “Чьи следы?”
6. Подвижные игры народов Севера.
Оборудование:медиапроектор, слайды с изображением сел района (Презентация “Путешествие по Оби”); карта ЯНАО; диск “Шурышкарский район” С.Попова (фото и песня о Шурышкарском районе); диск “Северный край”; импровизированный теплоход; билеты; альбомные листы и цветные карандаши.
Содержание
- Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие по нашему краю. (Показ карты Ямала)
Вы на карту посмотрите
И Ямал на ней найдите,
Потому что здесь наш дом:
Мы на Севере живем…..(И. Истомин)
(Просмотр диска “Шурышкарский район” С.Попова)
- Как называется наше село? (Горки) А район? (Шурышкарский) В каком округе мы с вами проживаем? (Ямало-Ненецком). Какой город является столицей округа? (Салехард). Кто знает, сколько лет нашему селу? (80) Району? А округу? (81).
- Какое сейчас время года? (Осень) На каком виде транспорта мы можем совершить путешествие из Горок в Салехард осенью, летом? (Водном – теплоходе, метеоре, катере, моторной лодке). А зимой? (На вертолете – воздушном транспорте; на грузовой, легковой машине по зимнику; на воздушной подушке).
- Мы же с вами отправимся в путешествие на теплоходе. Занимайте свои места согласно билетам. Посмотрите на карту Ямало-ненецкого округа. Ставим флажок от начального места путешествия – наше село Горки, до конечного пункта – город Салехард. Скажите, пожалуйста, что такое герб? Правильно, герб – это отличительный символ чего – либо.Страны, города, села, семьи или просто человека. На гербе изображают то, чем гордятся и дорожат.
- Посмотрите на экран – вот и наше село. (Слайды № 2-6) Что изображено на гербе нашего села? Какие цвета? Что они означают? На гербе: кедр – богатство края, сеть – рыболовство, рыбозавод. Голубой цвет – вода, небо: символизирует возвышенные устремления, искренность, преданность, возрождение. Зеленый – лес, мудрость, доверие, движение вперед. Белый – чистота, открытость, божественная мудрость, примирение.Скажите, пожалуйста, люди каких коренных национальностей проживают в нашем селе? (Слайды № 7-14) Из чего изготавливают ханты, ненцы свою красивую национальную одежду?
- Прибыли в село Азовы. Этому селу исполнилось 103 года. Как вы думаете, чем славится это село? Мы можем узнать, посмотрев на герб села. (Слайды № 15-18) Голубые полосы сходящиеся, с желтым ромбом в центре – расположение села на острове, омываемое тремя реками. Две рыбы сырка – рыболовство. Зеленые кедры – богатство края, символ красоты, долголетия, здоровья, силы. Белый цвет – символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания. Зеленый – природа, молодость, жизненный рост. Голубой – честь, благородство, духовность, возвышенные устремления. Желтый цвет (золото) – символ богатства, стабильности, уважения и интеллекта. Плывем дальше. По какой реке мы с вами совершаем путешествие? (Река Обь) Какая рыба водится в нашей реке? А какие блюда из рыбы готовят вам ваши родители?
- Вот и село Мужи. Что вы можете о нем рассказать? Правильно, Мужи – центр нашего Шурышкарского района. Исполнилось селу Мужи 171 год – старинное село. А сколько лет нашему району? 81 год. (Слайды № 19-23). Расскажите о гербах села Мужи и района. (На гербе села изображен медведь – его почитают за силу, ловкость, мудрость и смелость, лебедь – символ верности, нежности; а цвет – голубой; на гербе района рыба муксун, песец и стерх (редкая птица, внесенная в Красную книгу, выводится в нашем районе), цвета зеленый, синий). Наш теплоход отплывает от села Мужи, и мы дальше совершаем путешествие. Расскажите о животном мире нашего северного края. Каких животных вы видели наяву, а не на картинках? (Рассказы детей). Дидактическая игра “Что лишнее”:
- медведь, заяц, песец, волк, слон;
- лиса, лось, жираф, горностай, куница;
- олень, ондатра, бегемот, бурундук, выдра;
- лемминг, крыса, рысь, крокодил, ласка;
- росомаха, соболь, белка, полевка, коала.
- Доехали с вами до села Восяхово. Ему исполнилось 105 лет. (Слайды № 24-27) Посмотрите на герб села, что вы можете сказать? На гербе изображен лебедь – символ гордости, красоты, мудрости и духовного совершенства. Цвета: голубой – символ величия, красоты и ясности. Красный – символ труда, силы, мужества, красоты и праздника; желтый. Красные кирпичи обозначают кирпичный завод, который был здесь построен давно, и снабжал кирпичом весь район. Обратите внимание на красоту, своеобразие села, пусть оно небольшое, как все наши северные села, но очень красивое. Назовите основные занятия народов Севера. (Слайды № 28-33: оленеводство, рыболовство, охотоводство). Северяне не только умеют хорошо работать, но и отдыхать. Есть много национальных игр, в которые мы с вами играли. Назовите их. Бросание аркана, прыжки через нарты, борьба в гусях, катание на нартах, санках. Подвижные игры “Рыбаки и рыбки”, “На новое стойбище”, “Ловля оленей” и т.д. Предлагаю вам поиграть в подвижную игру “Олени и пастухи”, где вы покажите свою ловкость и силу.
- Пока мы играли, наш теплоход прибыл в село Шурышкары.Этому селу исполнилось 166 лет. (Слайды № 34-38). На гербе села кто изображен? Орел – символ силы, уверенности, полета, движения к цели. Цвета: зеленый – символ здоровья, молодости, жизненного роста. Голубой – символ воды, неба, благородства, чести и достоинства. Желтый (золото) – символ урожая, достатка, стабильности, уважения и интеллекта. Белый (серебро) – это чистота, совершенство, мир и взаимопонимание. Плывем дальше. Мы побывали в разных селах нашего Шурышкарского района. Что у них общего в их расположении? (Вдоль реки Оби и с трех сторон окружены тайгой). А какие богатства таит в себе наш ямальский северный край? Нефть. Газ. Лес – кедр, сосна, рябина, ель, черемуха. Грибы. Ягоды – черника, морошка, голубика, брусника, клюква. Предлагаю вам поиграть в дидактическую игру “Отгадай на вкус ягоду”.
- Шурышкарская земля – один из самых красивых уголков Ямала. Поражает своим природным изобилием и разнообразием. Главным достоянием шурышкарцев являются богатства окружающей природы и продукты их переработки.
- Вот мы с вами приехали в столицу Ямала – город Салехард. Это единственный город в мире стоящий на Полярном круге. (Слайды № 39-42) Старинный северный город, ему исполнилось 416 лет. Экскурсию по городу мы с вами совершим в следующий раз. А пока наш теплоход нас везет домой, я предлагаю нарисовать то, что больше всего понравилось в путешествии. Дети рисуют под музыку песен Игоря Корнилова “Северный край”.