Обучающие и проверочные работы по геометрии. 8-й класс. Тема:"Декартовы координаты на плоскости. Движение"

Разделы: Математика

Класс: 8


Почему преподавание геометрии идет так трудно и что нужно сделать, чтобы облегчить решение этой проблемы?

Одна из причин кроется (как мне кажется) в недостаточности системы упражнений учебников по геометрии. Упражнений просто мало для того, чтобы организовать работу с классом. Нужны задания для объяснения приемов решения, для отработки умений, для текущего контроля и многих других видов работы.

Каждый учитель выходит из создавшегося положения по-своему. Кто-то покупает горами различные тесты и дидактические материалы, методическую литературу по предмету. Кто-то придумывает или подбирает из имеющихся старых учебников (а может и не старых) задачи по интересующей теме для использования их на уроке в различных целях, тратя при этом огромное количество времени. Кто-то просто разводит руками мало так мало и обходится имеющимся в наличии материалом. В любом случае неравнодушные учителя получают ещё одну проблему: распечатать и размножить в необходимых количествах будь то приобретенный или составленный материал.

Предлагая на Ваш суд свои разработки по теме “Декартовы координаты на плоскости. Движение” я надеялась хоть как-то помочь Вам сохранить минуты столь драгоценного времени, потраченного на поиск и подбор интересного материала. Хотелось бы надеяться, что моя работа поможет Вам – коллеги решить хоть какую – либо проблему из описанных Выше.

Вашему вниманию предлагаются работы двух видов обучающие (ОР) и проверочные (ПР). Обучающие работы можно использовать для первичного закрепления материала, для формирования основных умений, для восполнения пробелов. Проверочные работы как обычные контрольные или зачёты. Каждая из предложенных работ представлена в четырёх вариантах.

Работа 1: “Даны координаты четырёх точек. Известно, что О – середина одного из получившихся отрезков. Необходимо определить вид треугольника и четырехугольника, составить уравнение окружности с центром в точке О и заданным радиусом”. (Приложение 1)

Работа 2: “Дан параллелограмм и известны координаты трёх его вершин. Необходимо найти координаты четвёртой вершины и докажите, что данный параллелограмм – ромб. Так же нужно написать уравнение двух прямых”. (Приложение 2)

Работа 3: “Дан параллелограмм и известны координаты трёх его вершин. Необходимо найти координаты четвёртой вершины и докажите, что данный параллелограмм – прямоугольник. Так же нужно написать уравнение прямой”. (Приложение 3)

Работа 4: “Даны координаты трёх точек. Необходимо определите вид треугольника, составить уравнение окружности и уравнение прямой”. (Приложение 4)

Работа 5: “Даны координаты концов отрезка. Нужно вычислить его длину. Так же постройте отрезок, симметричный данному относительно одной из осей. Необходимо определите вид получившегося четырехугольника, найти длину его диагонали и средней линии, записать уравнение окружности с центром в начале координат, проходящей через одну из данных точек”. (Приложение 5)

Используемый материал Повторение
  1) координаты середины отрезка (п.72)
2) расстояние между точками (п.73)
3) уравнение окружности (п.74)
1) классификация видов треугольника по сторонам (понятия, определения)
2) классификация четырёхугольников (признаки)
  1) координаты середины отрезка (п.72)
2) расстояние между точками (п.73)
3) уравнение прямой параллельной оси координат (п.77)
определение ромба (п.55)
  1) координаты середины отрезка (п.72)
2) расстояние между точками (п.73)
3) уравнение прямой в общем виде, с угловым коэффициентом (п.п. 75, 78)
признак прямоугольника (п.54 №26)
  1) расстояние между точками (п.73)
2) уравнение окружности (п.74)
3) уравнение прямой в общем виде, с угловым коэффициентом (п.п. 75, 78) и канонический вид
1) классификация видов треугольника по сторонам (понятия, определения)
2) классификация видов треугольника по углам (теорема обратная теореме Пифагора)
  1) расстояние между точками (п.73)
2) уравнение окружности (п.74)
3) определение движения (п.82)
4) симметрия относительно прямой (п.85)
1) признак параллельности (п.31)
2) определение трапеции (п.59)
3) свойство средней линии трапеции (п.59)

Работа охватывает сразу несколько пунктов учебника. Поэтому учителю предоставляется на выбор либо постепенно работать с карточкой по мере прохождения материала либо посвятить полностью урок одной из них. Задания подобраны с целью облегчения подготовки к итоговому контролю по заявленной теме.

Задания оформлены таким образом, чтобы учащийся мог самостоятельно проследить по шагам всю цепочку рассуждений. Наличие четырёх вариантов обучающих работ поможет школьникам отработать и закрепить изученный материал. Если вы заметили, работы содержат материал не только по изучаемой теме, но и требуют повторения пройденного ранее, что в свою очередь позволит закрепить данную тему, а может и ликвидировать пробел.

Я работаю по учебнику А.В.Погорелова. Возможно, что представленный материал будет полезен учителям, работающим по другим учебникам. Решать Вам!

Хотелось бы думать, что моя работа пригодится и ребятам для самоподготовки или их родителям, которые организуют такую самоподготовку. Желаю Вам удачи!

Используемая литература:

  • Погорелов А.В. Геометрия: Учебник для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.
  • Мельникова Н.Б. и др. Геометрия: Дидактический материал для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 1998.
  • Дудницын Ю.П. Контрольные работы по геометрии. 7 класс.