Ручной труд детей представляет собой самостоятельное изготовление поделок с применением простейших инструментов, труд этот, как правило, несет практическую, в известной мере, полезную направленность. Например, конструирование игрушек-самоделок на ёлку или сувениров в подарок товарищам, взрослым, шитье одежды для кукол, пришивание пуговиц к одежде. Практическую направленность деятельности создает дополнительные обстоятельства для воспитания детей. Осознание детьми целесообразности своей трудовой деятельности оказывает значительное влияние на её качество, на отношение каждого ребёнка к процессу и результату труда. Дети проявляют целеустремлённость, настойчивость, если понимают, что их труд нужен другому человеку.
Ручной труд имеет большое значение для развития ребёнка. Этот вид деятельности значительно расширяет кругозор детей, их знаний о свойствах материалов и возможностях их применения. На занятиях школьники постигают первые навыки планирования предстоящей работы, учатся замечать последовательность её выполнения, проводить простейший анализ, делать выводы. Дети осваивают приёмы работы с различными материалами, знакомятся с инструментами и способами работы с ними. Ручной труд имеет и большое воспитательное значение. Он способствует формированию таких качеств личности, как самостоятельность, инициатива, настойчивость в достижении цели, развивать творческое воображение. Привлечение детей к труду по поручению взрослого даёт им возможность проявить свою активность, занять себя полезной деятельностью. Для того, чтобы к участию в труде привлекались все дети, учителю следует по возможности заранее наметить в календарном плане, кто какие будет выполнять поручения, учитывать очерёдность участия детей в дежурствах: а если необходимость потрудиться возникает вдруг, отметить кто из детей был привлечён.
Подготовка рабочего места – немаловажный момент в воспитательном процессе. Вооружение детей умением предварительно продумать и располагать материалы и инструменты – это и есть приобщение и культура труда. Формирование привычки соблюдать правила гигиены, экономить время, бережно обращаться с материалами, заранее подготавливать рабочее место – всё это способствует развитию у детей аккуратности, бережливости, организованности. В этой связи предоставляется целесообразным иметь на каждого ребёнка рабочую папку, на внутренней стороне которой находится крепления для ножниц, линейки, тюбика клея, игольницы. Сюда нужно приклеить кармашки для шаблонов и трафаретов также для заготовок и цветной бумаги, лоскутов ткани, фольги и других плоских материалов. Немаловажное значение имеет и наличие удобного оборудования для труда, соответствующего возможностям детей. Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможность ребёнку выполнить задание аккуратно получить результат, располагает его к деятельности, вызывает желание трудиться.
Большую заботу проявляет учитель и о размещении оборудования. Надо разместить его так, чтобы детям удобно было его взять, использовать, привести в порядок и положить на место. Совершенно не обязательно располагать всё оборудование на виду, достаточно, чтобы дети знали, где что лежит, и могли самостоятельно пользоваться оборудованием, чистить или вытирая его после работы. Тогда в процессе овладения трудовыми умениями одновременно будут приобщаться и кавыки использования и ухода за предметами труда.
Вместе с тем нельзя допустить и слишком большой нагрузки. Перегрузка в труде вызывает у детей быстрое утомление, в связи с тем у них вырабатывается отрицательное отношение к работе, они отказываются выполнять задания до конца или снова включиться в труд через некоторое время. Отсюда следует, что нагрузка в труде непосредственно связана с формированием положительного отношения к нему. Чтобы не допускать отрицательных проявлений, следует предлагать детям работу, с которой бы они справлялись, затрачивая достаточные усилия, но не переутомляясь. Выполняя такое задание, ребёнок получает правильное представление о труде, учится справляться с трудностями, радуется результату. Это побуждает его в следующий раз, снова к преодолению трудностей. Сформирует уверенность в своих силах, устойчивое внимание к делу. Поэтому учителю необходимо пристально наблюдать за деятельностью детей, отмечая наступление утомления, о чём нередко свидетельствует снижение темпа деятельности, проявление частых остановок, моментов отвлечения, снижение интереса, а в особо нагрузочных видах труда – покраснение лица, потливость, частое дыхание.
