Цель урока:
- ввести понятие многогранника, призмы и их элементов.
- повторить, углубить, обобщить приобретенные знания.
- развивать интерес к урокам геометрии.
Задачи урока:
- развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
- создание актива, способного оказать учителю математики помощь в организации урока.
Ход урока
1. Итоги контрольной работы
2. Актуализация опорных знаний
Фронтальный опрос.
- Сумма углов треугольника.
- Свойства углов при основании равнобедренного треугольника.
- Чему раны острые углы равнобедренного прямоугольного треугольника?
- Свойства катета, лежащего против угла в 300.
- Что называется углом между прямой и плоскостью?
- Что называется линейным углом двугранного угла?
- Найдите АС и ВС.
Решение (рис. 1). Приложение
Вопрос учащимся: а) Какой треугольник? б) Какую теорему можно применить? АС = ВС = х, 2х2 = (72)2, х2 = 49, х = 7 => АС = 7 и ВС = 7.
Найдите AF, если ABCD – равнобедренная трапеция. ВС = 14 см, АD = 42 см (рис. 2).
Вопрос учащимся: а) Какое дополнительное построение нужно выполнить? (CKAD); б) Рассмотреть треугольники AFB и CKD (доказать равенство); в) На основании того, что AFB = CKD, сделать вывод равенства AF = KD; г) AF = (AD – BC):2 = (42 – 18):2 = 12 см.
3. Мотивация и сообщения темы урока.
Напомнить известные учащимся понятия тетраэдра и параллелепипеда. Заранее предложить двум учащимся выступить с небольшими сообщениями, на темы: “Параллелепипед и его основные элементы” и “Тетраэдр и его основные элементы”.
Слово учителя: Обратите внимание, что каждые из этих поверхностей ограничивает некоторое геометрическое тело, отделяет это тело от остальной части пространства. Поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторое геометрическое тело, будем называть многогранной поверхностью или многогранником.
Многие строения в окружающем нас мире, в частности, пирамида Хеопса, имеет форму многогранников. Поэтому для лучшей эксплуатации и моделирования зданий нужно изучить свойства многогранников.
Многие многогранники изобрел не человек, а создала природа в виде кристаллов, соли – куб, льда, хрусталя – “заточенная” с двух сторон призма.
(При объяснении и разговоре с учащимися использовать как можно больше разнообразных моделей, рисунков, чертежей).
Кристаллы граната, кварца, каменной соли.
4. Объяснение темы.
1) Вводятся элементы многогранников: ребра, грани, вершины, диагонали граней, диагонали многогранника (в соответствии с п.25).
Вопрос: из чего состоит поверхность многогранника? (Ответ: из многоугольников.)
Вывод: многоугольники – это грани.
Вопрос: что такое многоугольник? (Ответ: это плоская фигура, образованная замкнутым рядом прямоугольных отрезков.)
Вывод: прямолинейные отрезки – это ребра, а концы ребер – это вершины.
Отрезок, соединяющий две несоседние вершины одной грани, называется диагональю грани, а отрезок, соединяющий две вершины, не принадлежащие одной грани, – это диагональ многогранника.
2) В школе изучаются многогранники, Эйлерова характеристика которых равна 2, то есть В – Р + Г, где В – число вершин, Р – число ребер, Г – число граней.
Для закрепления понятий элементов многогранников следует с учащимися заполнить таблицу уже известных многогранников.
№ | Наименование многогранника | В | Р | Г | Эйлерова характеристика |
1 | Тетраэдр | 4 | 6 | 4 | 4 -6 +4 = 2 |
2 | Параллелепипед | 8 | 12 | 6 | 8 – 12 + 6 = 2 |
3 | Куб | 8 | 12 | 6 | 8 – 12 + 6 = 2 |
3) Вводится понятие призма, что это тоже многогранник, а также ее элементов: высота призмы, боковые грани, боковые ребра (в соответствие с п.27).
Раздать на парту модели пирамиды или призмы и дать возможность самостоятельно подсчитать Эйлерову характеристику.
Затем сделать вывод на основании вычислений, как подсчитать число вершин, ребер и граней для любой пирамиды и любой призмы и продолжить заполнение таблицы.
