На сегодняшний день в сельской местности наблюдается ряд проблем: пассивность отцов в воспитании своих детей, малоподвижный образ жизни негативно влияют на здоровье подрастающего поколения в связи информатизацией общества.
Мы поставили перед собой целью создание условий для воспитания мужества, силы, воли, выносливости и благородства, для формирования яркого, успешного представителя народа Саха, интеллектуально развитого, с развитой доминантой самосовершенствования, мотивированного к успеху, будущего отца семейства, заботливого, любящего гражданина, ответственного за свою родину через реализацию программы «Школа Ботуров».
Нам предстоит решить следующие задачи:
- анализ социокультурной ситуации села на основе принципов гендерного воспитания;
- разработка педагогической технологии по гендерному воспитанию юношей;
- составление планов и проектов по реализации программы «Школы Ботуров»;
- анализ и мониторинг.
Практической значимостью нашей программы является разработка оптимальных условий воспитания мальчика как представителя нации, защитника и продолжателя рода, имеющего устойчивую мотивацию к самосовершенствованию, конкурентоспособного в условиях рыночной экономики.
Новизной программы мы считаем то, что в условиях сельского социума как одно из необходимых составляющих социокультурной модернизации является физическое и духовное развитие мальчиков как будущего продолжателя рода, ответственного за процветание нации – физически и нравственно совершенного, интеллектуально развитого, с оптимистической жизненной позицией.
Работа по программе ведется по следующим направлениям:
- Военно-спортивный сбор «Уолан»
- РФКН «Эрэл»
- Мини-футбол
- Игры предков
- Общешкольный поход.
В работе по этим направлениям мы считаем необходимым придерживаться определенных принципов:
Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержания соревновательной деятельности и всех сторон учебного процесса: физической, технической, тактической, психологической, интегральной, теоретической подготовки; воспитательной работы; восстановительных мероприятий; педагогического и медицинского контроля.
Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам многолетней подготовки.
Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа подготовки, индивидуальных особенностей программы, вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.
В нашей школе вот уже девятый год реализуется проект военно-спортивного сбора «Уолан» разработанный мужчинами педагогами. Здесь юноши проходят настоящую школу мужества.
Основными целями проекта являются:
- воспитание в духе патриотизма, любви к Отечеству;
- военно-патриотическое воспитание учащихся;
- формирование морально-волевых и физических качеств;
- привитие знаний, умений и навыков начальной военной подготовки:
Проект решает такие задачи:
- составление планов работы по проведению ВСС «Уолан»;
- проведение эффективных мероприятий по ОФП;
- наблюдение за состоянием здоровья мальчиков и юношей;
- подключение отцов к проведению ВСС «Уолан»;
- ежедневное информирование населения о ходе сборов по местному ТВ.
Структура ВСС «Уолан» выстроена следующим образом:
Мужской состав школы разделяется, с применением условных знаков различия, на старший и младший офицерские составы. Личный состав состоит из разновозрастных юнармейцев к которому прикреплены более подготовленные юноши старших классов с теми же условными знаками различия, которые отвечают за дисциплину, учебу и т.д..
Основные мероприятия, которые проводятся во время военно-спортивного сбора:
– ознакомление с общевоинскими уставами;
– работа школы сержантов;
– проведение строевой подготовки личного
состава;
– проведение огневой подготовки;
– соревнования между отделениями по
нетрадиционными и спортивными видами спорта;
– обучение основам медицинской подготовки;
– обучение гражданской обороне;
– суточный наряд;
– участие в мероприятиях села.
Систематическое проведение военно-спортивных сборов «Уолан» в школе помогает нашим юношам-выпускникам преодолевать трудности службы в рядах Вооруженных сил РФ. Они формируют истинно мужские качества (упорство, выносливость, стремление к достижению целей, ответственность, стрессоустойчивость, коллективизм), развиваются ключевые компетенции такие как коммуникабельность, умение оценивать свои возможности, разбираться в людях, стремление к постоянному самосовершенствованию.
По своему опыту педагогической деятельности мы убеждены в том, что РФКН «Эрэл» и Общероссийский проект «Мини-футбол в школу» являются эффективным средством наблюдения за общей физической подготовленностью юношей и развитием физических качеств в «Школе Ботуров».
После составления динамики видно, что за последние три года сдача РФКН «Эрэл» среди юношей с 8 по 11 класс по нормативам «госстандарт» и «зачет» возросла.
«Мини-футбол» – неотъемлемая часть нашей работы. Данное направление реализует следующие цели и задачи:
- Обеспечение решения проблем двигательной активности и укрепления здоровья мальчиков и юношей путем целенаправленного внедрения мини-футбола в систему внеклассной физкультурно-оздоровительной работы школы.
- Создание системы стимулирования учащихся для развития в школьной среде мини-футбола.
- Обеспечение школьников специальной научно-методической литературой и видеоматериалами по мини-футболу с использованием всемирной сети Интернет.
Работа по направлению «Мини-футбол» проходит по следующим этапам:
– инструктивная работа по созданию различного
уровня соревнований;
– ежегодные осенние соревнования между
классами;
– соревнования между микрорайонами (туелбэ),
отбор сборной команды школы;
– улусные, региональные и республиканские
соревнования.
