«Широко простирает химия руки свои в дела человеческие».
Д.И. Менделеев
Учебная цель: охарактеризовать химические свойства алкенов на примере этилена, обусловленные двойной связью, получить первоначальные сведения о реакциях полимеризации и рассмотреть основные области применения этилена.
Цели урока:
Цель | Для обучающегося | Для преподавателя |
Образовательная | Получить общие представления о химических свойствах алкенов на примере этилена, а также о применении алкенов. Получить первоначальные представления о реакциях полимеризации и строении полимера. | Создать условия для усвоения новых знаний и умений обучающихся по данной теме. |
Развивающая | Развитие речевой деятельности (умение участвовать в общем диалоге), умения слушать и слышать другого человека, умения связывать новый материал с уже изученным; развитие логического мышления, внимания, памяти, умения проводить самоанализ. | Создать условия для развития речевой деятельности, логического мышления, памяти, внимания, умения проводить самоанализ. Создать условия для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом. |
Воспитательная | Воспитание всесторонне развитой, компетентной личности; экологически нравственной личности. | Убедить обучающихся в практической, жизненной значимости темы. |
Форма урока: урок теоретического обучения
Тип урока: изучение нового материала
Методы обучения: интерактивный, проблемный, беседы.
Организационная форма: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска SMART Board, компьютерная «презентация» к уроку, карточки с задания.
Программное обеспечение: программа SmartNotebook 10.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Присаживаемся на свои места! Мы начинаем наш урок! Надеюсь, что наше сотрудничество на уроке будет интересным, плодотворным и полезным!
II. Актуализация знаний
Фронтальный опрос с обсуждением слайда презентации (Слайд 1, Приложение 1)
Преподаватель: С каким классом
углеводородов мы знакомились на последних двух
уроках? Назовите все названия класса.
Обучающиеся: Алкены. Этиленовые
углеводороды. Непредельные углеводороды.
На слайде 1 используется элемент «Шторка» - постепенное появление названий.
Преподаватель: Что означает слово «углеводород»?
На слайде 1 слово «Углеводороды» выделяется элементом «волшебное перо» в овал.
Обучающиеся: Углеводороды – вещества, состоящие из углерода и водорода.
На слайде 1 щелчком по слову «Углеводороды» открывается ссылка на документ MicrosoftWord «Углеводороды» (Приложение 2).
Преподаватель: Почему «этиленовые»?
На слайде 1 слово «Этиленовые» подчеркивается элементом «волшебное перо».
Обучающиеся: Первый представитель гомологического ряда алкенов называется этилен.
На слайде 1 рисунок этилена выделить элементом «волшебное перо» в овал.
Преподаватель: Почему «непредельные»? Что означает «алкены»?
Обучающиеся: Вещества содержат двойную связь.
На слайде 1 слова «Непредельные» и «Алкены» подчеркиваются элементом «волшебное перо». Двойная связь на рисунке этилена выделяется элементом «волшебное перо» в овал.
Преподаватель: Мы продолжаем изучать тему «Алкены – непредельные углеводороды» и ставим сегодня заключительную точку на этой теме.
III. Изучение нового материала
Стадия «Вызова» (повторение изученного материала)
Преподаватель: Чтобы новый материал запомнился, нам необходимо его связать с уже имеющимися знания. Давайте вспомним то, что мы уже знаем про «Алкены». Для этого вам выданы листы для самоанализа ваших знаний, в которых имеется три графы «Я знаю», «Хочу узнать», «Что узнал» (Слайд 2) и 12 вопросов. Подпишите лист и в течение 5 минут каждый из вас заполнит первую и вторую колонки «Я знаю» и «Хочу знать», отвечая на вопросы задания (Слайд 2)
Лист для самоанализа _________________________
«Я знаю» | «Хочу узнать» | «Что узнал» |
Вопросы:
- Какова общая формула алкенов?
- Какова структурная формула первого представителя гомологического ряда алкенов? Назовите его.
- Какое агрегатное состояние у этилена?
- Из каких двух веществ можно получить этилен в лаборатории?
- Что такое дегидратация и дегидрирование?
- Из каких двух связей состоит двойная связь?
- Какие химические свойства обуславливает наличие кратной (двойной) связи в молекулах алкенов?
- К какой группе веществ относиться полиэтилен?
- Что такое полимеры?
- Что такое этиленгликоль?
- Что общего между этиленом и этиловым спиртом?
- Для чего используют алкены?
Стадия «Осмысление»
Преподаватель: Давайте разберемся. Какие ответы помещены в первой колонке (это то, что вы должны знать), проверим ваши знания с ключом.