№ | Наименование многогранника | В | Р | Г | Эйлерова характеристика |
4 | n-угольная пирамида | n + 1 | 2n | n + 1 | n + 1 – 2n + n + 1 = 2 |
5 | n-угольная призма | 2n | 3n | n + 2 | 2n – 3n + n + 2 = 2 |
Равенство, которое выражает Эйлерову характеристику, было им доказано в 1752 году.
И оно верно для произвольного выпуклого многогранника. Наряду с ними существует невыпуклые многогранники.
Дается определение в соответствии с п.25 и рис. 67, 68, 69.
4) В любом многограннике сумма всех плоских углов при каждой его вершине меньше 3600.
Доказать это можно с помощью разверток, например, тетраэдр. Очевидно, что
Параллелепипед (прямоугольный).
Вопрос: Сколько углов имеют общую вершину? (Ответ: три, причем все по 900)
Вывод: 900 + 900 + 900 = 2700 < 3600
5. Закрепление изученного материала
Контрольные вопросы.
- Объясните, что такое: а) многогранник; б) поверхность многогранника.
- – Какой многогранник называется выпуклым?
- Дан куб – выпуклый многогранник (проверьте). Как, имея пилу, получить из деревянного куба модель невыпуклого многогранника?
- Дан выпуклый многогранник. Что называют: а) его гранью; б) его ребром; в) его вершиной?
- Назовите известные вам многогранники. а) Выпуклым или не выпуклым является каждый из них? б) Сколько граней, ребер и вершин у каждого?
- Дан квадрат. На нем как на основании построены куб и пирамида. Сколько вершин, ребер и граней в полученном многограннике? Является ли он выпуклым?
- В = 9; Г = 9; Р = 16; 9 – 16 + 9 = 2. Да.
- Два тетраэдра имеют общую грань и расположены по разные стороны от нее. Сколько вершин, ребер и граней в полученном многограннике? Является ли он выпуклым? В = 5; Г = 6; Р = 9; 5 – 9 + 6 = 2. Да.
- Сколько трехгранных, двугранных и плоских углов: а) у тетраэдра; б) у параллепипеда;
6. Решение задач (применение знаний в стандартной ситуации)
№ 219. Дано: ABCDA1B1C1D1 – прямоугольный параллепипед, АВ = 12 см, ВС = 5 см, угол между АС1 и (АВС) 450 (рис. 3).
Найти: ВВ1
Решение: Проекций АС1 на плоскость (АВС) является АС (СС1 + (АВС), значит, АС СС1). Значит, < CАС1 = 450. Имеем: АСС1 прямоугольный и равнобедренный АС=СС1=ВВ1. Найдем АС:
АС = АВ2 – ВС2 = 144 + 25 = 13 см. Значит, СС1 = ВВ1 = 13 см. (Ответ: 13 см.)
№ 220. Дано: ABCDA1B1C1D1 – прямоугольный параллелепипед, АВ = ВС, АС = 24 см, BD = 10 см, АА1 = 10 см (рис. 4).
Найти: большую диагональ.
Решение: Большая диагональ АС1 (так как большая диагональ ромба АС является проекцией диагонали АС1, чем больше ее проекция, тем больше ее наклонная).
АСС1 – прямоугольный треугольник. (Почему?)
АС1 = АС2 + СС12 = 242 + 102 = 676 = 26 см. (Ответ: 6 см.)
№ 223. Дано: ABCDA1B1C1D1 – куб, ABC1D1 – сечение. SABC1D1 = 64√2 см2 (рис.5).
Найти: АВ; АС1.
Решение: ВС1 = х2 см. SBC1D1 = АВ * ВС1 = х*х*2, х2v2 = 642, х = 8, АВ = 8см.
АС1 = АВ2 + ВС12 82 +(8 2)2 = 64 * 3 = 83 см. (Ответ: АВ = 8 см, АС1 = 83 см.)
Домашнее задание. П. 25, 26, 27.
Вопросы: 1, 2, к гл. III. № 220 (решение на стр. 6); № 295 (а, б); № 295 (в, г) – по желанию, для более подготовленных учеников.