Цель.
- Обучающая: определение роли предлогов в предложении; формирование умения правильно употреблять предлоги в речи;
- Развивающая: развитие связной устной и письменной речи, орфографической зоркости, внимания, умения наблюдать и делать выводы.
- Воспитательная: воспитание познавательного интереса к изучению русского языка, самостоятельности.
Оборудование: учебник русского языка 2 класс, автор Н.В. Нечаева, рабочая тетрадь к учебнику часть 3 (автор С.Г. Яковлева), карточки со словами: на, в, ехал, сидит, трамвай, конь, зеленый, горячий; индивидуальные карточки для самостоятельной работы.
Ход урока
I. Организационная часть.
Задача: обеспечение комфортного микроклимата, подготовка пальцев для письма.
1. Пальчиковая гимнастика.
Зайчик прыгнул на крылечко
И нашел себе колечко,
А колечко непростое –
Блестит словно золотое.
2. Определение темы и минутка чистописания.
Рис. 1
– И зайчика, и волка, и медведя, и лису встретил Колобок на своем пути. Пройдите по дорожке Колобка от избушки к лисе и записывайте буквы.
(Дети записывают буквы: р, п, о, л, е, г, и, д)
– Если составите из этих букв слово, то узнаете тему
нашего урока.
– О чем будем говорить на уроке? (О предлогах.)
– Запишите это слово, правильно соединяя буквы.
– (Записывают: Предлоги.)
(Открываю первое слово темы – Предлог -…)
– Найдите в этом слове орфограмму. (Непроверяемая
безударная гласная.)
– Итак, тема нашего урока… Предлоги.
II. Постановка задач урока.
Задача: создание мотивации для изучения темы.
– Разделите слова на грамматические группы, назовите
их: ехал, с_дит, на, з_леный, в. тра_вай, кон_, горячий.
– На какие вопросы отвечают глаголы, существительные,
прилагательные?
– Поставьте вопросы к предлогам.
Вывод: к предлогу вопрос поставить нельзя.
– Глаголы, имена существительные, имена прилагательные
– это какие части речи? (Самостоятельные.)
– А как называют предлоги и почему их так называют, мы
выясним сегодня. А еще мы должны сегодня определить работу предлогов.
– Вы сами найдете ответы на эти вопросы, выполняя задания.
III. Работа над темой урока.
Задача: создать условия для самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы.
1) – (Убрав прилагательные.) Составьте словосочетания, используя эти слова: ехал, сидит, на, трамвай, в, конь.
Составляют: ехал на коне, сидит в трамвае.
– Предлог – в переводе с греческого обозначает “перед словом”.
Сделайте вывод, перед какой частью речи употребляются предлоги?
Вывод: предлоги употребляются перед именами существительными, т.е. СЛУЖАТ для них. Поэтому предлоги называют служебными словами.
(Отрываю тему на доске полностью.)
Предлог – служебная часть речи.
2) – А теперь попробуем выяснить, для чего нужны предлоги?
– Прочитайте предложения. Что нужно сделать?
На доске: Летом я гостил у (сестра). Скоро я опять поеду к (сестра).
(Дети изменяют форму слова сестра.)
– Для чего нужны предлоги?
Вывод: для связи слов в предложении.
– Итак, как употребляются предлоги? (С другими словами.)
– Для чего нужны предлоги? (Для связи слов в предложении.)
3) Работа с учебником.
– Давайте еще понаблюдаем за работой предлогов. Откройте учебник на с. 98 упр. 213.
(Читаем, объясняем.)
– Почему в одном предложении мы использовали предлог В, а в другом НА?
Вывод: предлог указывает на расположение предметов.
– Запишите предложения по вариантам.
– Проверим наш вывод? Действительно ли предлоги указывают
на расположение предметов?
– Однажды старуха из сказки “Колобок” открыла кладовку и
увидела мышей. Сколько их? Где они находятся? (Вывешиваю картинку.)
Допишите предложение. (Рабочая тетрадь часть3 стр. 16 упражнение 25.)
Рис. 2
– Обменяйтесь тетрадями, прочитайте получившиеся варианты. Если нужно, обсудите результаты в парах.
IV. Физкультминутка.
Задача: снятие усталости, напряжение, развитие внимания.
Раз – поднялись, потянулись,
Два – нагнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
– Сколько предлогов встретилось в физминутке? (В
ладоши, на четыре, за парту.)
– С какой еще частью речи употребляются предлоги? (С
именами числительными.)
V. Работа над темой (продолжение). Работа в парах.
– Вам нравится работать с предлогами? Тогда поработаем в парах.
Откройте рабочие тетради на с. 15 упр. 24.
– Обсудите в парах и запишите предлоги.
–Проверьте себя. (По ключу.)
VI. Обобщение.
Задача: определение объема полученных на уроке знаний .
– Что узнали о предлогах?
VII. Самостоятельная работа (по карточкам).
Задача: проверка усвоения материала, развитие адекватной самооценки.
Ко_ка Мурка л_жит _ окна.
Кот Васька с_дел ___ деревом.
Птица с_дит __ дереве.
– Оцените, как вы работали. (Самооценка: круг зеленого цвета -работал без затруднений; желтого – было трудно; красного– самостоятельно не справился.)
– Я проверю карточки и тому, кто выполнил задание без ошибок, выставлю отличные отметки.
VIII. Итог урока.
Задача: подведение итога работы.
Что сегодня узнали нового?
Что узнали о предлогах?
IX. Домашнее задание: с. 16 упр. 26 (рабочая тетрадь).
Задача: организация самостоятельной работы учащихся по закреплению изученного материала.