Интерактивное занятие "Для меня ценности – пустой звук. Они не находят отклика в моей душе. Так ли это?"

Разделы: Классное руководство


Цель: воспитание нравственно здоровой и духовно богатой личности.

Задачи:

  1. Развитие у учеников социальной интуиции, чувствительности, понимания другого человека.
  2. Пробудить у учащихся потребность задуматься над вопросами: кто я? Что я могу сделать для другого человека?
  3. Повышение самооценки, понять какие чувства и качества помогают общению детям, а какие мешают.

1. Разминка: Дети встают в круг, первый ребенок поворачивается ко второму и они произносят:

“Я – дрозд и ты – дрозд,
у тебя – нос и у меня – нос,
у тебя – губки алые и у меня – губки алые,
мы два друга, мы любим друг друга” – дети обнимаются.

Второй ребенок поворачивается к третьему и они произносят этот же текст и так далее. Учитель загадывает загадку: “Не часы, а тикает”

(Дети подходят к столу и выбирают желтого, оранжевого или красного цвета маленькие сердечки. По цвету сердечков рассаживаются в 3 группы).

Учитель читает притчу. Китайская притча “Ладная семья”.

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

любовь;
прощение;
терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: – И все? – Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: – И мира тоже.

– Ребята, как вы думаете:

– Что такое Любовь?

– Что такое Прощение?

– Что такое Терпение?

– Каким словом можно объединить эти понятия?

(Энциклопедические данные) Ценность — это понятие, которое выражает значимость, которую нечто имеет для нас.

Работа в группах

Задание для первой группы:

– О какой ценности говорится в стихотворении?

Зачем любить и ненавидеть?
Зачем терять, зачем искать?
Зачем былое вспоминать?
Зачем живые все живут?
В чем смысл жизни заключен?
Возможно ли другого изменить?
Открыть, сломать и вновь свинтить,
Судьбу без колебаний предсказать,
Потом туда дорогу смело указать
И не давать с дороги сбиться,
Толкать и осуждать, мешая ошибиться?
А кто нам дал такое право?
Того и я не знаю, ох, не знаю, право...
В чем заключен ее закон?
И не дает покоя мне,
Моей недетской голове
Один единственный вопрос:
Зачем родился я и рос?

Ответ детей: Говорится о смысле жизни.

– Каким должен быть человек?

(Самостоятельная запись качества личности человека на сердечке).

Задание для второй группы

– О какой ценности говорится в тексте?

В одной стране был очень жестокий обычай отрубать руки за кражу. Вельможа, любимец царя, был уличен в краже. Царь издал указ отрубить ему руку, несмотря на то, что он очень сильно любил этого вельможу. У вельможи была дочь. Она узнала о наказании и пришла к царю. Она протянула царю свои маленькие хрупкие ручки и попросила: Отрубите мои руки, я все выдержу, только не трогайте руки моего отца, они ему нужнее, чем мне, пожалуйста, прошу Вас". "Хорошо, – сказал царь. – Мы отрубим твои руки". Царю очень понравилась эта маленькая девочка, которая так любит своего отца. И царь вспомнил в эту минуту свою дочь и подумал: "А любит ли меня так моя дочь, пошла бы она на такой поступок?"

И вот девочку повели на казнь, она вытянула свои ручки, в эту минуту она думала об отце, который находился в тюрьме. Сверкнул меч и опустился, не задев даже кончиков ее маленьких пальчиков. "Царь прощает отца за великую любовь твою!" – объявил посланец царя.

На другой день царь окончательно отменил этот жестокий указ навсегда. А на дворе казни поставил столб с надписью, где описал подвиг девочки. В конце надписи крупными буквами было написано: "Счастливы отцы, у которых такие дети!"

Дети делают вывод: Счастье родителей иметь детей, которые заботятся о них, могут отдать самое дорогое что есть у них.

Учитель: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, – это и будет проявление доброты.

– Каким должен быть человек?

(Самостоятельная запись качества личности человека на сердечке).

Задание для третьей группы

– О какой ценности говорится в сказке?

“О свободном человеке Иване Гаврикове и несвободной мухе” (автор – О. Хухлаева)

Однажды Иван Гавриков разозлился на весь белый свет. Все заставляют его что-то делать. В школе – нужно учиться, сидеть смирно, не драться, не толкаться, не плеваться, не болтать, всего не упомнишь, дома – опять учить уроки, делать уборку, посуду за собой мыть. К бабушке в выходные поедешь и она туда же: “Повтори английский! Почитай книжку! Совсем ты, Ванечка, мало читаешь, один компьютер у тебя в голове.

“Иге! Надоело! Вечно я должен что-то делать! Не буду”, твердо решил Иван Гавриков, лег на диван и принялся разглядывать узор на обоях и ползущую по стене муху. “Вот мухе хорошо, подумал он, – свободный она человек!”. Долго смотрел он на Муху, а потом уснул. Ему приснился очень нравоучительный сон. Будто мама лежит на кровати спит, папа в кресле газету читает, а бабушка по телевизору сериалы смотрит. Каждый своим делом занимается, а Ивану есть хочется. А холодильник пустой. Папа денег не заработал – не хотел на работу ходить. Мама из остатков продуктов даже каши не сварила спать ей хотелось. А бабушка Ивановы брюки не заштопала, так что к пустому холодильнику он в одних трусах бегал.

Мы решили стать свободными! – заявила мама, когда Иван робко насчет завтрака осведомился, – отойди, я еще сегодня долго спать буду”.

Сел Иван в ОДНИХ трусах на холодный пол и зарыдал – так ему есть хотелось, но делать он все равно ничего не хотел. Так прошел первый день, второй, а на третий приполз Иван к холодильнику, нашел сырую картошку и начал ее грызть. Да еще и с кошкой Жмуркой поделился. Увидела это мама, стало ей стыдно, и пошла она варить кашу. Папа на работу собрался, а бабушка достала штопальную иглу и надела очки.

И понял Иван Гавриков, что каждый должен что-то делать в меру своих сил, иначе жизнь станет совсем плохая, никчемная.

Открыл Иван Гавриков глаза, посмотрел на муху и сказал: Эх, муха, никакой ты не свободный человек. А свободный человек это я. Я сам себя заставляю что-то делать, не мама, не бабушка, а я сам. Так сказал Иван... и потянулся за учебником. Медленно потянулся, неохотно. Потому что это довольно трудно – самому заставлять себя что-то делать.

Дети делают вывод: У каждого человека кроме свободы должны быть и обязанности.

– А какие обязанности имеете вы ?

– Каким должен быть человек?

(Самостоятельная запись качества личности человека на сердечке).

– Человек только с большим добрым сердцем всегда поможет в трудную минуту, не оставит в беде.

Давайте сделаем из ваших маленьких сердечек одно большое сердце, в котором будет радость, любовь и тепло.

Работа в группе. Дети берут шар в форме сердечка и говорят: Я умею делать так ... и вас научу. (Дети повторяют эти упражнения.)

Релаксация: Дети и гости встают в круг и называют главные ценности человека для себя.

Продолжите фразу: – В моей душе …

Учитель: Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Это высокие качества, и им нужно учиться. Думаю, каждый из вас приложит усилия, чтобы быть достойным человеком.

Спасибо за работу!