Тип урока: Открытия нового знания.
Цели урока:
- Учить обучающихся сравнивать дроби с одинаковым числителем и знаменателем, через решение проблемной ситуации.
- Учить обучающихся преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде алгоритма на основе выведенного правила
- Развивать образное и понятийное мышление, внимание.
- Воспитание самостоятельности, умения прислушиваться к мнению других.
Оборудование:
- Карточки с долями.
- Карточки с долями, с условием задач.
- Карточки со словами: знаменатель, числитель, опорные конспекты.
Ход урока
I. Организационный момент.
а) приветствие;
б) запись числа, классной работы;
в) комплекс кинесиологической гимнастики.
II. Этап актуализации знаний.
1) Опрос обучающихся:
– Как называются равные части целой мерки?
– Что обозначает запись: ?
– Каким числом обозначается целое?
2) Работа в парах:
– Расположите доли в порядке убывания и прочитайте слово, которое зашифровано. (Обучающиеся выполняют задание на карточке, проверка осуществляется в виде – взаимопроверки другой парой).
Карточка №1.
Ь | О | Д | Б | Р |
3) Проверка теоретических знаний у обучащиюхся по теме “Дроби”.
– Что называют дробью?
– Как записывают дробь?
– Что обозначает черта в записи дроби?
– Как называется число m, записанное над чертой?
– Как называется число n, записанное под чертой?
– На что указывает числитель?
4) Классификация дробей (На доске расположены карточки с дробями).
а) – Разделите дроби на 2 группы
; ; ; ; ; ; ; ;
Обучающиеся распределяют дроби на 2 группы – устно.
– с одинаковым числителем и одинаковым знаменателем;
– числитель – чётное и нечётное число;
– знаменатель – чётное число и нечётноё;
– знаменатель – круглое число и некруглое.
б) Практическая работа с дробями (работа в группах).
1) Распределите данные дроби на две группы(у обучающихся карточка № 2 с дробями):
– 1 группа – дроби с одинаковым знаменателем (; ; ; ; )
– 2 группа – дроби с одинаковым числителем ( ; ; ;; ;)
2) Что интересного заметили?
Дробь входит и в первую группу и во вторую.
Вывод: Дробь может входить и в 1, и во 2 группы. Значит, эта дробь является областью пересечения этих двух групп.
III. Этап разрыва между знанием и незнанием.
– Расположите дроби с одинаковым знаменателем в порядке возрастания
– Возникновение проблемной ситуации. (Не умеем этого делать).
IV.
Этап целеполагания и сообщение темы урока.Учитель: – Значит, какова цель нашего урока?
Обучающиеся: “Научиться располагать дроби с одинаковым знаменателем в порядке возрастания”.
Учитель: – А для того, что бы располагать дроби в порядке возрастания, что необходимо уметь?
Обучающиеся: Уметь сравнивать дроби.
Учитель: – Какая тема нашего урока?
Обучающиеся: “Сравнение дробей”.
V. Этап разрешение проблемной ситуации.
1) Выведения правила сравнения дробей с одинаковым знаменателем.
А) Решение задачи, с опорой на рисунок (Работа в группах, обучающимся даётся карточка № 3).
Задача № 1
“Серёжа закрасил круга, а Лена . Кто из ребят закрасил меньшую часть круга?” Значит < .
Вывод: Серёжа закрасил меньшую часть круга, т.к. < .
Б) Сравнение дробей на числовом луче.
а) – Сравните и . Какой знак поставим? Почему?
– Давайте проверим на числовом луче (работа на доске)?
Вывод:. >
– Как мы сравниваем дроби с одинаковым знаменателем?
Вывод: Дроби с одинаковым знаменателем сравниваем по числителю.
В) – Выберите из предложенных толкований истинное высказывание для сравнения дробей с одинаковым знаменателем (работа в группах с карточкой № 4 “Толкование”).
Вывод: Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой числитель больше, а меньше та, у которой числитель меньше.
Г) Составление опорного конспекта, на основе обобщения.
– Составьте из данных на доске дробей по 3 неравенства со знаком < (устно). Составьте из данных на доске дробей по 3 неравенства со знаком > и запишите, четвёртое неравенство в обобщённом виде, не забудьте указать при каком условии, верно данное неравенство.
Вывод: Опорный конспект: > <=> a > b.
Физминутка.
2) Выведения правила сравнения дробей с одинаковым числителем.
А) Расположите дроби с одинаковым числителем в порядке возрастания (Работа 2 обучающихся у доски).
Проблема: кто прав?
Б) Разрешение проблемной ситуации:
– Решите задачу, с опорой на рисунок (работа в группах).
Задача № 2.
“Серёжа закрасил круга, а Лена круга. Кто из ребят закрасил большую часть круга?”
Вывод: Серёжа закрасил большую часть круга. Значит > .
В) Сравнение дробей на числовом луче.
Сравните и . Какой знак поставим? Давайте проверим на числовом луче.
– На сколько частей будет разделено целое? (15) (расположение дробей на числовом луче).
Вывод: > , так как дробь , находится дальше от нуля.
б) Как мы сравниваем дроби с одинаковыми числителями? (по знаменателю)
Вывод: Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой знаменатель меньше, а меньше та, у которой знаменатель больше.
Г) Составьте и запишите 3 неравенства из данных на доске дробей со знаком > и четвёртое неравенство в обобщённом виде, не забудьте при каком условии, верно, данное неравенство.
Вывод: Опорный конспект. > <=> a < b.
VI. Обобщение.
Составление алгоритма сравнения дробей с одинаковыми числителями или с одинаковыми знаменателями (на доске, коллективно).
Вывод: Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой числитель больше. Из двух дробей с одинаковым числителем больше та, у которой знаменатель меньше.
VII. Этап закрепления. Работа по учебнику, с. 82.
1) чтение правила;
2) № 1(б), № 3(б), № 5 – самостоятельное выполнение, проверка через самоконтроль.
VIII. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Можем ли мы сравнивать дроби и ? Почему? (данный алгоритм не действует, так как числители не одинаковые числа и знаменатели тоже).