Открытый урок по истории. Тема: "Афины и Спарта – греческие полисы". 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Цель:

а) систематизировать знания учащихся по данной теме;
б) составить словарь понятий по данной теме;
в) познакомиться с историческими источниками по данной теме;
г) умение решать исторические задачи;

Задачи:

обучающие:

– умение работать с историческим материалом;
– формулировать определение понятий;

развивающие:

– навык работы с историческими источниками;
– умение работать над проблемными вопросами исторического материала;

воспитательная: формирование гражданских и нравственных качеств на примере личности Солона.

Ход урока

 

1. Организационный момент (приветствие, тема урока – 2 минуты).

2. Учитель объясняет систему организации урока (3 минуты).

1 этап: изучение исторического
материала §26-27 учебника
Ф.А.Михайловского “Всеобщая история.
История древнего мира”.
М., “Русское слово”, 2009 год.
 2 этап: индивидуальная работа
 учащихся по разного уровня
 заданиям; учащиеся вправе
 выбрать любой уровень.
 
  I уровень  

Составить словарь
понятий по теме
 Назвать исторические
личности этого периода
Назвать особенности
греческих полисов
 

II уровень

 

Работа с вопросами Найти неточности в тексте Объясните смысл высказываний
 

III уровень

 
 
Решение исторических задач   Проблемные вопросы

  3. Система оценивания предполагает, что независимо от уровня, выбранного учащимся, можно получить на I уровне и “три”, и “четыре”, и “пять”, так же на II и III уровнях.

Оценка зависит от объема и качества, а также правильности выполнения данной формы работы.

Учитель выступает, как консультант, ученики самостоятельно изучают материал, выбирают индивидуально форму, объем задания.

4. У каждого ученика на парте есть задания I, II, III уровня, карта ответов, где он оформляет выполненные задания.

5. Домашнее задание: учащийся делает выбор домашнего задания из того уровня, что делал, или следующих. Но домашнее задание является добровольным. Ученик либо остается на том уровне знаний, что получил и приобрел на уроке, либо эти знания дополняет и расширяет дома.

I уровень.

1. Составить словарь понятий по теме: “Афины и Спарта”.

2. Назвать исторические личности, сыгравшие роль в истории Спарты и Афин.

3. Назвать особенности греческих полисов.

4. Составить с понятиями словаря предложения, отражающие исторические события по теме: “Афины и Спарта”.

5. О ком данное высказывание: “Знать уважала его за богатство, бедные – за честность”?

6. В чем заключается смысл высказывания: “Тирания – это прекрасная дача, не имеющая выхода”?

II уровень.

1. Объясните смысл высказываний:

Солон:

“Я старею, каждый день что-нибудь познавая”.
“Также стремлюсь я богатство иметь,
Но владеть им нечестно я не хочу,
Наконец, правда ведь все же придет”.

“Кто во время смуты в государстве не станет с оружием в руках ни за тех, ни за других, тот придается бесчестию и лишается гражданских прав”.

2. Найдите неточности в тексте:

В 600 г. до н.э. аристократы и демос вместе избрали архонтом Плутарха. Он покончил с безраздельной властью демоса, он подготовил почву для перехода к новому государственному строю – республике.

III уровень.

1. Решите исторические задачи:

а) Что было раньше и на сколько раньше – завоевание Спарты персами или законы Солона?

б) Какой год шел до и после даты избрания Солона архонтом?

в) Сколько лет прошло с даты нападения персидского царя на Египет до избрания Солона архонтом?

г) К какому веку относится дата избрания Солона архонтом Афин?

2. Проблемные вопросы: выскажите свою точку зрения по данной проблеме.

а) Почему афиняне поручили составить новые законы именно Солону?

б) Как вы считает, законы Солона укрепили Афинское государство?

в) Почему спартанцам и в мирное время была нужна сильная боеспособная армия?

г) Почему за всю историю Спарты она не дала ни одного прославленного ученого, писателя и художника?

Карта ответов:

№ вопроса Ответ Что использовал для ответа?