Выборы: моя гражданская позиция

Разделы: Внеклассная работа


Содержание уроков нацелено на предоставление учащимся и молодежи «возможности осознанно выбирать свое будущее, связывая его с будущим страны».

Социально-педагогическим контекстом урока является становление школьного Календаря гражданского воспитания и образования.

Урок посвящен знакомству с избирательным правом и избирательными системами, с процедурой демократических выборов. Многие граждане не умеют или не хотят воспользоваться своими правами избирать и быть избранными. Почему так происходит? Нужно ли идти на выборы? Что будет, если выборы не состоятся? Что на самих выборах и после них зависит от избирателей? — это главные вопросы урока.

Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления является неотъемлемой частью цивилизованного образа жизни. От осознания этой, казалось бы, очевидной истины зависят настоящее и будущее каждого человека, страны в целом. Демократия предполагает всеобщие, прямые и открытые выборы. Они — необходимый конституционно гарантированный минимум политической деятельности личности. Это, с одной стороны, — право, с другой — обязанность каждого гражданина, выполнение которой позволяет проводить в жизнь демократические принципы. Но общим для многих стран является снижение избирательной активности, особенно среди молодежи. Современная избирательная система в России начала складываться с 1993 года, вопрос об активном участии граждан в демократических выборах стоит достаточно остро.

При подготовки урока были использованы методические рекомендации по проведению краевого урока «Устав края — наши возможности», посвящается началу избирательного цикла 2011–2012 гг.

Интернет-ресурсы:

http://www.cikrf.ru — сайт Избирательной комиссии Российской Федерации.
http://www.sobranie.info — сайт Законодательного Собрания Красноярского края.
http://www.krskstate.ru — сайт Администрации Красноярского края.
http://iksrf.kgs.ru — сайт Краевой Избирательной комиссии Красноярского края.
http://wciom.ru — сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения.

Цели урока:

  • Получение учениками знаний о принципах и процедуре современных выборов.
  • Понимание важности и ответственности шага, связанного с участием в политических выборах; понимание, что именно через выборы каждый гражданин может реализовать своё право участвовать в управлении делами государства.

Задачи занятия:

  • Обучающие:
    • актуализировать знания об основных принципах и этапах участия граждан в выборах.
    • познакомиться с основными понятиями, связанными с избирательной системой России (в том числе принципами избирательного права, видами избирательных систем, избирательным процессом и его стадиями).
    • смоделировать действия различных участников избирательного процесса.
  • Развивающие:
    • обобщить высказывания исторических деятелей и сформулировать выводы об идеях, их объединяющих.
    • проанализировать информацию по основным этапам избирательного процесса и обработают ее на основе заданных параметров.
    • высказать свое мнение по поводу значения участия в выборах и последствиях неучастия в избирательной кампании.
    • проанализировать конкретные ситуации избирательной кампании и соотнесут их с нормами избирательного права.
  • Воспитывающие:
    • сформировать и повысить гражданскую ответственности, задуматься и высказать свое отношение к вопросам значимости выборов как демократического института и важности активной гражданской позиции в реализации избирательного права для успешной модернизации страны.

Оборудование и материалы: демонстрационное оборудование, текст Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в электронном варианте), текст Конституции РФ (в электронном варианте), презентация к уроку «Выборы: моя гражданская позиция», материалы для учащихся, материалы для учителя.

ХОД УРОКА

Слайды 3-4

Задание для учащихся: Прочитайте цитаты и определите, какие идеи заложены в данных высказываниях.

Уточняющие вопросы:

– О какой форме государственной власти идет речь?
– Какой процесс и при каких условиях является основой реализации данной власти?

Цитаты:

  1. «Меньшинство нередко становится большинством, потому что встает с постели и голосует» (Л. Питер).
  2. «Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют»
  3. К праву избирать не всегда относятся ответственно.
  4. «Часто человека подстерегает неудача не в случае ошибочного выбора, а при отказе от возможности его сделать» (Э. Севрус).
  5. Ответственность избирателя – основа демократии.
  6. «Лучше регулярно ходить на выборы, чем однажды попасть на баррикады» (Э. Севрус).
  7. Последствия отказа от выбора может привести к изменению политического режима.
  8. «Избирательный бюллетень сильнее пули» (А. Линкольн).
  9. Выборы – это ответственный выбор представителей власти и т.д. и т.п.
  10. «Неучастие в политике не освободит вас от ее результатов» (О. Ф. Бисмарк).
  11. «Цель любых выборов… прежде всего в том, чтобы обрести правителей — людей, обладающих наивысшей мудростью для того, чтобы выделять цели, общие для всего общества, наивысшей добродетелью для того, чтобы придерживаться их в своей деятельности» (Дж. Мэдисон).

