Несутся искусство, любовь и история – по параболической траектории!
А. Вознесенский
Методическая разработка урока физики с
использованием ключевой учебной ситуации
(КлУС)
На уроке учащиеся изучают КлУС – движение по
параболе, повторяя темы «Кинематика
равномерного и равноускоренного движения».
Существуют разные подходы к рассмотрению этого
вопроса. На предлагаемом уроке через
компьютерное моделирование учащиеся убеждаются
в том, что формой траектории брошенного под углом
к горизонту тела является парабола. На
качественном уровне они осмысливают зависимость
дальностиlи высоты h полета тела от
угла его вылета. Опираясь на полученные ранее
знания, эвристическим путём, при дозированной
помощи учителя девятиклассники получают формулы
для расчета основных параметров движения по
параболе (дальность, время полёта, высоту
подъёма). Учитель подводит учащихся к
пониманию взаимосвязи и единства физических
формул, рассматривая движение по горизонтали и
вертикали как частные случаи движения тела,
брошенного под углом к горизонту. Решая задачи с
минимальными математическими расчетами,
учащиеся закрепляют ключевые моменты темы.
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели и задачи урока
Обучающие (предметные результаты):
– знать понятие, особенности, траекторию баллистического движения;
– уметь описывать наблюдения и опыты; иллюстрировать роль физики в создании технических объектов.
Развивающие (метапредметные результаты):
– способствовать развитию речи; интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием современных информационных технологий;
– формировать умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной и символьной формах;
– освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
– развитие у учащихся коммуникативных способностей.
Воспитывающие (личностные результаты):
– способствовать формированию познавательного интереса к предмету; мировоззрения учащихся.
Методы обучения:
– самостоятельная работа и работа под руководством учителя;
– компьютерное моделирование;
– исследование;
– анализ.
Развитие положительной мотивации учения
К изучению данной темы учащихся могут побудить: интерес к примерам баллистического движения; задачи, в которых отражен учебный материал, важный для будущей жизни; желание добывать знания в процессе самостоятельной деятельности.
Требования к усвоению содержания учебного материала
1 уровень усвоения
Учащиеся должны знать:
– качественную зависимость дальности l и
высоты h полета тела от угла его вылета;
– форму баллистической траектории (в отсутствие
сопротивления воздуха);
– баллистическое движение, есть результат
сложения двух прямолинейных движений:
равномерного по горизонтальной оси и
равнопеременного по вертикальной оси;
– вертикальная компонента скорости в верхней
точке траектории равна нулю;
– время подъема до верхней точки траектории
равно времени падения;
– уметь приводить примеры баллистического
движения.
2 уровень усвоения
Учащиеся должны знать:
– формулы для расчета основных параметров
этого движения (дальность, время полёта, высоту
подъёма);
– уметь решать задачи с использованием
названных формул.
Техническое оснащение: компьютерный класс; мультимедийный проектор, экран.
Программное обеспечение: учебное электронное издание «Открытая физика. Версия 2.6.»
Часть 1 – раздел механика. Лабораторная работа «Движение тела, брошенного под углом к горизонту».
Оборудование: струя воды из шланга, кювета для жидкости.
План урока
1. Орг. момент
2. Изучение нового материала
2.1 Компьютерное моделирование
2.2 Фронтальный эксперимент
2.3 Теоретические обоснования
2.3.1
Актуализация прежних знаний
2.3.2
Получение расчётных формул
3. Закрепление и обобщение материала
3.1 Первичная проверка усвоения
знаний. Фронтальный опрос
3.2 Выводы
3.3 Частные случаи движения тела,
брошенного под углом к горизонту
4. Применение полученных знаний. Решение задач
5. Домашнее задание
6. Рефлексия. Подведение итогов урока
Ход урока-презентации
1. Оргмомент
Слайд 2. Постановка учебной проблемы
Слайд 3. Вклад учёных
Слайд 4. Видеофрагмент "Катюша"
Слайд 5. Значимость изучаемого материала
2. Изучение нового материала
Слайд 6.Формулировка темы урока. Определение рассматриваемых вопросов.
2.1 Компьютерное моделирование
Слайд 7. Задания группам. Проведение
эксперимента
Слайд 8. Вывод
2.2 Фронтальный эксперимент.
Рис. 1
Слайд 9. Сравнениеидеальной (параболы) и реальной кривых
2.3 Теоретические обоснования
2.3.1 Актуализация прежних знаний
Слайд 10. Воспроизведение рассматриваемых
на уроке вопросов
Слайд 11. Изученные ранее формулы
Слайд 12. Разложение вектора скорости на
составляющие
2.3.2 Получение расчётных формул
Слайд 13. Вывод формулы для расчёта
дальности полёта
Слайд 14. Вывод формулы для расчёта времени
подъёма
Слайд 15. Вывод формулы для расчёта времени
полета и максимальной дальности полета
Слайд 17. Вывод формулы для расчёта высоты
подъёма
3. Закрепление и обобщение материала
Слайд 18. Первичная проверка усвоения знаний.
Фронтальный опрос
Слайды 19-20. Выводы
Слайд 21. Частные случаи движения тела,
брошенного под углом к горизонту
4. Применение полученных знаний. Решение задач
Задача 1-3.
Задача 4. Слайд 22
Задача 5. Слайд 23
5. Домашнее задание. Слайд 24
6. Рефлексия. Подведение итогов
Приложение 1. Конспект урока-презентации «Движение тела, брошенного под углом к горизонту (баллистическое движение)».