Цели урока:
- систематизировать знания учащихся об особенностях строения щелочных и щелочноземельных металлов, металлической связи, строение металлов;
- обобщить и систематизировать знания учащихся о физических и химических свойствах металлов и их соединениях.
Оборудование: таблица «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» (электронная таблица), экран, проектор, компьютер; металлы: калий, натрий, литий, кальций (в склянках под слоем керосина); стаканы с водой, фенолфталеиновая бумага (индикатор).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Обобщение материала о щелочных и щелочноземельных металлах (а также Be, Mq)
А) К доске вызываю 2-х учеников. Задания даны на экране.
Напишите химические уравнения следующих превращений:
Задание 1
|
Задание 2 |
Учащиеся выполняют задания у доски, с классом идёт фронтальный опрос.
Б) На экране даны вопросы фронтальной беседы
1. Назовите элементы I-группы (А) главной
подгруппы. В какое семейство они объединяются?
2. Сколько электронов они имеют на внешнем
энергетическом уровне? Какова их степень
окисления?
3. Назовите элементы II-группы (А) главной
подгруппы.
4. Какие их этих элементов объединяются в
семейство щелочноземельных?
5. Сколько они имеют электронов на внешнем
энергетическом уровне? Какова их степень
окисления?
6. Какие свойства проявляют металлы в химических
реакциях?
7. Как изменяются металлические свойства в
периодах?
8. Как изменяются металлические свойства в
группах (А)?
В) Проверяем задания, которые выполняли учащиеся
у доски.
Г) На экране даны условия 2-х расчетных задач:
Задача 1 (расчетная): К раствору, содержащему 16 г сульфата меди (II), прилили раствор, содержащий 20 г гидроксида натрия. Какова масса образовавшегося осадка?
Задача 2 (расчетная): Нагрели смесь из 4,6г натрия и 5 г сери. Какова масса образовавшегося соединения?
Задачи решают два ученика у доски последовательно. Работает весь класс. У доски учащиеся комментируют записи и решения задачи.
Д) Лабораторные опыты
Даны металлы в склянках под слоем керосина: Na, К,
Са, стаканы с водой, индикаторная
фенолфталеиновая бумага.
Проводим опыты.
Выводы: Металлы (Na, К, Са) при комнатной температуре активно выступают в реакцию с водой; в стаканах образовались растворы – щелочи, фенолфталеиновая бумага окрашивается в малиновый цвет. Среда – щелочная.
III. Закрепление
Учащиеся делают сообщения у доски:
1. О строение и свойствах атомов щелочных
металлов.
2. Об открытии щелочных металлов.
3. О строении и свойствах атомов элементов II –
группы главной подгруппы.
4. Об открытии магния и кальция (оцениваю все
ответы учащихся)
IV. Домашнее задание
Повторить §8,9,10,11,12.