(В данных цитатах речь идет о выборах.)

Слайды 5-12

Выводы: Демократическое устройство государства определяет наличие выборов и ответственного участия в них граждан.

Значение публичных выборов в том, что они:

– во-первых, являются важным средством решения вопроса о власти, систематического обновления властных структур;
– во-вторых, через выборы выявляются те предвыборные заявления и программы кандидатов, политических партий, которые в наибольшей степени отвечают интересам и потребностям народа, таким образом, определяется направление законодательной деятельности и деятельности высших должностных лиц;
– в-третьих, выборы способствуют приобщению рядовых граждан к политике, их политическому просвещению и воспитанию;
– в-четвертых, посредством выборов государственная и муниципальная власти приобретают легитимность, т.е. законность.

Слайды13-19

Роли в избирательном процессе

Учащиеся делятся на группы.

Задание для учащихся: В избирательном процессе участвуют граждане, занимая определенные позиции (роли): роль избирателя, роль кандидата (избираемого), роль члена избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса.
Используя информацию, представленную в таблице «Основные стадии избирательного процесса», составьте план ваших действий на каждой стадии избирательного процесса, если вы:

  1. Избиратель.
  2. Кандидат (избираемый).
  3. Член избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса.

Слайды 20-25

Решение практических ситуаций

Задание для учащихся: Проанализируйте практические ситуации, связанные с избирательным процессом. Ответьте на вопросы.

Ситуация 1

Ответ: Вероятно, граждане зарегистрировались по месту жительства после того, как был составлен список избирателей на данном избирательном участке. Председатель (секретарь, член) УИК объясняет гражданину И., что ситуацию можно разрешить следующим образом: гражданин И. предъявляет паспорт с регистрацией по месту жительства на территории данного избирательного участка и пишет заявление в УИК (участковую избирательную комиссию) с просьбой включить его в список избирателей данного избирательного участка. УИК принимает решение о включении гражданина И. в список избирателей, его включают и предоставляют возможность проголосовать.

Ситуация 2

Ответ: Такой избиратель включается в список избирателей по новому месту жительства при предъявлении паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства, если это место жительства находится на территории избирательного округа, где проводятся выборы, после чего он получит возможность проголосовать.

Ситуация 3

Ответ: Нарушен принцип равного избирательного права. Ответственность должны понести члены участковой избирательной комиссии, которые нарушили закон: бюллетень выдается лично в руки избирателю при предъявлении паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства избирателя. Гражданин может быть зарегистрирован только по одному месту жительства и, следовательно, может быть включен только в один список избирателей.

Ситуация 4

Ответ: Кандидат вправе самостоятельно выбирать формы и методы проведения
предвыборной агитации, соблюдая при этом ограничения, установленные законодательством. Действия кандидата N по распространению листовок нарушают законодательство в следующих случаях: расклейка на зданиях и сооружениях (столбы, заборы) при отсутствии письменного согласия собственника, владельца указанных объектов на размещение агитационных материалов данного кандидата; распространение листовок в субботу, накануне дня голосования, когда любая агитация запрещена.

Ситуация 5

Ответ: Действия члена комиссии правомерны, поскольку ни Игорю, ни Анне не требуется помощь при заполнении избирательного бюллетеня. Законом установлено, что избирательный бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где не допускается в присутствие других лиц.

Ситуация 6

Ответ: Избирательная комиссия нарушила закон, члены комиссии с совещательным голосом и наблюдатели, если у них имеются подтверждающие их полномочия документы, и они не нарушают положения избирательного законодательства, могут контролировать ход голосования и присутствовать при подсчёте голосов. После подведения итогов голосования и подписания протоколов, избирательная комиссия должна выдать копии протоколов наблюдателям и членам комиссии с правом совещательного голоса.

Ситуация 7

Ответ: Можно, если проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей.

Слайды 29-30

Рефлексия

Задание для учащихся:

1. В декабре 2011 года, в марте 2012 года, в 2013 году нас ожидают избирательные циклы: выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выборы депутатов Законодательного Собрания Красноярского края, выборы Президента России, выборы в муниципальные органы. Если бы вы участвовали в выборах, какую позицию (роль) вы выбрали бы? Аргументируйте свой выбор.

2. Закончите предложения:

а) Участвовать в выборах нужно, потому что…
б) Если мы не будем участвовать в выборах, то ...

Приложение 1