Открытый урок химии по теме "Щелочные металлы. Бериллий, магний и щелочные земельные металлы". 9-й класс

Разделы: Химия

Класс: 9


Цели урока:

  • систематизировать знания учащихся об особенностях строения щелочных и щелочноземельных металлов, металлической связи, строение металлов;
  • обобщить и систематизировать знания учащихся о физических и химических свойствах металлов и их соединениях.

Оборудование: таблица «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» (электронная таблица), экран, проектор, компьютер; металлы: калий, натрий, литий, кальций (в склянках под слоем керосина); стаканы с водой, фенолфталеиновая бумага (индикатор).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Обобщение материала о щелочных и щелочноземельных металлах (а также Be, Mq)

А) К доске вызываю 2-х учеников. Задания даны на экране.

Напишите химические уравнения следующих превращений:

 Задание 1

                  

  Задание 2

Учащиеся выполняют задания у доски, с классом идёт фронтальный опрос.

Б) На экране даны вопросы фронтальной беседы

1. Назовите элементы I-группы (А) главной подгруппы. В какое семейство они объединяются?
2. Сколько электронов они имеют на внешнем энергетическом уровне? Какова их степень окисления?
3. Назовите элементы II-группы (А) главной подгруппы.
4. Какие их этих элементов объединяются в семейство щелочноземельных?
5. Сколько они имеют электронов на внешнем энергетическом уровне? Какова их степень окисления?
6. Какие свойства проявляют металлы в химических реакциях?
7. Как изменяются металлические свойства в периодах?
8. Как изменяются металлические свойства в группах (А)?
В) Проверяем задания, которые выполняли учащиеся у доски.
Г) На экране даны условия 2-х расчетных задач:

Задача 1 (расчетная): К раствору, содержащему 16 г сульфата меди (II), прилили раствор, содержащий 20 г гидроксида натрия. Какова масса образовавшегося осадка?

Задача 2 (расчетная): Нагрели смесь из 4,6г натрия и 5 г сери. Какова масса образовавшегося соединения?

Задачи решают два ученика у доски последовательно. Работает весь класс. У доски учащиеся комментируют записи и решения задачи.

Д) Лабораторные опыты

Даны металлы в склянках под слоем керосина: Na, К, Са, стаканы с водой, индикаторная фенолфталеиновая бумага.
Проводим опыты.

Выводы: Металлы (Na, К, Са) при комнатной температуре активно выступают в реакцию с водой; в стаканах образовались растворы – щелочи, фенолфталеиновая бумага окрашивается в малиновый цвет. Среда – щелочная.

III. Закрепление

Учащиеся делают сообщения у доски:

1. О строение и свойствах атомов щелочных металлов.
2. Об открытии щелочных металлов.
3. О строении и свойствах атомов элементов II – группы главной подгруппы.
4. Об открытии магния и кальция (оцениваю все ответы учащихся)

IV. Домашнее задание

Повторить §8,9,10,11,12.