Почему преподавание геометрии идет так трудно и что нужно сделать, чтобы облегчить решение этой проблемы?
Одна из причин кроется (как мне кажется) в недостаточности системы упражнений учебников по геометрии. Упражнений просто мало для того, чтобы организовать работу с классом. Нужны задания для объяснения приемов решения, для отработки умений, для текущего контроля и многих других видов работы.
Каждый учитель выходит из создавшегося положения по-своему. Кто-то покупает горами различные тесты и дидактические материалы, методическую литературу по предмету. Кто-то придумывает или подбирает из имеющихся старых учебников (а может и не старых) задачи по интересующей теме для использования их на уроке в различных целях, тратя при этом огромное количество времени. Кто-то просто разводит руками мало так мало и обходится имеющимся в наличии материалом. В любом случае неравнодушные учителя получают ещё одну проблему: распечатать и размножить в необходимых количествах будь то приобретенный или составленный материал.
Предлагая на Ваш суд свои разработки по теме “Декартовы координаты на плоскости. Движение” я надеялась хоть как-то помочь Вам сохранить минуты столь драгоценного времени, потраченного на поиск и подбор интересного материала. Хотелось бы надеяться, что моя работа поможет Вам – коллеги решить хоть какую – либо проблему из описанных Выше.
Вашему вниманию предлагаются работы двух видов обучающие (ОР) и проверочные (ПР). Обучающие работы можно использовать для первичного закрепления материала, для формирования основных умений, для восполнения пробелов. Проверочные работы как обычные контрольные или зачёты. Каждая из предложенных работ представлена в четырёх вариантах.
Работа 1: “Даны координаты четырёх точек. Известно, что О – середина одного из получившихся отрезков. Необходимо определить вид треугольника и четырехугольника, составить уравнение окружности с центром в точке О и заданным радиусом”. (Приложение 1)
Работа 2: “Дан параллелограмм и известны координаты трёх его вершин. Необходимо найти координаты четвёртой вершины и докажите, что данный параллелограмм – ромб. Так же нужно написать уравнение двух прямых”. (Приложение 2)
Работа 3: “Дан параллелограмм и известны координаты трёх его вершин. Необходимо найти координаты четвёртой вершины и докажите, что данный параллелограмм – прямоугольник. Так же нужно написать уравнение прямой”. (Приложение 3)
Работа 4: “Даны координаты трёх точек. Необходимо определите вид треугольника, составить уравнение окружности и уравнение прямой”. (Приложение 4)
Работа 5: “Даны координаты концов отрезка. Нужно вычислить его длину. Так же постройте отрезок, симметричный данному относительно одной из осей. Необходимо определите вид получившегося четырехугольника, найти длину его диагонали и средней линии, записать уравнение окружности с центром в начале координат, проходящей через одну из данных точек”. (Приложение 5)
№ | Используемый материал | Повторение |
1) координаты середины отрезка (п.72) 2) расстояние между точками (п.73) 3) уравнение окружности (п.74) |
1) классификация видов треугольника по
сторонам (понятия, определения) 2) классификация четырёхугольников (признаки) |
|
1) координаты середины отрезка (п.72) 2) расстояние между точками (п.73) 3) уравнение прямой параллельной оси координат (п.77) |
определение ромба (п.55) | |
1) координаты середины отрезка (п.72) 2) расстояние между точками (п.73) 3) уравнение прямой в общем виде, с угловым коэффициентом (п.п. 75, 78) |
признак прямоугольника (п.54 №26) | |
1) расстояние между точками (п.73) 2) уравнение окружности (п.74) 3) уравнение прямой в общем виде, с угловым коэффициентом (п.п. 75, 78) и канонический вид |
1) классификация видов треугольника по
сторонам (понятия, определения) 2) классификация видов треугольника по углам (теорема обратная теореме Пифагора) |
|
1) расстояние между точками (п.73) 2) уравнение окружности (п.74) 3) определение движения (п.82) 4) симметрия относительно прямой (п.85) |
1) признак параллельности (п.31) 2) определение трапеции (п.59) 3) свойство средней линии трапеции (п.59) |
Работа охватывает сразу несколько пунктов учебника. Поэтому учителю предоставляется на выбор либо постепенно работать с карточкой по мере прохождения материала либо посвятить полностью урок одной из них. Задания подобраны с целью облегчения подготовки к итоговому контролю по заявленной теме.
Задания оформлены таким образом, чтобы учащийся мог самостоятельно проследить по шагам всю цепочку рассуждений. Наличие четырёх вариантов обучающих работ поможет школьникам отработать и закрепить изученный материал. Если вы заметили, работы содержат материал не только по изучаемой теме, но и требуют повторения пройденного ранее, что в свою очередь позволит закрепить данную тему, а может и ликвидировать пробел.
Я работаю по учебнику А.В.Погорелова. Возможно, что представленный материал будет полезен учителям, работающим по другим учебникам. Решать Вам!
Хотелось бы думать, что моя работа пригодится и ребятам для самоподготовки или их родителям, которые организуют такую самоподготовку. Желаю Вам удачи!
Используемая литература:
- Погорелов А.В. Геометрия: Учебник для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.
- Мельникова Н.Б. и др. Геометрия: Дидактический материал для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 1998.
- Дудницын Ю.П. Контрольные работы по геометрии. 7 класс.