Тематическое планирование по окружающему миру "Перспектива". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тема года: “От родного дома – к всемирным сокровищам”.

Смысловым стержнем программы является проблема жизненных циклов в существовании растений и животных, в бытии человека; тонкая грань между живым и неживым.

Представление об общей системе мироздания: планеты и звезды; Земля и солнце; Луна и ее роль как спутника Земли. Введение понятий о телах и веществах, жидкостях и газах, их основные свойства, роль в природе и жизни человека.

Условия жизни на Земле: вода, воздух, свет, тепло, взаимосвязь живых организмов с неживой природой и между собой. Целое мироздание и отдельные экосистемы на Земле – единый ДОМ. Жизненные циклы животных в разных средах обитания: в лесу, на лугу, в водоеме, в горах; процесс развития живых существ, ведущих как одиночный образ жизни, так и общественный. Введение правил поведения в разных природных средах с целью обеспечения безопасности жизни природы и человека.

Особый уровень культурной организации жизненного цикла – круг жизни человека в традиционной семье от рождения до кончины. Раскрытие двуединой сущности человека: 1) человек как живой организм, основные системы органов человека, их роль в организме; 2) человек как духовное существо, обладающее волей и правом выбора на основе освоения базовых культурных ценностей: здоровый образ жизни, нравственные ценности материнства, отцовства, детства, старости; моральные нормы, права и обязанности в семье, школе и общественных местах. Введение правил противопожарной безопасности.

Итог программы – мысль об ответственности каждого человека за преемственность культурных ценностей и сохранение круга жизни в природе и культуре.

Разделы:

“Радость познания”. 12 ч.

“Мир как дом”. 24 ч.

“Дом как мир”. 22 ч.

“В поисках Всемирного наследия”. 10 ч.

Тема этого года еще больше расширяет круг общения детей: от родного дома – в мир города (села), родного края, своей страны, к поискам всемирных сокровищ. Любое путешествие начинается от родного порога. Любое путешествие – это открытие мира, это познание себя и окружающих людей. Поэтому необходимо обратиться к понятию “дом” в самом понятном для каждого человека смысле: дом – это семья, круг близких людей. Наши родные (родители, братья, сестры, бабушки и дедушки) не только самые любимые и близкие люди, но и те, кто нам помогает в жизни, защищает от невзгод. Дети должны задуматься, умеют ли они ценить любовь и заботу близких и отвечать им тем же. Говоря о своих родителях, ребята из христианских семей могут обратиться к святым, чьи имена носят их мама и папа, брат и сестра, вспомнить об ангелах-хранителях. И конечно, всем детям, без различия их этнической и конфессиональной принадлежности, важно обратить внимание на символическое значение своего имени, на происхождение своей фамилии, на поиск образца для подражания в историко-культурном прошлом России и всего мира, а также среди своих современников-земляков и соотечественников.

Так, постепенно представление о доме у ребят расширится, и они поймут, что домом можно назвать свою Родину. Можно будет проследить и раскрыть связь слов “род–родня–родник–Родина”. Так же как и зависимость слов “отец–отчий–Отчизна–Отечество”. Таким образом, через глубину понимания слов родного языка создаются условия для воспитания в детях чувства патриотизма, гражданственности. Это хороший фундамент для работы по программе следующего, 4 класса. Вспомнив поговорку “Иван, родства не помнящий”, можно начать разговор о том, как важно знать свои корни, знать как можно больше о своих предках, о происхождении фамилии. Следует задуматься, в каких случаях мы используем прилагательное в разных устойчивых словосочетаниях: родной, родной человек, родной дом, родной язык, родные просторы, родная деревня...

Таким образом, в течение года ведется разговор об уважении к родителям, родственникам, об умении быть гостеприимным, заботливым, внимательным к тем, кто слабее младше тебя. Помимо развития этих важных нравственных качеств, следует продолжить знакомить ребят с особенностями этикета. Им полезно будет узнать о правилах знакомства, о том, как следует себя вести в гостях, или, напротив, когда твои друзья пришли в гости к тебе, в твой “отчий дом”.

Усвоение и осознание воспитательного содержания курса за страницами учебника должно происходить путем его расширения в ходе чтения, рассуждения, а также дополнительных наблюдений ребенка за окружающим миром. Диапазон произведений по внеклассному чтению может быть расширен за счет произведений писателей, принадлежащих в духовном смысле к конфессиям, традиционным для России, – православию, исламу, иудаизму, буддизму (по выбору).

Содержание работы в течение года можно более подробно представить, если обратиться к основным темам каждой четверти.

