В современном мире семейные отношения стали опять цениться, но традиции пришли в упадок. Сложно вернуть что-то давно утраченное. Недостаток традиций заменяется телевизором и интернетом. Сегодня приходится говорить скорее не о пропаганде традиционных нравственных ценностей, а о защите наших детей и подростков от агрессивного навязывания безнравственности. А между тем история многих и многих российских семейств свидетельствует: преодолеть невероятные трудности, беды и горести помогает только семья. Она даёт и жизненные силы, и перспективу, и вдохновение, и счастье. Стиль жизни семьи, включающий в себя внутрисемейный этикет и традиции, взаимосвязан с культурой семьи. Те духовные ценности, которые все мы впитываем с младенчества ,правила поведения, заповеди, примеры, предписания, усвоенные в семье, остаются с человеком на всю жизнь. Истоки общей культуры каждого из нас надо искать там. У кого-то в доме хранятся фотоальбомы нескольких поколений, из уст в уста передаются семейные легенды, бережно ведется летопись рода, потомкам передаются семейные реликвии.
Каждый человек приходит в свою взрослую жизнь из детства, и от того, каким оно было, зависит будущее. Дети, воспитывающиеся в детском доме, оторваны от детей и семей, у которых есть дедушки и бабушки, – потеряна связь с прошлым и преемственность поколений. Отсутствие опыта детско-родительских отношений в связи с ранним изъятием из кровной семьи, переменой детских домов, частой сменой воспитателей, отсутствием взрослых, воспринимаемых как родственники ведет к искаженному представлению об основах семейной жизни, формирует чувство неуверенности в возможности построения собственной полноценной семьи. Вот почему так важно повышать социальную компетентность воспитанников детского дома, формировать ценностные ориентации и положительную мотивацию по созданию своей собственной семьи на примере отдельных личностей, истории страны. Изучая прошлое, можно не только открыть для себя что-то новое, но и расширить познания в уже известных сферах.
Интегрированное занятие «России славу умножая»
Форма: гостиная
Цель: формирование нравственной культуры детей, развитие нравственного сознания, системы нравственных ценностей.
Задачи:
- Образовательная: вызвать интерес воспитанников к творчеству В.В.Верещагина.
- Коррекционно-развивающая: активизировать познавательную деятельность, развивать логическое мышление, обогащать словарь.
- Воспитательная: развивать интерес к истории знаменитых семей, воспитывать нравственные качества, гражданственность.
Оборудование: мольберты, магнитная доска, восковые мелки, листы бумаги, песочные часы, лупы, 2 веревки, фотографии знаменитых семей, карточки, карта мира, ТСО.
Продолжительность занятия: 45 минут
Участники: воспитанники коррекционного детского дома, 11-14 лет.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Мы рады приветствовать вас в нашем семейном кругу.
Воспитатель: Сегодня мы продолжим
нашу семейную традицию – встречаться у камина,
читать книги, знакомиться с интересными людьми и
узнавать что-то новое.
В течение года мы с вами познакомились со многими
известными людьми и их семьями.
История наиболее знаменитых фамилий России
неразрывно связана с историей страны. Видные
представители известнейших династий внесли
значительный вклад в развитие образования и
культуры, оборону страны , строительство городов
и освоение новых территорий, а потому оставили о
себе на века славную память.
Сейчас мы с вами вспомним эти лица.
Задание «Семейная фотогалерея»
Каждому воспитаннику выдается карточка с
фамилией знаменитой семьи, предлагается найти
предложенную семью в общей фотогалерее и
рассказать чем она знаменита.
Семьи: Верещагиных, Медведевых, Романовых,
Гальских, Позгалевых, Гагариных, Запашных,
Ельциных.
Вывод:
– Молодцы, не зря в народе говорят, что семья –
это сжатый кулак. Стоит лишь одному ослабеть,
потеряться, тут же приходят на помощь остальные,
и тому много примеров.
– Я приглашаю вас к камину, рассаживайтесь
поудобнее.
По нашей старой, доброй семейной традиции, для
создания более теплой домашней атмосферы,
давайте зажжем свечи и наш камин.
– Как приятно вечером сесть возле камина, где
потрескивают дрова, а огонь в камине, согревая
душу, навеивает старые воспоминания. Сегодня наш
разговор будет о семье нашего земляка, художника
В.В.Верещагина. Прижизненная слава этого
человека была столь велика, что ей восхищались
другие художники, поэты, писатели, короли,
министры и простые смертные. Неустрашимый,
волевой, смелый, решительный, честный и открытый
характер Верещагина быстро находил живой отклик
у людей.
Познакомиться с этой семьей нам поможет книга.
Показ мультимедийной презентации, сопровождаемой рассказом воспитателя (обращение к книге воспоминаний из жизни художника).
«4 октября 1842 г. в небольшом уездном городе
Череповце по улице Благовещенской к дому
предводителя дворянства Василия Васильевича
Верещагина неторопливо направлялись пешком и в
экипажах дворяне уезда, дабы почтить своим
присутствием хозяина по случаю его дня рождения.
Приехавшие издалека оставались погостить на 2, а
то и на 3 дня, для них заранее готовились пуховики
и перины, на кухне пекли и парили...
