Значение семейных ценностей в формировании положительного образа семьи у воспитанников детского дома

Разделы: Коррекционная педагогика


В современном мире семейные отношения стали опять цениться, но традиции пришли в упадок. Сложно вернуть что-то давно утраченное. Недостаток традиций заменяется телевизором и интернетом. Сегодня приходится говорить скорее не о пропаганде традиционных нравственных ценностей, а о защите наших детей и подростков от агрессивного навязывания безнравственности. А между тем история многих и многих российских семейств свидетельствует: преодолеть невероятные трудности, беды и горести помогает только семья. Она даёт и жизненные силы, и перспективу, и вдохновение, и счастье. Стиль жизни семьи, включающий в себя внутрисемейный этикет и традиции, взаимосвязан с культурой семьи. Те духовные ценности, которые все мы впитываем с младенчества ,правила поведения, заповеди, примеры, предписания, усвоенные в семье, остаются с человеком на всю жизнь. Истоки общей культуры каждого из нас надо искать там. У кого-то в доме хранятся фотоальбомы нескольких поколений, из уст в уста передаются семейные легенды, бережно ведется летопись рода, потомкам передаются семейные реликвии.

Каждый человек приходит в свою взрослую жизнь из детства, и от того, каким оно было, зависит будущее. Дети, воспитывающиеся в детском доме, оторваны от детей и семей, у которых есть дедушки и бабушки, – потеряна связь с прошлым и преемственность поколений. Отсутствие опыта детско-родительских отношений в связи с ранним изъятием из кровной семьи, переменой детских домов, частой сменой воспитателей, отсутствием взрослых, воспринимаемых как родственники ведет к искаженному представлению об основах семейной жизни, формирует чувство неуверенности в возможности построения собственной полноценной семьи. Вот почему так важно повышать социальную компетентность воспитанников детского дома, формировать ценностные ориентации и положительную мотивацию по созданию своей собственной семьи на примере отдельных личностей, истории страны. Изучая прошлое, можно не только открыть для себя что-то новое, но и расширить познания в уже известных сферах.

Интегрированное занятие «России славу умножая»

Форма: гостиная

Цель: формирование нравственной культуры детей, развитие нравственного сознания, системы нравственных ценностей.

Задачи:

  • Образовательная: вызвать интерес воспитанников к творчеству В.В.Верещагина.
  • Коррекционно-развивающая: активизировать познавательную деятельность, развивать логическое мышление, обогащать словарь.
  • Воспитательная: развивать интерес к истории знаменитых семей, воспитывать нравственные качества, гражданственность.

Оборудование: мольберты, магнитная доска, восковые мелки, листы бумаги, песочные часы, лупы, 2 веревки, фотографии знаменитых семей, карточки, карта мира, ТСО.

Продолжительность занятия: 45 минут

Участники: воспитанники коррекционного детского дома, 11-14 лет.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Мы рады приветствовать вас в нашем семейном кругу.

Воспитатель: Сегодня мы продолжим нашу семейную традицию – встречаться у камина, читать книги, знакомиться с интересными людьми и узнавать что-то новое.
В течение года мы с вами познакомились со многими известными людьми и их семьями.
История наиболее знаменитых фамилий России неразрывно связана с историей страны. Видные представители известнейших династий внесли значительный вклад в развитие образования и культуры, оборону страны , строительство городов и освоение новых территорий, а потому оставили о себе на века славную память.
Сейчас мы с вами вспомним эти лица.

Задание «Семейная фотогалерея»

Каждому воспитаннику выдается карточка с фамилией знаменитой семьи, предлагается найти предложенную семью в общей фотогалерее и рассказать чем она знаменита.
Семьи: Верещагиных, Медведевых, Романовых, Гальских, Позгалевых, Гагариных, Запашных, Ельциных.

Вывод:

– Молодцы, не зря в народе говорят, что семья – это сжатый кулак. Стоит лишь одному ослабеть, потеряться, тут же приходят на помощь остальные, и тому много примеров.
– Я приглашаю вас к камину, рассаживайтесь поудобнее.
По нашей старой, доброй семейной традиции, для создания более теплой домашней атмосферы, давайте зажжем свечи и наш камин.

– Как приятно вечером сесть возле камина, где потрескивают дрова, а огонь в камине, согревая душу, навеивает старые воспоминания. Сегодня наш разговор будет о семье нашего земляка, художника В.В.Верещагина. Прижизненная слава этого человека была столь велика, что ей восхищались другие художники, поэты, писатели, короли, министры и простые смертные. Неустрашимый, волевой, смелый, решительный, честный и открытый характер Верещагина быстро находил живой отклик у людей.
Познакомиться с этой семьей нам поможет книга.

Показ мультимедийной презентации, сопровождаемой рассказом воспитателя (обращение к книге воспоминаний из жизни художника).

«4 октября 1842 г. в небольшом уездном городе Череповце по улице Благовещенской к дому предводителя дворянства Василия Васильевича Верещагина неторопливо направлялись пешком и в экипажах дворяне уезда, дабы почтить своим присутствием хозяина по случаю его дня рождения. Приехавшие издалека оставались погостить на 2, а то и на 3 дня, для них заранее готовились пуховики и перины, на кухне пекли и парили...
К вечеру зажглись во всех гостиных комнатах свечи. Дамы расположились в каминной на диванах, мужчины за карточными столами с трубками, для раскуривания которых слуги приносили зажженные бумажки. Гостей угощали мочеными яблоками и вареньем... В 7 часов вечера я явился на свет – подали шипучки и поздравили предводителя и предводительшу с Василием Васильевичем № 2».