На слайде 2 щелчком по слову «Ключ» открывается ссылка на документ MicrosoftWord «Ключ (Приложение 3)»
Подсчитайте количество правильных ответов в
первой колонке и поставьте себе по 1 баллу за
каждый правильный ответ.
Ребята! Какие вопросы у вас вызвали затруднения?
Обучающиеся: Вопросы №7-12.
Постановка темы и учебной цели урока
Преподаватель: Отвечая на вопросы. Вам встретились слова, которые созвучны со словом этилен: полиэтилен, этиловый спирт, этиленгликоль (Слайд 3)
Вопрос: чем похожи эти слова и что
общего между этиленом и этиловым спиртом,
этиленом и полиэтиленом, этиленом и
этиленгликолем?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо
рассмотреть химические свойства алкенов и их
применение.
Записываем тему урока «Химические
свойства алкенов и их применение» (Слайд 4)
Цель нашего урока: охарактеризовать
химические свойства алкенов на примере этилена,
обусловленные двойной связью, получить
первоначальные сведения о реакциях
полимеризации и рассмотреть основные области
применения этилена (Слайд 4)
На слайде 4 тема урока и цель урока выдвигаются слева в центр слайда.
Эпиграфом к нашему уроку выбрано высказывание великого русского химика Дмитрия Ивановича Менделеева: «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие». (Слайд 4)
Фронтальный опрос
Преподаватель: В чём заключается особенность строения молекул алкенов?
Обучающиеся: в наличии двойной связи.
Преподаватель: Что представляет собой двойная связь?
Обучающиеся: Состоит из ?- и ?-связей.
Преподаватель: Какова активность алкенов по сравнению с алканами. Почему?
Обучающиеся: алкены наиболее химически активны из-за наличия непрочной ?-связи.
Преподаватель: Как вы думаете, какие типы химических реакций будут характерны для класса алкенов?
Обучающиеся: горение, присоединение.
Преподаватель: Реакции присоединения протекают по месту разрыва двойной связи.
Преподаватель: Для работы нам понадобиться таблица. Чертим в тетрадях таблицу (Слайд 5). На слайде таблица прикрыта шторкой. По мере заполнения таблицы шторка отодвигается вниз.
Химические свойства | Применение |
Заполнение таблицы в ходе объяснения нового материала (Слайд 5)
В ходе объяснения нового материала
проводится демонстрация видеоопытов: «Горение
этилена» (Приложение 4), «Бромирование
этилена» (Приложение 5), «Окисление
этилена раствором перманганата калия» (Приложение
6). Видеоопыты включаются щелчком на слова в
таблице «Горение этилена», «Галогенирование» и
«Окисление раствором перманганата калия»
соответственно.
Уравнения реакции в ходе объяснения
записываются в таблицу преподавателем с помощью
маркера.
Перед просмотром опыта «Горение этилена»
задается вопрос: «До каких продуктов сгорает
этилен?». После просмотра записывается уравнение
реакции в таблицу. Заполняется колонка
«Применение».
Перед просмотром опыта «Бромирование этилена»
задается вопрос: «Для чего используется эта
реакция?». После просмотра записывается
уравнение реакции в таблицу. Заполняется колонка
«Применение».
После рассмотрения гидратации этилена,
переход на слайд 8, на котором рисунок этилового
спирта выделяется элементом «волшебное перо» в
овал. Записывается в таблицу применение данной
реакции.
Перед просмотром опыта «Окисление этилена
раствором перманганата калия» задается вопрос:
«Для чего используется эта реакция?». После
просмотра записывается уравнение реакции в
таблицу. После рассмотрения реакции переход на
слайд 8, на котором рисунок антифриза выделяется
элементом «волшебное перо» в овал. Записывается
в таблицу применение данной реакции.
Реакция полимеризации (Слайд 6), демонстрация
удлинения молекулы полимера (для этого
используется элемент утилита множественного
клонирования). Записывается уравнение реакции
полимеризации в общем виде в таблицу.
Рассмотрение применения полиэтилена (Слайд 8).
Записывается применение полиэтилена в таблицу.
