Содержание уроков нацелено на предоставление учащимся и молодежи «возможности осознанно выбирать свое будущее, связывая его с будущим страны».
Социально-педагогическим контекстом урока является становление школьного Календаря гражданского воспитания и образования.
Урок посвящен знакомству с избирательным правом и избирательными системами, с процедурой демократических выборов. Многие граждане не умеют или не хотят воспользоваться своими правами избирать и быть избранными. Почему так происходит? Нужно ли идти на выборы? Что будет, если выборы не состоятся? Что на самих выборах и после них зависит от избирателей? — это главные вопросы урока.
Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления является неотъемлемой частью цивилизованного образа жизни. От осознания этой, казалось бы, очевидной истины зависят настоящее и будущее каждого человека, страны в целом. Демократия предполагает всеобщие, прямые и открытые выборы. Они — необходимый конституционно гарантированный минимум политической деятельности личности. Это, с одной стороны, — право, с другой — обязанность каждого гражданина, выполнение которой позволяет проводить в жизнь демократические принципы. Но общим для многих стран является снижение избирательной активности, особенно среди молодежи. Современная избирательная система в России начала складываться с 1993 года, вопрос об активном участии граждан в демократических выборах стоит достаточно остро.
При подготовки урока были использованы методические рекомендации по проведению краевого урока «Устав края — наши возможности», посвящается началу избирательного цикла 2011–2012 гг.
Интернет-ресурсы:
http://www.cikrf.ru — сайт
Избирательной комиссии Российской Федерации.
http://www.sobranie.info — сайт
Законодательного Собрания Красноярского края.
http://www.krskstate.ru — сайт
Администрации Красноярского края.
http://iksrf.kgs.ru — сайт Краевой
Избирательной комиссии Красноярского края.
http://wciom.ru — сайт Всероссийского
центра изучения общественного мнения.
Цели урока:
- Получение учениками знаний о принципах и процедуре современных выборов.
- Понимание важности и ответственности шага, связанного с участием в политических выборах; понимание, что именно через выборы каждый гражданин может реализовать своё право участвовать в управлении делами государства.
Задачи занятия:
- Обучающие:
- актуализировать знания об основных принципах и этапах участия граждан в выборах.
- познакомиться с основными понятиями, связанными с избирательной системой России (в том числе принципами избирательного права, видами избирательных систем, избирательным процессом и его стадиями).
- смоделировать действия различных участников избирательного процесса.
- Развивающие:
- обобщить высказывания исторических деятелей и сформулировать выводы об идеях, их объединяющих.
- проанализировать информацию по основным этапам избирательного процесса и обработают ее на основе заданных параметров.
- высказать свое мнение по поводу значения участия в выборах и последствиях неучастия в избирательной кампании.
- проанализировать конкретные ситуации избирательной кампании и соотнесут их с нормами избирательного права.
- Воспитывающие:
- сформировать и повысить гражданскую ответственности, задуматься и высказать свое отношение к вопросам значимости выборов как демократического института и важности активной гражданской позиции в реализации избирательного права для успешной модернизации страны.
Оборудование и материалы: демонстрационное оборудование, текст Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в электронном варианте), текст Конституции РФ (в электронном варианте), презентация к уроку «Выборы: моя гражданская позиция», материалы для учащихся, материалы для учителя.
ХОД УРОКА
Слайды 3-4
Задание для учащихся: Прочитайте цитаты и определите, какие идеи заложены в данных высказываниях.
Уточняющие вопросы:
– О какой форме государственной власти идет
речь?
– Какой процесс и при каких условиях является
основой реализации данной власти?
Цитаты:
- «Меньшинство нередко становится большинством, потому что встает с постели и голосует» (Л. Питер).
- «Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют»
- К праву избирать не всегда относятся ответственно.
- «Часто человека подстерегает неудача не в случае ошибочного выбора, а при отказе от возможности его сделать» (Э. Севрус).
- Ответственность избирателя – основа демократии.
- «Лучше регулярно ходить на выборы, чем однажды попасть на баррикады» (Э. Севрус).
- Последствия отказа от выбора может привести к изменению политического режима.
- «Избирательный бюллетень сильнее пули» (А. Линкольн).
- Выборы – это ответственный выбор представителей власти и т.д. и т.п.
- «Неучастие в политике не освободит вас от ее результатов» (О. Ф. Бисмарк).
- «Цель любых выборов… прежде всего в том, чтобы обрести правителей — людей, обладающих наивысшей мудростью для того, чтобы выделять цели, общие для всего общества, наивысшей добродетелью для того, чтобы придерживаться их в своей деятельности» (Дж. Мэдисон).