Трудовое поручение – наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей школьного возраста. Под трудовым поручением понимается возложение на ребёнка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо из сверстников. Поручить – значит обязать ребёнка выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива. Поручение как форма организации трудовой деятельности: они всегда исходят от взрослого, в них заключена чёткая направленность на получение результата, конкретно определена задача. Они представляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми. В процессе выполнения ребёнком поручения, удобно осуществлять контроль за правильностью работы, наличием трудовых навыков и умений, отношением ребёнка к порученному делу, умением доводить работу да конца.
Для повышения интереса к заданию, можно рекомендовать организацию мастерской добрых дел, которая будет выполнять разнообразные заказы от младших: ремонтировать книги для малышей, приводить в порядок одежду для кукол и пр. Такая мастерская работает в часы, предназначенные для коллективной работы. Учитель, руководя коллективным трудом детей, одновременно решает две основные задачи: направляет усилия каждого ребёнка на достижение поставленной цели, уделяет особое внимание тем детям, которые затрудняются выполнять задание, следит за тем, чтобы все дети добились хороших результатов, т.е. руководит самим процессом трудовой деятельности. В то же время осуществляет большую работу по формированию начал коллективизма у детей, чтобы дети проявляли в процессе труда внимание друг к другу, помогали нуждающимся в помощи, устанавливали положительные взаимоотношения и т.д.
В процессе труда активизируются физические силы и умственная деятельность детей. Педагоги помогают каждому ребёнку осознать жизненную необходимость и полезность своего труда для окружающих, вызвать стремление трудиться и интерес к трудовой деятельности, желание принять участие в общей работе.
Ознакомление с трудом взрослых ставит цель дать детям конкретные задания и представления о труде и воспитывать уважение к труду взрослых, научить ценить его возбудить интерес и любовь к труду, вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно.
Влияние взрослого на детей серьезно ставит вопрос о культуре его труда, чтобы с детства дети получили пример рационально организованной работы. Но даже очень хороший пример не всегда действует на поведение детей в силу неустойчивости их внимания, неумения вычленить важное. Разными способами приходится привлекать внимание ребёнка к особенностям действий, выполняемых взрослыми. Большую роль играет словесное пояснение взрослым своих действий. Слово взрослого помогает ребёнку лучше разобраться в характере действий, в смысле работы.
Воспитательная активность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. В процессе наблюдений важно фиксировать внимание детей на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у детей правильного отношения к труду, для формирования их собственного поведения. Наблюдения за трудом взрослых оказываются особо действенными в тех случаях, когда познавательный материал эмоционально насыщен, раскрывает красоту труда, вызывает у детей чувство восхищения.
Дети, которые не только будут радоваться процессу труда, но и чувствовать его пользу для себя и других, для общего дела, будут больше ценить и труд взрослых. У них постоянно будет формироваться психологическая готовность к труду.
Главная задача трудового воспитания – формирование правильного отношения детей к труду. Она может быть успешно решена только на основе учёта особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учёта возрастных особенностей ребёнка.
Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цель, находить пути для достижения, получать результат, соответствующий цели. При этом надо строго учитывать особенности трудовой деятельности школьников, их возрастные и индивидуальные особенности. Цель, поставленная перед ребёнком педагогом, должна быть рассчитана на возможность её осуществления. Формируя целенаправленную деятельность детей, следует избегать непосильной для них работы. Если же ребёнок по своей инициативе берёт сложную работу, то ему надо дать возможность попытаться собственными силами её выполнить. И лишь тогда, когда учитель заметит, что ребёнок испытывает затруднения, которые он сам не может преодолеть, оказать ему помощь.
Рассматривая труд как целенаправленную деятельность, важно развивать у детей способность самостоятельно ставить цель и осуществлять её. В формировании целенаправленной деятельности в развитии умения и желания трудиться важное значение имеют мотивы, обуславливающие трудовую активность детей, их стремление достичь высокого результата работы. Можно выделить несколько видов мотивов.
Поощрение педагога оказывает решающий фактор в мотивации деятельности: эти дети в дальнейшем охотно трудятся под влиянием желания заслужить похвалу взрослого. У других детей независимо от поощрения педагога возникает желание приносить пользу окружающим, именно это становится мотивом их дальнейшей деятельности.
В трудовой деятельности ребёнка большое значение имеет его собственная творческая активность: обдумывание предстоящей деятельности, подбор необходимых материалов, преодоление известных трудностей при достижении намеченного результата.
