Пояснительная записка: На данном уроке учащиеся знакомятся с историей возникновения и развития грима, знакомятся с профессией гримера. При сообщении новой темы используется презентация (Приложение 1). В практической работе учащиеся самостоятельно изготавливают грим из доступных материалов по инструкции (Приложение 2), а затем выполняют грим по заданным образам. Практическая работа музыкально оформлена (Приложение 3). Урок способствует сплочению коллектива (т. к. работают коллективно по 3-4 человека), корректирует психологическое состояние ученика, помогает избавиться от комплексов. Поддерживает интерес к предмету, развивает эстетическое воспитание. Ребята используют такие средства выразительности: композицию, цвет, линию, штрих. На основании этого можно дальнейшую работу на уроке строить, учитывая индивидуальные особенности учащихся.
Заканчивается урок фотоссесией и просмотром своих работ на компьютере. Данная разработка урока может быть использована на уроках изобразительного искусства, на школьных праздниках, на занятиях дополнительного образования с целью ознакомления, закрепления умений и навыков учащихся.
Цель урока: помочь детям освоить выразительные возможности грима, а также умение им пользоваться.
Задачи урока:
- Обучающая: помочь обучающимся осознать важность применения грима в актерской профессии, познакомить школьников с разнообразными видами грима, техникой его наложения.
- Развивающая: помочь развить творческую и познавательную активность.
- Воспитывающая: помочь воспитать эстетический вкус и художественный вкус обучающихся через познание грима и перевоплощение в образы.
Тип урока: урок-презентация.
План урока:
- Организационный момент. (1–2 мин.)
- Сообщение новой темы (15 мин)
- Практическая работа. (20 мин.)
- Подведение итогов. (2–3 мин)
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
– Давайте с вами настроимся на работу; (В качестве приветствия используется музыкально-двигательная импровизация “7 прыжков”, в которой школьники приветствуют друг друга каждый раз по-разному, в образе определенного персонажа (как мушкетеры, как солдаты, как сказочные герои и т. д.).
2. Проверка готовности к уроку.
II. Сообщение новой темы.
Тема нашего урока – “Изобразительные средства актерского перевоплощения: грим”. (Слайд 2) Грим это когда красят лицо, изменяют. Чаще всего он встречается в театре. А для чего он нужен? (Ответы детей.)
Что бы было интересно. Грим меняется на разных спектаклях. Каким должен быть грим решает режиссер вместе с театральным художником. Когда вы играете в какую-нибудь игру, вы всегда становитесь кем-то. То разбойником или пиратом, то феей – колдуньей или принцессой. С давних времен люди подметили, что быть кем-то, играть кого-то легче в маске или загримироваться. Правильно подобрать грим – большое и тонкое искусство. Главное – не переборщить. Создание живого, реалистического, художественного образа – процесс очень сложный; работа над ролью приносит актеру большую творческую радость, но в тоже время несет с собой и “муки творчества”, требует длительных, упорных поисков, непрерывного серьезного труда. Правильно наложенный грим развивает эстетический вкус. Порой можно обойтись и без него. (Слайд 3)
Из грима можно использовать накладные бороды и усы, накладные носы, приклеенные родинки, театральные блестки. Грим является одним из компонентов построения образа, на нем лежит задача оформить лицо актера и, в зависимости от трактовки роли, придать ему такую выразительность, которая способствовала бы максимальному и всестороннему раскрытию образа. Следовательно, композиция грима есть такая организация выразительных средств, применительно к пластическим данным лица актера, которая способствует наибольшей конкретизации и наглядности образа в определенной его трактовке, возникающей на основе общего творческого замысла и плана постановки.
Что такое грим? Грим – от французского grime, буквально – забавный старикан, от староитальянского grimo – морщинистый – искусство изменения внешности актера, преимущественно его лица, с помощью гримировальных красок, пластических и волосяных наклеек, парика, прически и др. (Слайд 4)
Грим не может быть найден в готовом виде оторвано от образа, вне его. Актер, используя грим как один из элементов художественной выразительности при построении образа, должен включить работу над гримом в свой творческий путь по созданию образа. Удачно найденный и хорошо выполненный грим влияет на творческое самочувствие актера и нередко дает ему толчок к решению роли. Давайте подробно рассмотрим изменения человека при помощи грима. Как создается сценический образ.
Грим для кино.
Искусство грима в кино имеет свою особенность Грим для театра и сцены, всегда грубый и условный, а в гриме для кино увеличенное изображение на экране требует особенно тщательной и кропотливой работы гримера. Современный грим для кино приближается к гриму для непосредственного восприятия вживую, и даже пластические детали все чаще делаются из полупрозрачных силиконов, чтобы быть максимально похожими на человеческую плоть (Слайды 5–15).
