Урок русского языка по теме "Разделительный Ь". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • Образовательные
    • познакомить учащихся с новой ролью Ь;
    • находить в словах изученную орфограмму;
    • различать в словах роли Ь.
  • Развивающие:
    • развивать учебно-управленческие умения:
      • понимать учебную задачу,
      • выполнять советы учителя по подготовке рабочего места,
      • понимать последовательность действий выполнения учебной задачи,
      • оценивать свою деятельность;
    • развивать умения работать с текстом как  с источником информации;
    • развивать учебно-логические умения устанавливать связи между объектами.
  • Воспитательные: воспитывать внимательное  отношение к языку, умение видеть его красоту, слышать его звуки. 

Оборудование: Презентация урока.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации

Действия учителя Действия детей Слайд
Организует опрос учащихся

– Вспомните тему прошлых уроков русского языка
– Какие же буквы показывают мягкость согласных на письме?
– Какой буквы нет в «стране Звуковичков»?

Ставит цели урока, учебные задачи

Совершенно верно, сегодня мы продолжим знакомство с этой удивительной буквой и откроем её новые тайны.  
«Имя» нашему уроку «Тайны Ь»
– Отправляемся  к домику Ь за интересным разговором, но по пути  может и другие буквы встретятся.

Игра «Угадай-ка!»

– Смело буквы называй-ка!

1. Звук глухой обозначаю,
Мягкий этот звук всегда
Вслушайтесь в слова:
Молчанье, чаща, чашка, чудеса
В них во всех я затаилась,
Отыщите же меня.

2. Есть в слове щупальце и щит,
Шипящий звук, опять же мягкий
Всегда счастливый его вид,
Ведь в слове счастье он сидит.

– Какой же это звук? Какая буква его обозначает на письме?

3. А про третью и ни слова
Не сказали нам, друзья,
Только фраза прозвучала:
«Ч и Щ  его друзья»
Звук Й знаю, непростой,
Он весёлый, озорной,
Любит в прятки поиграть,
Где же нам его искать?
В буквах Е, Ё, Ю да Я
Он скрывается, друзья.
На слова вы посмотрите,
На две группы разделите.

Оказывается звуковичок Й очень любит играть в прятки, вот спрятался за буквами е, ё, ю, я и чуть его не разглядели, только услышать можно.
Ещё его любимая игра «Убегалки-догонялки».Любит из слов убегать, вот озорник. Но к его проделкам уже в его семье звуковичков привыкли, как и в любой семье привыкают к привычкам друг друга. Вот , например, как в этой семье

Очень радует меня
Наша дружная семя
От того веселе в сердце
И светлы мои глаза.
Все друг другу помогают,
Никогда не унывают,
Рукоделем удивляют,
И здорове сохраняют.
С мамой грядочки полю,
И водичкой их полю,
Семя в землю посажу,
Урожай свой соберу.
Вместе варим мы варене,
Вечерком пём чай с печеньем,
Никогда мы не грустим
И семёй все дорожим.
Не пугают злые вюги,
Не скучают наши руки,
Маря, Даря, брат Иля,
Мама, папа, да и я.

Постановка проблемного вопроса 

– Что показалось странным при чтении стихотворения?

Отвечают на вопросы учителя:

– На прошлых уроках говорили о мягкости согласных, об обозначении их на письме буквами.
– Буквы и, е, ё, ю, я, ь.
– Буквы ь


Слушают учителя
Рассматривают слайд 1.

 

Дети отгадывают загадки про буквы и записывают их в тетради, каждую букву прописывая по строчке.

 

 

– Буква Ч

 

 

– Звук Щ, буква Щ.

 

– Буква Й. Друзья её также мягкие всегда звуки обозначают, ка и она.
Обозначает звук Й.

Дети рассматривают слайд 2, читают слова, думают по какому признаку распределить на две группы.
Записывают в тетради. (В 1-й столбик – слова с открытым звуком й, во 2-й – слова, где звук й только слышится, но пишутся буквы е, ё, ю, я.)

 

 

 

 

 Дети читают стихотворение со слайда 3 о семье. Понимают, что некоторые слова звучат как то неверно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают свои предположения, думают, рассуждают.
– Из некоторых слов  «убежал» звук Й.
Что же произошло? Почему?

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

III. Совместное открытие нового материала

Действия учителя Действия детей Слайд
– Давайте предположим, что й остался в словах. Например в слове семйа.
Мы знаем, что когда стоит звук й рядом с А, он надевает маску Я, Значит это должна быть буква Я. Но что тогда будет? Опять слово семя..Вот так путаница.Мы должны  показать, что буква Я показывает два звука (ЙА), но стоит после согласных( а если после согласных , то мы знаем, что должны эти буквы обозначать только один звук и обозначить мягкость. Что же тогда делать? Как быть?

 

 

– Совершенно верно. И таким знаком, чтобы ещё не придумывать новую букву, решили, что будет Ь. И таким образом у буквы Ь появилась ещё одна задача: показать разделение согласного звука от гласного . Показать, что в слове есть звук Й.
– Давайте же правильно напишем слова в тетради. Они ждут вашей помощи.

 

Высказывают свои предположения, думают, рассуждают.

Нужно поставить какой то символ, знак, который предупредит, что здесь есть звук Й. Что гласный не сливается с согласным.

Делают вывод о  новой роли Ь.

Записывают слова, вставляя разделительный Ь.
Проверяют по слайду 4.

 

 

 

 

 

 

4

IV. Первичное закрепление

Действия учителя

Действия детей

Слайд
– В чём же заключается тайна Ь?

 

– Нужен ли разделительный Ь следующим словам? (Коля, полёт, олени)

Запишите слова правильно, учитывая вывод урока, ответив на вопросы:

  • Когда загораются звёзды?
  • Чем заставили комнату?
  • Как заливается соловей?
  • Чем покрыли стол?
  • Когда улетают лебеди?

– Для чего нужен в этих словах Ь ?

– Выполняет ещё и функцию разделительную.

(Слайд 5)

Понимают, что могут эти слова употребляться в речи и без мягкого разделительного знака и с ним, в зависимости от смысла.

Записывают в тетради ответы.


Ночью
Мебелью
Трелью
Скатертью
Осенью

Чтобы показать, что в слове есть звук Й, разделить согласный от  гласного.

 

5

V. Обобщение

Действия учителя Действия детей Слайд
– Подведём итоги, сделаем ещё раз вывод, чему сегодня научились, какую тайну Ь открыли?
Человек становится красив в работе, в ученье, в уменьи.
Соберите пословицу, которая подитожит вашу работу.
Делают выводы, обобщают, правильно записывают пословицу в тетрадь.
(Слайд 6)
  6

VI. Домашнее задание

[

VII. Итог урока