– Будущий художник явился на свет в день рождения отца, в самое застолье, ему и было определено стать Василием Васильевичем младшим… Всего в семье Верещагиных родилось 12 детей, в живых осталось семеро – 6 братьев и 1 сестра. Все стали людьми одаренными: старший брат, Николай, сделал многое для развития молочного хозяйства, младший, Александр, был известным писателем… Но именно худенькому, болезненному Василию – была уготовлена особая участь. И это ощущение «избранности» проявилось очень рано. Учился он у матери, потом у гувернера-немца. Затем поступил в Александровский малолетний корпус, а позднее в Морской кадетский корпус. Кадетом будущий художник стал в возрасте 8 лет. Уже когда определяющей в его душевном складе стала важная черта – быть первым во всем. Несмотря на трудности в учении, неприязнь к военной службе, нелюбовь к точным наукам, – Верещагин 10 лет спустя закончил курс обучения первым гардемарином: самый молодой на курсе, он набрал высшую сумму баллов – 210. Быть первым – становилось душевной потребностью. И другая черта – необыкновенное упорство и умение «не бояться». В десятилетнем возрасте он как-то гостил в Петергофе у генерала Лихардова, дальнего родственника. Тот раздразнил мальчика, заявив, что он не сумеет сделать «молодецкого» поступка: стать на колени и броситься лицом вниз, заложив руки за спину… Эта шутка стоила генералу тяжелого перелома руки: кадет тут же стал на колени, заложил за спину руки, и … генерал успел подхватить стремительно падающего мальчика у самого пола.
– Какие качества характера проявлялись у Верещагина в детстве?
Желание быть первым проявилось не только в учебе, но и в игре. Еще в кадетском корпусе он научился вязать морские узлы и ловко их развязывать. Давайте и мы с вами попробуем справиться с этим заданием.

Игра «Морской узел»

Для игры нужны: 2 длинных каната (толстые веревки и т.п.). Участники делятся на 2 группы (по 3 человека). Каждый участник на своем канате завязывает по 1 тугому узлу. В итоге на канате должно оказаться 3 узла. Когда это задание сделано, игроки обмениваются канатами и на время (3 минуты) должны развязать узлы соперника. Побеждает тот, кто быстрее справится с поставленной задачей.
Еще в корпусе Верещагин стал посещать занятия Рисовальной школы, ощутив в себе дарование художника. И когда пришлось выбирать, он отказался от блестящих возможностей военной карьеры и решился стать первым в живописи. Раздраженный отец не захотел помогать. «Делай, как знаешь, – заявил он, – не маленький. Только на меня не рассчитывай: я тебе в этом не помощник, ничего не дам». Эти отцовские слова Верещагин вспоминал едва ли не с благодарностью: он действительно в 17 лет ощутил себя «не маленьким» и стал сознательно создавать собственную биографию и личность. И действительно, – сделал себя сам. Об этом говорят его работы.
Начало художественного пути Верещагина совпало с первыми путешествиями. Он хотел узнать мир во всех его проявлениях. В этих путешествиях Верещагин обрел себя как художник.

Презентация картин художника о путешествиях

– Вам интересно узнать в каких странах он побывал? Давайте обратимся к карте (работа с картой).
– Продолжим наше знакомство с творчеством В.В.Верещагина. Большую часть своего творчества он посвятил картинам о войне.
– А как вы думаете сложно ли рисовать войну?
– Почему?
– Давайте вспомним, как совсем недавно мы с вами прочитав книгу Льва Кассиля «Главное войско» рисовали на тему войны.

Презентация детских работ (музыкальное сопровождение: песня Н.Дмитриева «Я ангелом летал»)

Основной темой творчества Верещагина стала война. Посмотрите, как тему войны показал в своих картинах художник.

Презентация картин художника о войне, сопровождаемая словами педагога

– Ужасы войны, зверства, страдания невинных, дикая злость в минуты боя, геройства и простота души, тысячи раненых, поля убитых.
– Но всю свою жизнь он горячо любил и хотел писать солнце, и после того как, пришлось изведать войну и сказать о ней свое слово, обрадовался, что может посвятить себя солнцу. В конце концов Верещагин научился «писать солнце».
– Солнце бывает разным. Каким? (Холодное, жгучее, яркое и т.д.)
– Давайте попытаемся нарисовать солнце в разных его проявлениях. (Воспитанникам раздаются карточки: холодное, жгучее, яркое, …).
Воспитанники представляют свои работы, рассказывают, почему они выбрали именно такие тона, какое настроение передает рисунок.

Рефлексия

– Посмотрите, какое разное бывает солнце .
– Выберите на какое из них похоже на ваше настроение? (По работам детей)
– Действительно, солнце бывает разным. (Презентация «Солнце).
– А нам бы хотелось, чтобы у каждого из вас в душе светило вот такое солнце.

(Видеофрагмент).

Педагог благодарит детей за работу.