Предварительное планирование работы чаще всего осуществляется педагогом. При этом следует иметь в виду, что оно не должно занимать времени больше, чем сам трудовой процесс. Уметь планировать деятельность складывается постепенно из тех простых действий, которые необходимо выполнять в логической последовательности.
При отсутствии навыков планирования, ребёнок становится на путь проб и ошибок, что приводит к бесцельной трате энергии, вызывает чувство неудовлетворённости полученным результатом. Умение планировать работу наиболее успешно формируется в трудовом процессе, так как в игре ребёнок подчиняется свободному замыслу, который в ходе её часто претерпевает изменения, нередко обусловленные случайными впечатлениями, ассоциациями. Для того чтобы научить ребёнка планировать свою деятельность, надо дать ему пример. Важно упражнять ребёнка в предварительном обдумывании своей деятельности. Детям предлагают вопросы: "Подумай, как ты будешь делать, с чего ты начнёшь? Каким инструментом сначала будешь работать? Сколько материала тебе понадобится?"
Труд требует определённых затрат физических и умственных сил. Однако результат его часто зависит как от количества затраченных усилий, так и от уровня владения умениями навыками.
В труде результат – обязательный компонент деятельности. Но его достижение нельзя рассматривать как главную задачу. Достижение результата имеет значение, прежде всего как педагогический фактор, который помогает воспитать у детей интерес к труду. Результат выступает как мера затраты усилий, которая необходима для достижения цели. В процессе достижения результата проявляются индивидуальные качества личности ребёнка: настойчивость находчивость, изобретательность, способность действовать последовательно (или, наоборот, беспомощность, неспособность преодолеть малейшие трудности).
Большое педагогическое значение в воспитании у детей интереса к труду имеет сравнение результата их деятельности. Дети замечают хорошее и плохое качество работы. Наглядное сравнение заставляет их задуматься над причиной успеха: “он умеет, он научился, он старался”, – приходят они к выводу.
Определенное воздействие на детей оказывает подведение результатов по окончанию работы. Способность правильно оценивать результат труд, сравнивать свои достижения с достижениями других развивает у детей в ходе накопления опыта сравнения и анализа результатов деятельности. Воспитательное их значение тем эффективнее, чем справедливее оценка детского труда педагогом, чем большую заинтересованность и требовательность к ней он проявит.
Достижение результата в работе над простейшими игрушками не только вооружит детей умением трудиться, но и даст им возможность принять участие в изготовлении практически нужных вещей. Всё это меняет отношение детей к труду, у них возрастают собственные требования к качеству выполняемой работы и оценка.
По мере формирования основных компонентов трудовой деятельности (постановка цели, планирование и достижение результата) меняется и отношение ребёнка к труду. Теперь сам процесс труда доставляет детям радость. Их эмоциональные проявления свидетельствуют о том, что необходимо постоянное внимательное, заинтересованное отношение педагога к тому, что и как делают дети. Положительные эмоции определяют и их собственное отношение к деятельности, особенно в начальный период формирования трудолюбия. Важно, чтобы ребёнок был уверен в успешном завершении дела. Такое настроение детей поддерживается педагогом, его готовностью оказать детям помощь. Иногда это выражается в одобрении, иногда этот совет попытаться сделать иначе, иногда предложение привлечь к работе кого-то из детей, в других случая просто практическая помощь ребёнку в чём-то наиболее трудном, при этом ребёнок должен чувствовать, что работу выполняет он сам и ему только временно пришли на помощь.
Достижения детей в труде должны быть справедливо оценены педагогом. Эта оценка всегда должна быть доброжелательной. Если ребёнку не удаётся что-то сделать, важно поддержать в нём уверенность в том, что не удаётся лишь временно, если он постарается, у него всё получится. Наряду с этим следует использовать разные ситуации, чтобы упражнять ребёнка в том навыке, которым он плохо владеет.
Педагогические и психологические исследования последних лет в нашей стране свидетельствуют о том, что существенные изменения в нравственном и умственном развитии детей происходят при условии, если дети получают знания в определённей последовательности, когда в доступной форме перед школьниками раскрываются основные закономерности тех или иных явлений действительности.
Самоделки из различных материалов – прекрасное средство развития творчества, умственных способностей эстетического вкуса, конструкторского мышления школьников. Из доступных легко обрабатываемых материалов дети могут сделать интересных и полезных вещей».