I четверть.

Как я изменился за год;
Как изменились мои друзья;
С кем я отправлюсь в путешествие;
Готовимся к путешествию.

II четверть.

Почему вода бывает святой;
Как сохранить воздух – наше невидимое сокровище;
Как уберечь землю – нашу кормилицу;
“Большая охота” в родном городе (селе).

III четверть.

Помним ли мы своих предков;
Откуда произошла моя фамилия;
Тепло родного дома;
“Красный угол” родного дома;
Златоглавое чудо (церковь рядом с домом и ее история).

IV четверть.

Учимся помогать слабому;
Как жить в мире, или Можно ли обойтись без ссор;
Легко ли просить прощение;
Когда мы радуемся и когда грустим;
Что значит “милосердие”
Любовью за любовь;
Что мы будем читать летом.

Конкретные советы даются в рубрике “Рекомендации для занятий в семье”, в поурочных описаниях занятий в классе. Таково общее содержание работы за страницами учебника в 3 классе. Однако в дальнейшем оно будет конкретизировано в соответствии с разделами учебника “Окружающий мир”.

За страницами учебника (раздел “Радость познания”).

Организация путешествия по городу (селу). При подготовке путешествия опираться на советы, данные в этом разделе. Использовать для уточнения маршрута карты, планы, чертежи, путеводители. На основе своих путевых материалов – дневников, зарисовок, фотографий – начать оформление индивидуального или общего “Альбома путешествий”.

Беседа с детьми на темы:

1. Как прошло мое лето и что во мне изменилось за прошедший год?

2. Что и почему мне и моему другу (подруге) было интересно на экскурсии в краеведческом (или любом другом) музее?

Провести праздник “Книга – источник знаний” с участием семей воспитанников.

Подготовить выставку “Моя любимая книга”.

Провести фестиваль рассказов о любимой книге.

За страницами учебника (раздел “Мир как дом”).

По возможности организовать экскурсии в заповедник, ботанический сад для знакомства с природными сообществами, характерными для вашего края. В библиотеке, Интернете подобрать дополнительный материал на эту тему. По результатам экскурсии и поисковой работы провести совместный фестиваль с соседним классом “Природные сообщества нашего края в научном и художественном творчестве наших земляков-современников”.

Сделать для школы стенгазету “Бережем родную землю!”, используя для оформления материалы экскурсии и фестиваля, свои рисунки, фотографии, стихотворения, загадки, песни.

Предложить родителям организовать вместе с детьми концерт-праздник на тему “Образы природы в старинном и современном декоративно-прикладном, архитектурном и устно-поэтическом творчестве народов нашего края”.

За страницами учебника (раздел “Дом как мир”).

Организовать с помощью родителей по желанию и взаимной договоренности посещения друг друга по правилам гостеприимства народов вашего края.

Посетить краеведческий музей или музей под открытым небом. Познакомиться с внутренним устройством старинных жилищ народов вашего края. Смастерить игрушечные жилища и кукол разного возраста для нескольких кукольных семей. Разыграть кукольную свадьбу по старинным обычаям.

Предложить родителям вместе с детьми приступить к составлению своего родословного древа. Провести праздники на темы: “Мое имя – моя честь”, “Моя фамилия – память об истории рода и Родины”. Организовать вместе с детьми изготовление рукодельных подарков для младших и старших членов их семьи к ближайшему календарному празднику.

Провести конкурсы на темы: “Мой уголок для игры в родном доме”, “Народная игрушка – добрая душа”, “Школа первой помощи”, “Хорошая хозяйка”, “Хороший хозяин”.

Организовать совместно с родителями воспитанников праздники “Игры народов нашего края – школа здоровья”, “Мудрый учится у мудрого”.

За страницами учебника (раздел “В поисках Всемирного наследия”).

По возможности посетить объект Всемирного наследия нашего края. После экскурсии продолжить оформление “Альбома путешествий”.

Организовать встречи с родными, друзьями, земляками, которые могут поделиться с детьми своими впечатлениями об объектах Всемирного наследия России и мира.

Организовать с помощью современных технических средств заочное путешествие к одному или нескольким объектам Всемирного наследия (по выбору и возможностям).

Предложить детям совместно с родителями побывать в доме-музее земляка, которого они выбрали в качестве своего образца как обладателя лучших человеческих качеств.

Инициировать составление Списка объектов природного историко-культурного наследия своего края; составление Списка Всемирных духовных сокровищ по согласованию со всеми воспитанниками.

Приложение.