Ежегодно проводятся осенние соревнования по футболу между классами. Классы делятся на три лиги: младшая лига «С» – начальные классы (1-4), средняя лига «В» – среднее звено (5-7), старшая лига «А» – старшее звено (8-11). Судейство распределено по лигам: лига «С» – среднее звено, группа «В» – старшее звено, группа «А» – учителя физкультуры. Награждение организует и проводит администрация школы. Команде-победителю своих лиг вручается переходящий кубок школы, лучшим игрокам (вратарю, нападающему, защитнику) присваиваются номинации.
Сборная команда Туора-Кюельской средней школы за последние четыре года стабильно занимает призовые места в улусных соревнованиях по мини-футболу: 2006-07 уч.г. – 3 место, 2007-08 уч.г. – 2 место, 2008-09 уч.г. – 2 место, 2009-10 уч.г. – 1 место.
Цели и задачи направления «Игры предков», которые имеют неоценимое воспитательное значение:
- Пропаганда национальных видов спорта;
- Укрепление дружеских отношений между наслегами, улусами;
- Преемственность поколений.
1) Проведение в школе отборочных соревнований
по возрастным категориям (Боотурдар
оонньуулара).
2) Включение в проект ВСС «Уолан» соревнования
«Игры предков».
3) Организационные собрание администрации
наслегов по составлению положения проведения
«Игры предков».
4) Участие в ежегодных, традиционных «Играх
предков».
Традиционно каждый год проходят встречи «Игры предков» между четырьмя близлежащими наслегами Жулейским, Игидейским (Таттинский улус), Арылахским, Кытанахским (Чурапчинский улус). В соревнование входят такие национальные виды спорта, как национальные прыжки, мас-рестлинг, хапсагай, пятиборье. Здесь участие принимают и млад, и стар – юноши, мужчины и ветераны т.к. соревнование имеет сугубо командный характер. Такие соревнования показывают отличный живой пример юношам, имеют прекрасный воспитательный момент.
Направление «Игры предков» развивает физические качества, укрепляет командный и патриотический дух. Пропагандирует здоровый образ жизни и национальные виды спорта. Наблюдается преемственность поколений.
Общешкольный поход к концу учебного года стал доброй традицией. Такой коллективный выход имеет свои цели и задачи:
– привитие туристических навыков и
ориентирования;
– проверка стойкости в экстремальных ситуациях;
– воспитание выносливости, духу коллективизма,
сплоченности, физических качеств, взаимопомощи.
Во время общешкольного похода проводятся различного рода мероприятия, соревнования, например:
– распределение на разновозрастные команды;
– маршрут по станциям (учебные дисциплины);
– разбивка биваков по классам;
– конкурс стенгазет, экочас «Сохраним родную
природу»;
– соревнование по разжиганию костра и
приготовлению обеда;
– преодоление полосы препятствий;
– спортивные и развлекательные игры;
– конкурс песен у костра;
– подведение итогов учебного года.
Общешкольный поход учит ориентироваться в незнакомой местности, преодолевать трудности, работать в группе, адаптироваться к экстремальным условиям, воспитывает дух коллективизма, взаимопомощи, любовь и бережное отношение к природе, формирует качества лидера, закаливает организм, пропагандирует ЗОЖ.
В заключение, приводим тот доказанный факт, что только здоровый человек, обладая хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высоким уровнем умственной и физической работоспособности, особенно в суровых климатических условиях Севера, способен активно жить, преодолевать профессиональные и бытовые трудности, добиваться успеха в современном, динамичном мире. Таким образом, внедряя в образовательный процесс школы программу «Школа Ботуров», мы содействуем сохранению и укреплению здоровья учащихся, который является первостепенной задачей в модернизации образов
Список литературы.
1. Мутко В.Л. Мини-футбол игра для всех /
Мутко В.Л., Андреев С.Н., Алиев Э.Г. – 2-е изд. – М.:
Советский спорт, 2008.
2. Андреев С.Н. Мини-футбол в школе / Андреев
С.Н., Алиев Э.Г. – 2-е изд. исправ. и доп. – М.:
Советский спорт, 2008.
3. Фадеева-Костыленко Н.А. Минифутбол в
каждую школу! / Фадеева – Костыленко Н.А. /
Физическая культура в школе. 2000. № 6.
4. Алиев Э.Г. Мини-футболу повышенное
внимание! / Алиев Э.Г., Андреев С.Н. / Физическая
культура в школе. 2006. № 6.
5. Официальный сайт ФЦП «Развитие физической
культуры и спорта в РФ на 2006-2015 гг.» – http://www.sport-fcp.ru
6. Официальный сайт АМФР – http://www.amfr.ru
7. Отчетная документация общероссийского проекта
«Мини-футбол – в школу» – http://www.amfr.ru/index.php?id=62
8. Региональная программа физического воспитания
учащихся I-XI классов общеобразовательной
программы С.И.Захаров, М.И.Варламов, Н.Е.Максимова
и др. Якутск, 1999г.
9. Республиканский физкультурный комплекс
нормативов «Эрэл» /[С.И. Захаров и др.] М-во
образования РС(Я) – 3 изд., доп. – Якутск : Офсет,
2006г