Возможности психологического мониторинга в школе

Разделы: Школьная психологическая служба


В настоящее время мониторинг, как вид деятельности, прочно входит в профессиональную жизнь школьного психолога. Администрация использует психологический мониторинг для оценки качества работы педагогов и корректировки управленческих решений. В этой информации чувствует необходимость учитель для оценки своей профессиональной деятельности и достижений ученика. Нуждаются в ней и учащиеся, испытывающие интерес к собственному развитию и самоопределению, а также родители учащихся, желающие активно участвовать в жизни школы и воспитании своих детей.

В систему деятельности под названием «мониторинг» входят: сбор, обработка, хранение и распространение информации о состоянии изучаемого объекта или явления и прогнозе его развития.

Психологический мониторинг может выполнять три функции:

  • Диагностическую, т.е. измерять параметры объекта;
  • Контрольную, т.е. дать возможность осуществлять контроль отклонений от нормативных параметров;
  • Оценочную.

Психологический мониторинг, как режим наблюдения за каким-либо процессом с целью изучения его динамики и сравнения с ожидаемыми результатами, позволяет эффективно контролировать реализацию образовательной программы, постоянно изучать состояние социума, замерять его основные параметры, вовремя снимать возникающие проблемы.

К психологическому мониторингу должны предъявляться определенные требования, которые можно сформулировать в виде принципов.

Первый – объективность информации. Запрашиваемые данные должны быть максимально формализованы и легко проверены. Информация должна быть конкретной и полезной для работников школы.

Второй – сравнимость данных. Это требование обусловлено тем, что отслеживание результатов функционирования системы предполагает не только констатацию ее состояния, но и изучение изменений, которые в ней происходят. Возможность сравнения появляется только тогда, когда изучается один и тот же объект на основе одинаковых эмпирических показателей.

Третий – адекватность; он предполагает изучение системы с учетом изменяющихся внешних условий. Реализация этого принципа предполагает оценку влияния различных внешних факторов на работу учебного заведения. Такая оценка может быть осуществлена только на основе специально проведенных исследований.

Четвертый – прогностичность; имеется в виду получение данных, позволяющих прогнозировать будущее, возможные изменения в путях достижения поставленных целей. Этот принцип предполагает оценку возможных тенденций.

Пятый – целевое назначение, которое предполагает получение необходимой и достаточной информации, исходя из обозначенной цели деятельности.
Реализация обозначенных принципов осуществляется в ходе прохождения этапов психологического мониторинга: подготовительного, практического и аналитического.

Психологический мониторинг может использоваться на разных уровнях:

  • Администрация: анализ состояния образовательной деятельности, принятие управленческих решений, организация методической работы;
  • Социально-психологическая служба: изучение состояния социальной структуры ученической среды школы, изучение адаптации учащихся, разработка и проведение индивидуальных и групповых занятий с учащимися, индивидуальные консультации классных руководителей, осуществление работы с родителями;
  • Зам. директора по воспитательной работе: планирование воспитательной работы школы на новый учебный год, организация методической работы с классными руководителями, контроль деятельности классных руководителей.
  • Классные руководители и учителя-предметники: планирование учебно-воспитательной работы с классом, организация индивидуальной работы с учащимися, выбор форм и методов работы с классом, с учетом социальной структуры и психологических особенностей группы.

Разрабатывая психологический мониторинг, важно помнить о простейших правилах:

  • не допускать использование методик, предназначение которых не соответствует области применения;
  • контролировать степень освоенности методического средства;
  • не допускать использования случайных анкет, методик, диагностических материалов, не имеющих методического описания и теоретического обоснования и история создания которых не известна;
  • осуществлять контроль использования информации педагогами;
  • включить в мониторинг самых разных субъектов образовательной практики: родителей, учащихся, педагогов;
  • важно, чтобы результаты этой работы были обязательно оформлены и востребованы.

Для того, чтобы сделать психологический мониторинг «принимаемым» и лично значимым для каждого участника образовательного процесса, нужно иметь ввиду, что при его исполнении важна этическая сторона дела. Информация должна быть разделена на несколько блоков:

  • Информация, сообщаемая учителям и классным руководителям на совещаниях в виде перечня необходимой коррекционной работы и ее методики.
  • Информация, сообщаемая ученику или его родителям для формирования адекватной самооценки, определения направлений работы по изменению личностных качеств ученика.
  • Информация, для родителей для адекватной оценки личности ребенка.
  • Информация для администрации школы в укрупненном, структурированном виде с целью принятия управленческих решений.

При разработке психологического мониторинга нашей школы несколько лет назад я столкнулась с проблемой неотработанности понятия «психологический мониторинг», отсутствием в современной психологии системы замеров психологического развития учащихся, классных коллективов, проблемой анализа полученных данных, проблемой технического обеспечения отработки и хранения информации.
При составлении технологической карты (Приложение 1) для психологического мониторинга были определены основные показатели статуса учащегося:

  • готовность к обучению на разных ступенях обучения
  • познавательная сфера
  • мотивационная сфера
  • эмоционально-волевая сфера личности
  • личностная сфера (интересы, способности, профессиональная направленность учащегося)
  • социометрический статус школьника. (Приложение 6)

При составлении психологического мониторинга классов (Приложение 2) учитывались следующие компоненты оценки развития коллектива:

  • Уровень развития коллектива
  • Рейтинг учебных предметов
  • профили обучения
  • интеллектуальные показатели
  • готовность к выбору профессии
  • удовлетворенность работой школы.

Информация, полученная с помощью психологического мониторинга (Приложение 3), востребована на различных уровнях:

  • Оценка работы педагогов, классных руководителей, школы в целом;
  • Работа по адаптации учащихся;
  • Планирование и проведение групповых занятий по развитию познавательных способностей в 1-4 классах
  • Проведение профориентационных уроков в 9-х классах
  • Индивидуальные занятия по коррекции эмоциональной сферы
  • Работа с педагогами на совещаниях, педагогических советах, консилиумах и т.д. (Приложение 4)
  • Индивидуальные консультации классных руководителей;
  • Работа с родителями (классные собрания, индивидуальные консультации)
  • Информационно-отчетная деятельность для УО (Приложение 5),
  • Информационные карты школы для участия в многочисленных конкурсах на разных уровнях.

В настоящее время психологический мониторинг становится реально действенным механизмом для определения эффективности образовательной деятельности, и что наиболее важно, для выделения факторов, обеспечивающих или, напротив, тормозящих достижение максимально возможной эффективности образовательной деятельности школы.

Литература:

1. Битянова М. В центре внимания – мониторинг // Школьный психолог. – 2011. – №14.
2. Мякинченко Л.П. Настольная книга завуча школы / Авт.-сост. Л.П. Мякинченко, Т.В. Ушакова. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.