К вечеру зажглись во всех гостиных комнатах
свечи. Дамы расположились в каминной на диванах,
мужчины за карточными столами с трубками, для
раскуривания которых слуги приносили зажженные
бумажки. Гостей угощали мочеными яблоками и
вареньем... В 7 часов вечера я явился на свет –
подали шипучки и поздравили предводителя и
предводительшу с Василием Васильевичем № 2».
– Будущий художник явился на свет в день
рождения отца, в самое застолье, ему и было
определено стать Василием Васильевичем
младшим… Всего в семье Верещагиных родилось 12
детей, в живых осталось семеро – 6 братьев и 1
сестра. Все стали людьми одаренными: старший
брат, Николай, сделал многое для развития
молочного хозяйства, младший, Александр, был
известным писателем… Но именно худенькому,
болезненному Василию – была уготовлена особая
участь. И это ощущение «избранности» проявилось
очень рано. Учился он у матери, потом у
гувернера-немца. Затем поступил в
Александровский малолетний корпус, а позднее в
Морской кадетский корпус. Кадетом будущий
художник стал в возрасте 8 лет. Уже когда
определяющей в его душевном складе стала важная
черта – быть первым во всем. Несмотря на
трудности в учении, неприязнь к военной службе,
нелюбовь к точным наукам, – Верещагин 10 лет
спустя закончил курс обучения первым
гардемарином: самый молодой на курсе, он набрал
высшую сумму баллов – 210. Быть первым –
становилось душевной потребностью. И другая
черта – необыкновенное упорство и умение «не
бояться». В десятилетнем возрасте он как-то
гостил в Петергофе у генерала Лихардова,
дальнего родственника. Тот раздразнил мальчика,
заявив, что он не сумеет сделать «молодецкого»
поступка: стать на колени и броситься лицом вниз,
заложив руки за спину… Эта шутка стоила генералу
тяжелого перелома руки: кадет тут же стал на
колени, заложил за спину руки, и … генерал успел
подхватить стремительно падающего мальчика у
самого пола.
– Какие качества характера проявлялись у
Верещагина в детстве?
Желание быть первым проявилось не только в учебе,
но и в игре. Еще в кадетском корпусе он научился
вязать морские узлы и ловко их развязывать.
Давайте и мы с вами попробуем справиться с этим
заданием.
Игра «Морской узел»
Для игры нужны: 2 длинных каната (толстые
веревки и т.п.). Участники делятся на 2 группы (по 3
человека). Каждый участник на своем канате
завязывает по 1 тугому узлу. В итоге на канате
должно оказаться 3 узла. Когда это задание
сделано, игроки обмениваются канатами и на время
(3 минуты) должны развязать узлы соперника.
Побеждает тот, кто быстрее справится с
поставленной задачей.
Еще в корпусе Верещагин стал посещать занятия
Рисовальной школы, ощутив в себе дарование
художника. И когда пришлось выбирать, он
отказался от блестящих возможностей военной
карьеры и решился стать первым в живописи.
Раздраженный отец не захотел помогать. «Делай,
как знаешь, – заявил он, – не маленький. Только на
меня не рассчитывай: я тебе в этом не помощник,
ничего не дам». Эти отцовские слова Верещагин
вспоминал едва ли не с благодарностью: он
действительно в 17 лет ощутил себя «не маленьким»
и стал сознательно создавать собственную
биографию и личность. И действительно, – сделал
себя сам. Об этом говорят его работы.
Начало художественного пути Верещагина совпало
с первыми путешествиями. Он хотел узнать мир во
всех его проявлениях. В этих путешествиях
Верещагин обрел себя как художник.
Презентация картин художника о путешествиях
– Вам интересно узнать в каких странах он
побывал? Давайте обратимся к карте (работа с
картой).
– Продолжим наше знакомство с творчеством
В.В.Верещагина. Большую часть своего творчества
он посвятил картинам о войне.
– А как вы думаете сложно ли рисовать войну?
– Почему?
– Давайте вспомним, как совсем недавно мы с вами
прочитав книгу Льва Кассиля «Главное войско»
рисовали на тему войны.
Презентация детских работ (музыкальное сопровождение: песня Н.Дмитриева «Я ангелом летал»)
Основной темой творчества Верещагина стала война. Посмотрите, как тему войны показал в своих картинах художник.
Презентация картин художника о войне, сопровождаемая словами педагога
– Ужасы войны, зверства, страдания невинных,
дикая злость в минуты боя, геройства и простота
души, тысячи раненых, поля убитых.
– Но всю свою жизнь он горячо любил и хотел
писать солнце, и после того как, пришлось
изведать войну и сказать о ней свое слово,
обрадовался, что может посвятить себя солнцу. В
конце концов Верещагин научился «писать солнце».
– Солнце бывает разным. Каким? (Холодное,
жгучее, яркое и т.д.)
– Давайте попытаемся нарисовать солнце в разных
его проявлениях. (Воспитанникам раздаются
карточки: холодное, жгучее, яркое, …).
Воспитанники представляют свои работы,
рассказывают, почему они выбрали именно такие
тона, какое настроение передает рисунок.
Рефлексия
– Посмотрите, какое разное бывает солнце .
– Выберите на какое из них похоже на ваше
настроение? (По работам детей)
– Действительно, солнце бывает разным.
(Презентация «Солнце).
– А нам бы хотелось, чтобы у каждого из вас в душе
светило вот такое солнце.
(Видеофрагмент).
Педагог благодарит детей за работу.