Изготовление поделок не должно являться самоцелью, оно призвано служить лишь средством для реализации поставленных целей и задач. Необходимо помнить, что труд детей должен быть общественно полезным, поэтому той или иной поделке следует иметь практическое назначение: служить наглядным пособием, счётным материалом, выставочным экспонатом детского творчества, подарком на праздник и т.п. Изготовление поделок имеет большое воспитательное значение. Правильно поставленный педагогический процесс – вырабатывает у детей чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.
Видя готовые поделки, дети сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум, развиваются конструкторские способности, творческое мышление, память. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих.
Важно совершенствовать эстетический вкус ребенка развивать чувство прекрасного, поддержать творческое начало в его действительности. Поэтому нет необходимости требовать от ребенка соблюдения устройства поделки, копирования её там, где есть возможность внести конструктивные измерения, надо помочь ему устроить лишь общие принципы её строения. Однако нельзя выполнять практические действия, если ребенок не научился представлять их последовательность подумать, сравнить, спланировать действие, придти к выводу о необходимости выполнить именно так данное задание, т.е. подойти к мысленному решению практических задач.
Упражняясь в самостоятельном анализе, дети не только приобретают умение определить качество готовой поделки, но и постепенно учатся устанавливать причины ошибок, контролировать действия в процессе работы, оценивать результат.
В процессе работы решаются и воспитательные задачи. Дети будут трудиться охотно, если их небольшой опыт обогащен представлениями о труде различных специалистов, рассказами об орудиях труда, инструментах, материалах, машинах, которые имеются на производстве.
В процессе совместного, коллективного труда, дети учатся работать дружно, помогать друг другу, чутко относиться к тем, у кого не все сразу хорошо получается, таким образом, создается возможность для формирования доброжелательных взаимоотношения.
Перед занятием помещение тщательно проветривают. Учитель следит за тем, чтобы во время работы детей соблюдались гигиенические требования, а также правила техники безопасности при использовании материалов и инструментов. Под техникой безопасности понимается правильное применение исправного инструмента, хранение инструментов и материалов, забота о достаточном проветривании помещения, а также правила противопожарной безопасности. В кабинете труда необходимо иметь аптечку, содержащую антисептические препараты: перекись водорода, свинцову примочку, зелёнку, бинт, ножницы, пинцет, лейкопластырь бумажные салфетки. Для каждого ребенка должен быть свой рабочий фартук
Литература:
- Воспитание школьника в труде", под редакцией 3.Г.Нечаевой, М., Просвещение, 198З г.
- "Трудовое воспитание детей школьного возраста". Под редакцией М.А. Васильевой, М., Просвещение, 1984 г.
- "Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в школе", М., Просвещение, 1986 г.
- "Педагогика" М., Просвещение,1978 г., под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина.
- "Рукоделие в начальных классах", М., Просвещение, 1964 г.
- "Аппликации", М.А. Русакова, М., Просвещение, 1982 г.
- Л.3.Рудакова "Конструирование и ручной труд в школе", М., Просвещение, 1990 г.
- "Нравственно-трудовое воспитание детей в школе", под редакцией Р.С. Буре, М., Просвещение, 1967 г.
- "Внеклассная работа по труду", М., Просвещение, 1981 г.
- З.К. Гульянц "Учите детей мастерить", М., Просвещение, 1984 г.
- Т.А. Чернуха "Твоя маленькая мастерская". Киев, "Вэселка", 1986 г.
- Б.Г. Гагарин "Конструирование из бумаги". Издательство ЦК Компартии Узбекистана, Ташкент – 1988 г.
- Л.И. Лебедева "Умелые руки не знают скуки". "Малыш", М., 1986 г.
- "Техническое моделирование в начальных классах", М., Просвещение, 1974 г.
- Н.Б. Хамзона "Народная пластика и декоративная лепка в школе", М., Просвещение,1984 г.
- "Психология совместного труда детей", под редакцией Я.Л. Коломинского, Минск, “Народная Асвета”, 1987 г.
- "Сделаем это сами", К. Лубсковска, И. Згрыхова. М., Просвещение, 1983 г.
- Г.И. Перевертень "Самоделки из разных материалов", М., Просвещение,1985 г.