Цели:
- Образовательные:
- познакомить учащихся с новой ролью Ь;
- находить в словах изученную орфограмму;
- различать в словах роли Ь.
- Развивающие:
- развивать учебно-управленческие умения:
- понимать учебную задачу,
- выполнять советы учителя по подготовке рабочего места,
- понимать последовательность действий выполнения учебной задачи,
- оценивать свою деятельность;
- развивать умения работать с текстом как с источником информации;
- развивать учебно-логические умения устанавливать связи между объектами.
- развивать учебно-управленческие умения:
- Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к языку, умение видеть его красоту, слышать его звуки.
Оборудование: Презентация урока.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации
Действия учителя | Действия детей | Слайд |
Организует опрос учащихся – Вспомните
тему прошлых уроков русского языка Ставит цели урока, учебные задачи – Совершенно верно, сегодня мы
продолжим знакомство с этой удивительной буквой
и откроем её новые тайны. Игра «Угадай-ка!» – Смело буквы называй-ка!
– Какой же это звук? Какая буква его обозначает на письме?
Оказывается звуковичок Й очень любит играть в
прятки, вот спрятался за буквами е, ё, ю, я и чуть
его не разглядели, только услышать можно.
Постановка проблемного вопроса – Что показалось странным при чтении стихотворения? |
Отвечают на вопросы учителя: – На
прошлых уроках говорили о мягкости согласных, об
обозначении их на письме буквами.
Дети отгадывают загадки про буквы и записывают их в тетради, каждую букву прописывая по строчке.
– Буква Ч
– Звук Щ, буква Щ.
– Буква Й. Друзья её также мягкие всегда звуки
обозначают, ка и она. Дети рассматривают слайд 2, читают слова, думают
по какому признаку распределить на две группы.
Дети читают стихотворение со слайда 3 о семье. Понимают, что некоторые слова звучат как то неверно.
Высказывают свои предположения, думают,
рассуждают. |
1
2
3 |
III. Совместное открытие нового материала
Действия учителя | Действия детей | Слайд |
– Давайте предположим, что й остался в
словах. Например в слове семйа. Мы знаем, что когда стоит звук й рядом с А, он надевает маску Я, Значит это должна быть буква Я. Но что тогда будет? Опять слово семя..Вот так путаница.Мы должны показать, что буква Я показывает два звука (ЙА), но стоит после согласных( а если после согласных , то мы знаем, что должны эти буквы обозначать только один звук и обозначить мягкость. Что же тогда делать? Как быть?
– Совершенно верно. И таким знаком, чтобы ещё не
придумывать новую букву, решили, что будет Ь. И
таким образом у буквы Ь появилась ещё одна
задача: показать разделение согласного звука от
гласного . Показать, что в слове есть звук Й. |
Высказывают свои предположения, думают, рассуждают. Нужно поставить какой то символ, знак, который предупредит, что здесь есть звук Й. Что гласный не сливается с согласным. Делают вывод о новой роли Ь. Записывают слова, вставляя разделительный Ь. |
4 |
IV. Первичное закрепление
Действия учителя |
Действия детей |
Слайд |
– В чём же заключается тайна Ь?
– Нужен ли разделительный Ь следующим словам? (Коля, полёт, олени) Запишите слова правильно, учитывая вывод урока, ответив на вопросы:
– Для чего нужен в этих словах Ь ? |
– Выполняет ещё и функцию
разделительную. (Слайд 5) Понимают, что могут эти слова употребляться в речи и без мягкого разделительного знака и с ним, в зависимости от смысла. Записывают в тетради ответы.
Чтобы показать, что в слове есть звук Й, разделить согласный от гласного. |
5 |
V. Обобщение
Действия учителя | Действия детей | Слайд |
– Подведём итоги, сделаем ещё раз вывод,
чему сегодня научились, какую тайну Ь открыли? Человек становится красив в работе, в ученье, в уменьи. Соберите пословицу, которая подитожит вашу работу. |
Делают выводы, обобщают, правильно
записывают пословицу в тетрадь. (Слайд 6) |
6 |
VI. Домашнее задание
VII. Итог урока