(В данных цитатах речь идет о выборах.)
Слайды 5-12
Выводы: Демократическое устройство государства определяет наличие выборов и ответственного участия в них граждан.
Значение публичных выборов в том, что они:
– во-первых, являются важным средством решения
вопроса о власти, систематического обновления
властных структур;
– во-вторых, через выборы выявляются те
предвыборные заявления и программы кандидатов,
политических партий, которые в наибольшей
степени отвечают интересам и потребностям
народа, таким образом, определяется
направление законодательной деятельности и
деятельности высших должностных лиц;
– в-третьих, выборы способствуют приобщению
рядовых граждан к политике, их политическому
просвещению и воспитанию;
– в-четвертых, посредством выборов
государственная и муниципальная власти
приобретают легитимность, т.е. законность.
Слайды13-19
Роли в избирательном процессе
Учащиеся делятся на группы.
Задание для учащихся: В избирательном
процессе участвуют граждане, занимая
определенные позиции (роли): роль избирателя,
роль кандидата (избираемого), роль члена
избирательной комиссии муниципального
образования с правом решающего голоса.
Используя информацию, представленную в таблице
«Основные стадии избирательного процесса»,
составьте план ваших действий на каждой стадии
избирательного процесса, если вы:
- Избиратель.
- Кандидат (избираемый).
- Член избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса.
Слайды 20-25
Решение практических ситуаций
Задание для учащихся: Проанализируйте практические ситуации, связанные с избирательным процессом. Ответьте на вопросы.
Ситуация 1
Ответ: Вероятно, граждане зарегистрировались по месту жительства после того, как был составлен список избирателей на данном избирательном участке. Председатель (секретарь, член) УИК объясняет гражданину И., что ситуацию можно разрешить следующим образом: гражданин И. предъявляет паспорт с регистрацией по месту жительства на территории данного избирательного участка и пишет заявление в УИК (участковую избирательную комиссию) с просьбой включить его в список избирателей данного избирательного участка. УИК принимает решение о включении гражданина И. в список избирателей, его включают и предоставляют возможность проголосовать.
Ситуация 2
Ответ: Такой избиратель включается в список избирателей по новому месту жительства при предъявлении паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства, если это место жительства находится на территории избирательного округа, где проводятся выборы, после чего он получит возможность проголосовать.
Ситуация 3
Ответ: Нарушен принцип равного избирательного права. Ответственность должны понести члены участковой избирательной комиссии, которые нарушили закон: бюллетень выдается лично в руки избирателю при предъявлении паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства избирателя. Гражданин может быть зарегистрирован только по одному месту жительства и, следовательно, может быть включен только в один список избирателей.
Ситуация 4
Ответ: Кандидат вправе самостоятельно выбирать
формы и методы проведения
предвыборной агитации, соблюдая при этом
ограничения, установленные законодательством.
Действия кандидата N по распространению листовок
нарушают законодательство в следующих случаях:
расклейка на зданиях и сооружениях (столбы,
заборы) при отсутствии письменного согласия
собственника, владельца указанных объектов на
размещение агитационных материалов данного
кандидата; распространение листовок в субботу,
накануне дня голосования, когда любая агитация
запрещена.
Ситуация 5
Ответ: Действия члена комиссии правомерны, поскольку ни Игорю, ни Анне не требуется помощь при заполнении избирательного бюллетеня. Законом установлено, что избирательный бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где не допускается в присутствие других лиц.
Ситуация 6
Ответ: Избирательная комиссия нарушила закон, члены комиссии с совещательным голосом и наблюдатели, если у них имеются подтверждающие их полномочия документы, и они не нарушают положения избирательного законодательства, могут контролировать ход голосования и присутствовать при подсчёте голосов. После подведения итогов голосования и подписания протоколов, избирательная комиссия должна выдать копии протоколов наблюдателям и членам комиссии с правом совещательного голоса.
Ситуация 7
Ответ: Можно, если проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей.
Слайды 29-30
Рефлексия
Задание для учащихся:
1. В декабре 2011 года, в марте 2012 года, в 2013 году нас ожидают избирательные циклы: выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выборы депутатов Законодательного Собрания Красноярского края, выборы Президента России, выборы в муниципальные органы. Если бы вы участвовали в выборах, какую позицию (роль) вы выбрали бы? Аргументируйте свой выбор.
2. Закончите предложения:
а) Участвовать в выборах нужно, потому что…
б) Если мы не будем участвовать в выборах, то ...