Цели:
- дать понятие о портрете художественном,
- дать понятие о портрете в литературном произведении,
- формировать навыки описания картин,
- развивать навыки монологической речи при описании внешности человека,
- развивать воображение учеников,
- учить составлять собственный текст-описание,
- обратить внимание на роль изобразительно-выразительных средств языка при описании внешности человека,
- воспитывать чувство прекрасного.
Методические приёмы:
- объяснение учителя,
- беседа,
- выразительное чтение,
- наблюдение над текстом,
- словарная работа,
- конструирование синтаксических конструкций,
- заранее подготовленное сообщение учащегося,
- самостоятельная работа.
Оборудование урока:
- компьютер,
- проектор,
- экран или интерактивная доска.
Ход урока
1. Слово учителя.
Каждому из нас приходилось описывать внешность человека. Обычно мы это делаем, когда хотим рассказать кому-нибудь о человеке, который ему не знаком. Я люблю вглядываться в лица людей и стараться понять, о чем они думают, чем занимаются. По внешнему виду многое можно рассказать о человеке.
Сегодня на уроке мы попробуем усовершенствовать наше умение описывать внешность человека.
Запись темы урока.
Слайд 1
2. Беседа.
У.: Скажите, пожалуйста, что вы представляете, когда речь идет о портрете? (Картина, на которой изображен человек, лицо человека)
Слайд 2
У.: Вы правы: слово портрет заимствовано из фр. portrait, от старофранц. portraire — “воспроизводить что-либо черта в черту”, устар. парсуна — от лат. persona — “личность; особа”— изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.
В зависимости от того, кто изображен на портрете портреты относят к групповым(двойным) и одиночным.
Слайд 3
3. Словарная работа.
У.: Запомним правописание слова “портрет”, используя его лексическое значение. Запишем в тетради.
Слайд 4
У.: С чего мы начнем описание портрета? (Обычно с лица человека)
У.: Да, вы правильно ответили, именно лицо говорит главное о человеке. Ведь не даром есть в русском языке выражения: “ потерять лицо”, “на лице написано”, “сразу на лице видно”, “лица на нем нет”. А как вы объясните последнее выражение, что значит “лица на нем нет”? (Кто-то сильно изменился, расстроился, кто-то поменял свой вид из-за чего-то)
У.: Обратимся к “Фразеологическому словарю русского языка”. (“Кто-либо страшно побледнел, осунулся, изменился в лице от чего-либо”)
У.: Да, ребята, на нашем лице всегда отражаются эмоции.
Слайд 5
У.: Название этого портрета нам подсказывает, кто на нем изображен, попробуйте описать эмоции этого мальчика .
(Веселое расположение духа, озорной смех, радость, игривость)
У.: Таким образом, портрет помогает нам описать эмоции и сделать вывод о характере персонажа.
У.: Кто изображен на портрете, представленном на слайде №1? (М.Ю.Лермонтов)
Как вы думаете, а что главное в лице М.Ю.Лермонтова? (Его глаза)
4. Выполнение упражнений.
У.: Попробуйте, опишите их. (Большие, темные, грустные, печальные, бездонные, таинственные)
Слайд 6
У.: О глазах говорят, что они “зеркало души”. Почему? Потому что – это один из наиболее выразительных знаков, поскольку передает важнейшее из пяти чувств. “Застывшие и широко открытые, они предназначены для восприятия безграничного мира.”
На портрете Антонелло да Мессина. глаза этого мужчины передают его чувства, настроение, его внутренний мир.
Попробуйте описать их.
Запишите в тетрадь словосочетания по схеме "сущ.+ прил.".
У.: Какие ещё важные черты лица мы замечаем? (Нос, лоб, губы, брови)
Слайд 7
Задание: подберите прилагательные или причастия, которые нам помогают описать эти детали портрета. Запишите в тетрадь.
У.: Многое может рассказать о человеке отдельная деталь портрета. Например, нос.
Слайд 8
У.: Подберем образные определения для описания портретной детали.
Слайд 9
Заранее подготовленное сообщение ученика о Джироламо Савонарола.
У.: Важную роль в описании внешности играет фигура. Если человек сутулый, мы можем заключить, что он вряд ли занимается спортом, что он много времени проводит сидя. Худой человек или полный, подтянутый или расхлябанный - всё это расскажет нам о его здоровье, привычках, характере.
5. Физкультминутка.
6. Беседа.
У.: Мимика, жесты тоже очень важны. По ним можно узнать открытый человек или скрытный, раскованный или стеснительный, уверенный в себе или постоянно сомневающийся. Говоря о жестах, на что мы обращаем внимание?
(На руки)
Слайд 10, 11,12
У.: Мы рассматривали и анализировали художественные портреты известных художников, но сегодня на уроке мы с вами познакомимся с понятием словесного портрета, используемого в литературном произведении.
Как вы думаете, что такое словесный портрет.
- Это портрет, который создается словами, а не красками.
- Это описание внешности в литературном произведении.
Слайд 13
7. Работа с учебником.
Упражнение 76.
8. Наблюдение над текстом.
Слайд 14
- Выразительное чтение, ответы на вопросы.
У.: Что помогает писателю создать образ Насти?
Слайд 15
- Средства художественной выразительности Давайте подумаем над вопросами
Слайд 16
9. Выполнение упражнений.
- Упражнение 78: выразительное чтение, устный разбор, письменное выполнение.
- Упражнение 79: выразительная чтение, самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.
10. Подготовка к домашнему сочинению.
У.: Ваша задача - создать описание внешности знакомого вам человека: взрослого или вашего ровесника. Используя полученные на уроке знания, постарайтесь показать через внешность черты характера человека, проследить за изменениями во внешности: в лице, фигуре в разных жизненных ситуациях, выразите свое отношение к описываемому человеку.
Слайд 17
Эти материалы помогут вам составить свои тексты.
11. Домашнее задание: написать черновик сочинения.