Цель:
а) систематизировать знания учащихся по данной теме;
б) составить словарь понятий по данной теме;
в) познакомиться с историческими источниками по данной теме;
г) умение решать исторические задачи;
Задачи:
обучающие:
– умение работать с историческим материалом;
– формулировать определение понятий;
развивающие:
– навык работы с историческими источниками;
– умение работать над проблемными вопросами исторического материала;
воспитательная: формирование гражданских и нравственных качеств на примере личности Солона.
Ход урока
1. Организационный момент (приветствие, тема урока – 2 минуты).
2. Учитель объясняет систему организации урока (3 минуты).
1 этап: изучение исторического материала §26-27 учебника Ф.А.Михайловского “Всеобщая история. История древнего мира”. М., “Русское слово”, 2009 год. |
2 этап: индивидуальная работа учащихся по разного уровня заданиям; учащиеся вправе выбрать любой уровень. |
I уровень | ||
|
||
Составить словарь понятий по теме |
Назвать исторические личности этого периода |
Назвать особенности греческих полисов |
II уровень |
||
|
||
Работа с вопросами | Найти неточности в тексте | Объясните смысл высказываний |
III уровень |
||
Решение исторических задач | Проблемные вопросы |
3. Система оценивания предполагает, что независимо от уровня, выбранного учащимся, можно получить на I уровне и “три”, и “четыре”, и “пять”, так же на II и III уровнях.
Оценка зависит от объема и качества, а также правильности выполнения данной формы работы.
Учитель выступает, как консультант, ученики самостоятельно изучают материал, выбирают индивидуально форму, объем задания.
4. У каждого ученика на парте есть задания I, II, III уровня, карта ответов, где он оформляет выполненные задания.
5. Домашнее задание: учащийся делает выбор домашнего задания из того уровня, что делал, или следующих. Но домашнее задание является добровольным. Ученик либо остается на том уровне знаний, что получил и приобрел на уроке, либо эти знания дополняет и расширяет дома.
I уровень.
1. Составить словарь понятий по теме: “Афины и Спарта”.
2. Назвать исторические личности, сыгравшие роль в истории Спарты и Афин.
3. Назвать особенности греческих полисов.
4. Составить с понятиями словаря предложения, отражающие исторические события по теме: “Афины и Спарта”.
5. О ком данное высказывание: “Знать уважала его за богатство, бедные – за честность”?
6. В чем заключается смысл высказывания: “Тирания – это прекрасная дача, не имеющая выхода”?
II уровень.
1. Объясните смысл высказываний:
Солон:
“Я старею, каждый день что-нибудь познавая”.
“Также стремлюсь я богатство иметь,
Но владеть им нечестно я не хочу,
Наконец, правда ведь все же придет”.
“Кто во время смуты в государстве не станет с оружием в руках ни за тех, ни за других, тот придается бесчестию и лишается гражданских прав”.
2. Найдите неточности в тексте:
В 600 г. до н.э. аристократы и демос вместе избрали архонтом Плутарха. Он покончил с безраздельной властью демоса, он подготовил почву для перехода к новому государственному строю – республике.
III уровень.
1. Решите исторические задачи:
а) Что было раньше и на сколько раньше – завоевание Спарты персами или законы Солона?
б) Какой год шел до и после даты избрания Солона архонтом?
в) Сколько лет прошло с даты нападения персидского царя на Египет до избрания Солона архонтом?
г) К какому веку относится дата избрания Солона архонтом Афин?
2. Проблемные вопросы: выскажите свою точку зрения по данной проблеме.
а) Почему афиняне поручили составить новые законы именно Солону?
б) Как вы считает, законы Солона укрепили Афинское государство?
в) Почему спартанцам и в мирное время была нужна сильная боеспособная армия?
г) Почему за всю историю Спарты она не дала ни одного прославленного ученого, писателя и художника?
Карта ответов:
№ вопроса | Ответ | Что использовал для ответа? |