Урок окружающего мира по теме "Как Россия у Европы училась". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тип урока: изучение нового материала.

Цель: Формировать у детей целостное представление об эпохе Российской империи как части истории России.

Задачи:

1) овладение картиной мира: познакомиться с культурой России 18–19 в.в., сравнить достижения культуры и науки России и Европы;
2) чувственно – эмоциональное отношение к миру: помочь учащимся оценить самобытность русской культуры, рассмотреть влияние реформ Петра 1 на развитие культуры России;
3) воспитывать чувство гордости за свою страну и предков;

Оборудование и материалы: карточки для работы в группах, учебник “Окружающий мир”,
Вахрушев А.А., ч.2 “Мое Отечество”, рабочая тетрадь к нему;
ПК с выходом в Интернет (сервис – LearningApps.org); интерактивная доска (ИД),
ММ– проектор; презентации МРР; звукозапись – П.И.Чайковский “Щелкунчик” (Па-де-де.Вступление); карточки с терминами и именами урока, звукозапись песни “Дядя Петя” для физкультминутки – http://viki.rdf.ru/item/1434/download/

План урока:

1. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

2. Повторение изученного.
2.1. Лента времени.
2.2. Повторение правил работы в группах.
2.3. Интерактивное задание “Причины и следствия реформ Петра 1”.

3. Постановка проблемы урока.
4. Версии детей, актуализация знаний.

5. Поиск решения проблемы, открытие нового знания.
5.1. М. В. Ломоносов – гений русской науки.
5.2. “Золотой век русской культуры.”

6. Выражение решения проблемы, применение новых знаний.
7. Итог.
8. Домашнее задание.
9. Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Настрой на урок:

Я все знаю, умею. У меня все получится.

Девиз урока: Дорогу осилит идущий.

3. Повторение ранее изученного.

Лента времени (учебник с. 6–7).

– Как называется участок “реки времени”, на котором мы находимся?

– Что происходит с течением “реки времени” в годы правления Петра I?

На доске открывается карточка с именем “Петр I”. В ходе всего урока открываются другие карточки с именами и названиями и составляется кластер .

– Какими качествами должен обладать человек, чтобы изменить жизнь целой страны?

(Трудолюбие, требовательность, настойчивость.) (Презентация) Слайд 2.

– А.С.Пушкин писал о Петре I:

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник –
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

2.1 Причины реформ Петра I.

  • Повторение правил работы в группе.
  • Задание “Найди пару”.

Интернет-сервис Learning Apps.org, интерактивная доска;

2.2. Работа в группах по карточкам + по 1 человеку от группы – работают на ИД. (Приложение 1)

Проверка с объяснением

3. Постановка вопроса урока:

Тема урока “Чему училась Россия у Европы?”

– Какой была культура России в допетровские времена?

Найдите и прочитайте об этом в учебнике с. 74.

–Что значит “самобытность”?

Работа со словарем.

– Русь жила по православным законам, соблюдала обычаи и традиции. Издревле люди украшали свои дома, строили храмы и города вокруг них. Развивались ремесла, появилось книгопечатание…

– Какой вопрос возник у мальчика Илюши?

(Россия забыла свою культуру и приняла другую?)

– Давайте и мы постараемся ответить на него в течение нашего урока. Слайд 3.

4. Версии детей, актуализация знаний.

3 предположения:

  • Россия отказалась от своей культуры и переняла европейскую.
  • Россия не отказалась от своей культур и не приняла европейскую.
  • Россия частично отказалась от своей культуры и частично приняла европейскую.

Физкультминутка.

Звучит звукозапись песни “Дядя Петя” (о Петре I и г. Санкт-Петербурге).

Дети повторяют танцевальные движения.

5. Поиск решения проблемы

5.1. М. В. Ломоносов – гений русской науки.

– В следующей части урока мы понаблюдаем, изменилось ли что-либо в культуре России после реформ Петра I в XVIII и начале XIX вв.?

– Давайте попробуем создать свой виртуальный музей о жизни великих людей России XVIII века…

– О ком это сказано, узнайте:

а) “Страстно любил науку, но думал и заботился исключительно о том, что нужно было для блага его родины…” (Н.Г. Чернышевский)

б) “Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом”. (А.С. Пушкин) (О М.В.Ломоносове)

Слайд 4.