История грима восходит к народным обрядам и играм, требовавшим от участников внешнего преображения. Традиционный, условный по рисунку и краскам грим некоторых форм китайского, индийского, японского и др. театров Востока, связанных при своем возникновении с древнейшими военными ритуальными обрядами, частично сохранился в этих театрах до настоящего времени. Народные актеры средневековья (скоморохи, жонглеры и т. д.) раскрашивали лица сажей, красящим соком растений. Примитивно-реалистическим гримом пользовались участники средневековых мистерий, моралите (XV–XVI вв.).
Искусство грима.
Применение грима идет с давних времен от народных обрядов, где участникам требовалось видоизменять свою внешность. Классический по рисунку и краскам грим некоторых форм китайского, индийского, японского театров, связанных при своем возникновении с древнейшими ритуальными обрядами, сохранился в этих театрах до наших дней. Актеры средневековья раскрашивали лица сажей, соком растений. Примитивным гримом пользовались участники средневековых мистерий, моралите. Идеализированный грим был создан театром классицизма. Во второй половине восемнадцатого века пытались придать гриму большую характерность, индивидуальную яркость. Но лишь развитие реализма в театре создало основу для искусства грима. Произведения Гоголя, Островского и др. требовали от актера умения создать грим – изображение, обобщающий индивидуальные и социальные черты человеческого образа. Настоящими мастерами грима были русские актеры В. В. Самойлов, А. П. Ленский, В. Н. Давыдов и др. Огромную роль гриму в своих работах придавал К. С. Станиславский. В практике Московского Художественного театра искусство грима было важнейшим компонентом режиссерского замысла спектакля. С тех пор появляется новая должность художника-гримера, творческого помощника режиссера и художника. Гигантский вклад в развитие искусства грима в русском театре внесли гримеры-художники М. Г. Фалеев, Н. М. Сорокин, И. В. Дорофеев и др. Создатель теоретических основ грима в СССР являлся художник-гример Раугул. Существует 2 вида грима: живописный и объемный (пластический). Живописные приемы грима используют лишь краски для имитации объема – нужные впадины и выпуклости рисуются на лице, и меняется цвет кожи. При объемном гриме используются наклейки, подтяжки, а также различные постижерные изделия – волосы, парики.
Театральный грим. (Слайд 16–17)
Одна из специфических особенностей театра – это необычайная конкретность его образов, которые создаются живым действием играющих актеров. Все выразительные средства театра, в том числе и грим, способствует этой конкретизации образов. Посредством грима актер может изменить свое лицо, придать ему такую выразительную форму, которая поможет актеру наиболее полно и всесторонне вскрыть сущность образа и в наиболее наглядном виде донести до зрителя. В театре парик, а также наклейки – усы, борода, бакенбарды – одна из самых выразительных частей грима. Изготовление париков и наклеек – сложная, кропотливая работа. В штате театра гример также необходим, как режиссер или актеры. Именно гример колдует над лицами актеров перед спектаклем, помогая создать нужный образ. Благодаря умело наложенному гриму можно изменить овал лица, состарить актера или наоборот сделать его моложе, подчеркнуть черты характера героя пьесы. Некоторые актеры гримируются самостоятельно. Для того, чтобы удачно загримироваться, актер должен не только хорошо знать свое собственное лицо, но и учесть характер того персонажа, образ которого ему предстоит воплотить на театральных подмостках.
Вопрос: В чем же заключается задача грима? (В том, что при помощи целого ряда приемов, грим помогает артисту отразить в мимике лица характерные особенности роли и зафиксировать их гримом.)
III. Практическая работа. (Слайд 18)
Образный фантазийный макияж во многом сходен гримом в театральных спектаклях-сказках. Темы его могут быть такими: “Осень”, “Весна”, “Зима”, “Снегурочка”, “Карнавал”, “Ласточка”, “Лиса”, “Роза”. При выполнении практической работы по определенной теме нужно хорошо изучить следующий материал:
- анатомическое строение лица, мышц,
- мимические выражения (грусть, радость, злость, гнев),
- схемы грима (молодое, красивое, старческое, худое, полное лицо),
- лицо и прическу.
А сейчас я объявляю конкурс гримеров. Каждая команда выбирает актера и гримера, которого при помощи грима надо превратить в сказочный персонаж Бабу-Ягу. Время ограничено.
IV. Подведение итогов. (Заканчивается урок фотосессией и просмотром своих работ на компьютере.)
Сегодня на уроке вы на практике убедились, как при помощи грима можно перевоплотиться в другой образ. Надеюсь, эти знания вам помогут в дальнейшем.