Развитие речи "Описание внешности человека". 6–7-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цели:

- дать понятие о портрете художественном,

- дать понятие о портрете в литературном произведении,

- формировать навыки описания картин,

- развивать навыки монологической речи при описании внешности человека,

- развивать воображение учеников,

- учить составлять собственный текст-описание,

- обратить внимание на роль изобразительно-выразительных средств языка при описании внешности человека,

- воспитывать чувство прекрасного.

Методические приёмы:

- объяснение учителя,

- беседа,

- выразительное чтение,

- наблюдение над текстом,

- словарная работа,

- конструирование синтаксических конструкций,

- заранее подготовленное сообщение учащегося,

- самостоятельная работа.

Оборудование урока:

- компьютер,

- проектор,

- экран или интерактивная доска.

Ход урока

1. Слово учителя.

Каждому из нас приходилось описывать внешность человека. Обычно мы это делаем, когда хотим рассказать кому-нибудь о человеке, который ему не знаком. Я люблю вглядываться в лица людей и стараться понять, о чем они думают, чем занимаются. По внешнему виду многое можно рассказать о человеке.

Сегодня на уроке мы попробуем усовершенствовать наше умение описывать внешность человека.

Запись темы урока.

Слайд 1

2. Беседа.

У.: Скажите, пожалуйста, что вы представляете, когда речь идет о портрете? (Картина, на которой изображен человек, лицо человека)

Слайд 2

У.: Вы правы: слово портрет заимствовано из фр. portrait, от старофранц. portraire — “воспроизводить что-либо черта в черту”, устар. парсуна — от лат. persona — “личность; особа”— изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.

В зависимости от того, кто изображен на портрете портреты относят к групповым(двойным) и одиночным.

Слайд 3

3. Словарная работа.

У.: Запомним правописание слова “портрет”, используя его лексическое значение. Запишем в тетради.

Слайд 4

У.: С чего мы начнем описание портрета? (Обычно с лица человека)

У.: Да, вы правильно ответили, именно лицо говорит главное о человеке. Ведь не даром есть в русском языке выражения: “ потерять лицо”, “на лице написано”, “сразу на лице видно”, “лица на нем нет”. А как вы объясните последнее выражение, что значит “лица на нем нет”? (Кто-то сильно изменился, расстроился, кто-то поменял свой вид из-за чего-то)

У.: Обратимся к “Фразеологическому словарю русского языка”. (“Кто-либо страшно побледнел, осунулся, изменился в лице от чего-либо”)

У.: Да, ребята, на нашем лице всегда отражаются эмоции.

Слайд 5

У.: Название этого портрета нам подсказывает, кто на нем изображен, попробуйте описать эмоции этого мальчика .

(Веселое расположение духа, озорной смех, радость, игривость)

У.: Таким образом, портрет помогает нам описать эмоции и сделать вывод о характере персонажа.

У.: Кто изображен на портрете, представленном на слайде №1? (М.Ю.Лермонтов)

Как вы думаете, а что главное в лице М.Ю.Лермонтова? (Его глаза)

4. Выполнение упражнений.

У.: Попробуйте, опишите их. (Большие, темные, грустные, печальные, бездонные, таинственные)

Слайд 6

У.: О глазах говорят, что они “зеркало души”. Почему? Потому что – это один из наиболее выразительных знаков, поскольку передает важнейшее из пяти чувств. “Застывшие и широко открытые, они предназначены для восприятия безграничного мира.”

На портрете Антонелло да Мессина. глаза этого мужчины передают его чувства, настроение, его внутренний мир.

Попробуйте описать их.

Запишите в тетрадь словосочетания по схеме "сущ.+ прил.".

У.: Какие ещё важные черты лица мы замечаем? (Нос, лоб, губы, брови)

Слайд 7

Задание: подберите прилагательные или причастия, которые нам помогают описать эти детали портрета. Запишите в тетрадь.

У.: Многое может рассказать о человеке отдельная деталь портрета. Например, нос.

Слайд 8

У.: Подберем образные определения для описания портретной детали.

Слайд 9

Заранее подготовленное сообщение ученика о Джироламо Савонарола.

У.: Важную роль в описании внешности играет фигура. Если человек сутулый, мы можем заключить, что он вряд ли занимается спортом, что он много времени проводит сидя. Худой человек или полный, подтянутый или расхлябанный - всё это расскажет нам о его здоровье, привычках, характере.

5. Физкультминутка.

6. Беседа.

У.: Мимика, жесты тоже очень важны. По ним можно узнать открытый человек или скрытный, раскованный или стеснительный, уверенный в себе или постоянно сомневающийся. Говоря о жестах, на что мы обращаем внимание?

(На руки)

Слайд 10, 11,12

У.: Мы рассматривали и анализировали художественные портреты известных художников, но сегодня на уроке мы с вами познакомимся с понятием словесного портрета, используемого в литературном произведении.

Как вы думаете, что такое словесный портрет.

- Это портрет, который создается словами, а не красками.

- Это описание внешности в литературном произведении.

Слайд 13

7. Работа с учебником.

Упражнение 76.

8. Наблюдение над текстом.

Слайд 14

- Выразительное чтение, ответы на вопросы.

У.: Что помогает писателю создать образ Насти?

Слайд 15

- Средства художественной выразительности Давайте подумаем над вопросами

Слайд 16

9. Выполнение упражнений.

- Упражнение 78: выразительное чтение, устный разбор, письменное выполнение.

- Упражнение 79: выразительная чтение, самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.

10. Подготовка к домашнему сочинению.

У.: Ваша задача - создать описание внешности знакомого вам человека: взрослого или вашего ровесника. Используя полученные на уроке знания, постарайтесь показать через внешность черты характера человека, проследить за изменениями во внешности: в лице, фигуре в разных жизненных ситуациях, выразите свое отношение к описываемому человеку.

Слайд 17

Эти материалы помогут вам составить свои тексты.

11. Домашнее задание: написать черновик сочинения.