Задание группам: Пользуясь иллюстрациями в учебнике (с.76) восстановите текст, который лежит у вас в конверте. (Приложение 2)

(В группах – деформированные тексты, соответствующие иллюстрациям в учебнике.)

Проверка: Один ученик из группы читает восстановленный текст.

Вывод: Ломоносов – гений русской науки.

Слайд 5.

5.2. “Золотой век русской культуры”.

Слайд 6.

– Что объединяет этих людей?

(Это литераторы.)

Слайды 7–9.

Мини-сообщения детей.

Примерный текст сообщений дается в Приложении 3.

Вывод: Их талант развивался на богатых русских традициях.

Они создали русский литературный язык, которым мы пользуемся.

Но без хорошего европейского образования это было бы невозможно.

Звучит музыка П.И. Чайковского.

Релаксационная пауза (2 мин.) Звук становится тише.

Слайды 10–28. “Картинная галерея”.

Слайд-шоу картин Васнецова В.М., Шишкина И.И., Брюллова К.П.

– Картины, которыми мы сейчас любовались, хранятся в Москве в Третьяковской галерее и в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Слайды 29–30.

– Мы в зале русской живописи 18 и 19 в.в.

Сообщения детей: Васнецов В.М. Слайд 31.

Шишкин И.И. Слайд 32.

Брюллов К.П. Слайд 33.

– Музыку, что мы слышали, написал Петр Ильич Чайковский. Это “Па-де-де.Вступление” из балета “Щелкунчик”.

Сообщение о Чайковском П.И. Слайд 34.

– Балет “Щелкунчик” идет на главной сцене страны – Большом театре. Слайды 35–36.

– Один из крупнейших в мире театров оперы и балета. Первая труппа создана в 1776 году. Здание горело, менялась старая сцена на новую, но театр жил. Последние 6 лет был закрыт на реконструкцию . 28 октября 2011 года открылся вновь.

– Не только в искусстве появилось много новых имен . В науке тоже совершалось множество открытий.

Сообщения детей: Менделеев Д.И. Слайды 37–38.

Карамзин Н.М. Слайды 39–40.

6. Выражение решения проблемы, применение новых знаний.

Русские традиции + европейская образованность = расцвет русской культуры, который назвали “Золотой век русской культуры”.

Обращение к кластеру на доске:

Работа в тетради: с. 36, п. 3.

– Обсудите в группе мнение, что “19 век по праву называют “золотым веком русской культуры”.

Запишите свой ответ.

Проверка.

7. Итог.

– Вернемся к вопросу урока:

Можем ли мы сказать, что к концу XVIII в. Россия отказалась от своей культуры и приняла только европейскую?

– Какая версия оказалась верной?

Вывод: Россия взяла лучшее из традиций и культуры Европы и дополнила этим свою самобытную культуру.

– Сравним наш вывод с учебником – с. 78.

– Петр I был человеком, конечно же, талантливым. А только талантливый человек может изменить не только свою жизнь, а историю целой страны. Люди, чьи имена сегодня звучали, свои необычайные способности использовали на благо своей родины.

– Ломоносов говорил: “За то терплю, что стараюсь защитить труды Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство”.

Преобразования Петра 1 (Великого) укрепили Россию, заставили уважать нашу страну во всем мире.

Ведь именно с петровских времен на кораблях и зданиях стал развеваться российский трехцветный флаг с двуглавым орлом на гербе, Андреевский флаг.

Петр I “проделал” славный путь от Петра I до Петра Великого.

Продолжила его дела императрица Екатерина II – Великая.

8. Домашнее задание: представьте себе, что Петр I попал в наше время. Что бы вы рассказали ему о жизни России после его реформ. Напишите мини-сочинение.

9. Рефлексия:

– Что понравилось на уроке
– Что интересного узнали?
– Что было трудно.

10. Оценивание работы:

– самооценка и взаимооценка работы в группах,
– оценивание работы учащихся учителем.

Используемая литература.

  1. Данилов Д.Д. Методические рекомендации к урокам окружающего мира в 3 классе “Мое Отечество”; Москва, БАЛАСС, 2011.
  2. Моя первая русская история. Составитель Головин Н.Н. Москва, Терра, 1999.
  3. Твоя Россия. Учебник-хрестоматия по истории 3 класс. Составители Чутко Н.Я., Родионова Л.Е. Ассоциация “Духовное возрождение”, 2001.