Химические свойства |
Применение реакции, ее продуктов |
I. Реакции горения |
|
1. Горение этилена СH2=CH2 + 3O2 ––> 2CO2 + 2H2O |
Не имеет практического значения из-за высокой стоимости этилена |
II. Реакции присоединения |
|
2. Гидрирование (+Н2) СH2=CH2 + Н2 ––> СН3 – СН3 |
Не имеет практического значения Генетическая связь с алканами |
3. Галогенирование (+Cl2, +Br2,
+I2) СH2=CH2 + Br2 ––> СН2
– СН2 |
В химии: качественная реакция на двойную связь |
4. Гидратация (+H2O) СH2=CH2 + H2O ––> СН3 – СН2OH |
Получение технического этилового спирта |
III. Реакция окисления |
|
5. Окисление раствором перманганата
калия СH2=CH2 + [O] + H2O ––> СН2
– СН2 |
В химии: качественная реакция на
двойную связь Этиленгликоль – основной компонент антифриза. |
IV. Реакция полимеризации |
|
6. Полимеризация этилена (Слайд 6) n СH2=CH2
––> (– СН2 – СН2 –)n |
Полиэтилен: (Слайд 8) – укрывной материал – канализационные трубы – упаковочный материал – одноразовая посуда – различная тара – крышки для банок – и т.д. |
Объяснение понятий: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации, реакция полимеризации (Слайд 7). Определения записываются в тетради под таблицей. (Слайд 9)
Преподаватель: Почему для этилена характерны в основном реакции присоединения?
Обучающиеся: Этилен содержит двойную связь.
Вывод: свойства вещества зависят от его строения.
Преподаватель: Важное ли для человека вещество этилен?
Обучающиеся: этилен – практически значимое вещество для человека.
Преподаватель: Но полиэтилен – это и
другая сторона медали (Слайд 10.)
Каждый житель Земли производит одну тонну мусора
в год. Около триллиона пластиковых мешков
оказывается на свалках. Одна семья использует в
год в среднем около 1500 пластиковых мешков.
Разложение полиэтилена в естественных условиях
– 200 лет.
Одним из путей решения проблемы полимерного
загрязнения Земли является применение
биоразлагаемых материалов.
Впервые в России производственная компания
«Спринт-Пласт» разработала технологию
производства полностью биоразлагаемых и
пригодных для компостирования мешков для мусора.
Процесс биоразложения в почве зависит от условий
окружающей среды (климат, качество почвы,
популяция микроорганизмов) и происходит за 1,5 – 6
месяцев.
IV. Закрепление
Преподаватель: Итак, давайте закрепим наши знания, выполнив следующее задание.
Самостоятельная работа – выполнение тестовых заданий (слайд 11)
Ф.И.О._________________________
Инструкция
Вашему вниманию предлагаются задания для закрепления знаний по теме «Химические свойства и применение алкенов». Каждый правильный ответ оценивается в один бал.
Дополните:
1. ВЕЩЕСТВО, В МОЛЕКУЛЕ КОТОРОГО МНОГОКРАТНО
ПОВТОРЯЕТСЯ ОДНО И ТО ЖЕ СТРУКТУРНОЕ ЗВЕНО
НАЗЫВАЕТСЯ ___________________ .
2. РЕАКЦИЯ ПРИСОЕДИНЕНИЯ ПРОТЕКАЕТ ПО МЕСТУ
РАЗРЫВА ___________ .
Установите соответствие:
3. НАЗВАНИЕ РЕАКЦИИ ПРИСОЕДИНЕНИЕ МОЛЕКУЛЫ
1) Гидрирование А) HCl
2) Гидратация Б) Н2
3) Гидрогалогенирование В) Br2
4) Хлорирование Г) Н2О
Д) Cl2
Ответ занесите в таблицу:
1 | 2 | 3 | 4 |
Верны ли следующие суждения:
4.
А) ЭТИЛЕН ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЭТИЛОВОГО СПИРТА.
Б) ЭТИЛЕН – ЭТО ПОЛИМЕР.
Правильный ответ обведите кружочком
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
5. Исключите лишнее, обведя в кружок.
А) ЭТИЛЕН – ПОЛИЭТИЛЕН;
Б) ЭТИЛЕН – ПОЛИПРОПИЛЕН;
В) ЭТИЛЕН – ЭТИЛОВЫЙ СПИРТ;
Г) ЭТИЛЕН – ЭТИЛЕНГЛИКОЛЬ.
Проверка: обучающиеся меняются листочками в паре, преподаватель записывает ответы на слайде 11; обучающиеся проводят проверку, выставляют баллы по количеству правильных ответов.
Стадия «Рефлексия»
Заполнение последней колонки «Что узнал» в
листе самоанализа.
Сдаются оба задания.
V. Домашнее задание
I уровень: составить 10 вопросов по всей теме
«Алкены».
II уровень: составить рассказ по всей теме
«Алкены» или кроссворд из 10 – 15 слов.
VI. Выставление оценок за урок