Цель обучающая. Познакомить учащихся с испарением воды листьями.
Цель развивающая. Развивать речь, мышление.
Цель воспитывающая. Воспитывать бережное отношение к растениям.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка изученного материала.
Учитель. Ответьте на вопрос какие органы вы знаете у растений?
Ученик: Корень, лист, стебель.
Учитель: Какие функции характерны для листьев?
Ученик: Фотосинтез, газообмен, испарение.
Учитель: Мы с вами подробно поговорим о третьей функции листьев – это испарение воды.
3. Объснение нового материала.
Учитель: запишите тему нашего урока “Испарение воды листьями” (Приложение) (Слайд 1). Первый этап урока начинается с поиска ответа “Что такое испарение?”. Напишем термин “Испарение” предлагаем выделить в нем корень “пар”. Вспомним три состояние воды?
Ученик: Твердое, жидкое, газообразное.
Учитель: Пар-это какое состояние воды?
Ученик: Это вода в газообразном состоянии.
Учитель: В кастрюлю набрали воду поставили плитку, через некоторое время вода начинает кипеть и выходит пар воды. Повторяем еще раз : испарение происходит в поверхности кожи человека (Слайд 2), в поверхности суши и моря (Слайд 3), и ставим вопрос о возможности такого процесса у растений. (Слайд 4) Заслушаем отчет об опыте “Испарение воды листьями”, проведенном учениками в домашних условиях. (Слайд 5) Отчет готовится по предложенной схеме: цель (зачем делаю), ход (как делаю), результат (что получил?) вывод. Делаем вывод о способности листьев испарять воду.
Учащимся предлагается поразмышлять над вопросами: В чем значение испарения воды с поверхности (суши, кожи, листа) в живой и не живой природе. (Слайд 7, 8)
Вспомним жаркое лето. Где мы ищем прохладу? Или в тени листвы или в воде. Влажная поверхность тела тоже охлаждается. В этом легко убедиться экспериментально. Ученики протирают влажной марлей кисть одной руки, другую оставляет сухой, после чего отвечают на вопрос какой руке прохладнее. Ответы подтверждают, что вода при испарении охлаждает поверхность (кожи, суши и листа). Мы можем передвигаться и прятаться от жары, но растение крепко держится в земле и не может жить без солнечного света, необходимого для процесса фотосинтеза. Для него единственная защита от жаркого солнца– охлаждение за счет испарения. (Слайд 9)
В процессе приспособления к условиям окружающей среды листья у некоторых растений видоизменились, потому что стали играть роль не свойственному типичным листьям. Какие видоизмененные листья вы знаете?
Ученики: Колючки барабариса, колючки кактуса (Слайд 9), усики гороха. (Слайд 10)
Учитель: У барбариса часть листьев видоизменилась в колючки, как у листьев кактусов. Они испаряют меньше влаги и защищают растения от поедания животными.
Ученик: Для достаточно большого количества людей кактусы – экзотические растения, которые, в то же время, вполне могут расти не только в естественной среде обитания, но и в искусственной. Нужно помнить о том, что скорее всего, кактусы не смогут пережить суровые зимы. Хотелось бы сказать, что кактусы и суккуленты не любят сочетание влажного и холодного климата о том, что маленьким растениям гораздо проще и быстрее согнеться, чем большим.
Учитель: От чего зависит испарение? (Слайд 11)
Ученик: Испарение зависит от окружающих условий и состояния устьиц. (Слайд 12)
Учитель: Разные растения испаряют разные количество воды. Так кукуруза за сутки испаряет 0,8 л. воды, капуста – 1л., дуб – 50 л., а береза больше 60 л. воды. Монстера “плакса” с берегов Амазонки, живет в тенистых лесах, где воздух теплый и насыщен влагой. Почему она плачет?(Слайд 13)
Ученик: В 1492 году европейцы открыли континент, названный позже Южной Америкой. Еще долго это таинственная земля с непроходимыми тропическими лесами была источником легенд и историй. В начале18 века в Европе ходили легенды о гигантских растениях, которые встречаются в южноамериканских дебрях. Путешественники рассказали, что после нападения этих растений, от людей и животных остались одни скелеты. Основания для таких рассказов были. Путешественники принимали за коварные щупальца воздушные корни монстеры. Благодаря подобным легендам, монстера и получила название, по латыни чудовище. Перед началом осадков на краях листьев монстеры появляются капельки клейкого сока. Первые молодые листья небольшие, имеют форму сердечка, но когда растение становится старше, его листья могут достигать внушительных размеров (до 1 метра). При излишней влажности, что нередко бывает во влажных тропиках, листья выводят лишнюю влагу через специальные устьица, которые расположены по краям листа. Растение “плачет”.
Учитель: Почему береза не плачет, а Монстера плачет?
Ученик. У Монтеры листовая пластина крупная и много устьиц, а у березы листовая пластинка маленькая.
Учитель. Чем больше листовая пластинка тем больше воды испаряется.
Закрепление изученного материала.
Учитель. Закрепим знания для этого заполняем таблицу.
Таблица “Испарение воды листьями”. (Слайд 14)
Процесс | Значение процесса. | Орган в котором происходит процесс. | Роль процесса в обеспечении целостности организма. |
Испарение-переход воды из жидкого состояния в пар. Пар – это вода в газообразном состоянии. |
|
Лист-часть побега. |
|
Домашнее задание учить таблицу. (Слайд 15, 16)
Унылая пора! Очей очарованье
Приятна мне твоя прощальная краса –
люблю я пышное природы увяданье
в багрец и золото одетые леса…