1. Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа.
2. Основные термины и понятия: милосердие, взаимопомощь, сострадание, закят, бодхисатва.
3. Задачи урока:
- Формирование понимания, каким должен быть настоящий человек в современном обществе, его моральные и духовные ценности.
- Дать знания о том, как разные религии учат милосердию, состраданию и помощи людям.
- Учить работать с учебным текстом, выделять главные мысли, ключевые слова. Учить структурировать полученные знания.
- Учить связно, грамотно, культурно излагать свое мнение по заданной теме; выслушивать и принимать точки зрения одноклассников, находить общий язык при работе в парах, коллективном обсуждении.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие.
II. Актуализация знаний к теме урока, сообщение темы с мотивирующим приемом.
На доске листы со словами по темам прошлых уроков и 3 слова из новой темы. Дети по очереди выходят к доске, берут один лист и распределяют понятие к одной из религий (объясняя если нужно – если возникнут разногласия) почему именно к этой религии. Слова: причащение, Кааба, Стена Плача, нирвана, троица, мечеть, хала, трипитака, кулич, хадж, коран, Синагога, лама,закят, коран, шабат, песах, Гаутама, бодхисатва.
Слова новой темы: закят, бодхисатва.
Если дети не смогут определить куда отнести новые слова, то оставляем их в другой стороне доски. Если определят, то затем вернуться и проверить, после изучения темы (правильно ли определили).
Переход к новой теме осуществляется с диска ОМРК 4 иллюстрации. Дети обсуждают увиденное и приходят к теме урока “Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь”– Презентация. Слайд 1.
Что узнаем? Если не скажут прочитать с. 72 учебника.
А) Коллективная работа над понятиями темы: милосердие, забота, взаимопомощь.
– Что такое милосердие?
– К кому мы проявляем милосердие?
– Кому нужна наша забота?
– Как вы понимаете взаимопомощь?
Слайд 2.
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия
Миловать – щадить, прощать кому-нибудь вину
III. Совместное “открытие” знаний.
Б) Милосердие в религиях.
Христианство.
Диск ОМРК притча о добром самарянине (слушают и смотрят).
Слайд 3.
Что такое милосердие в христианстве?
Можно ли научиться милосердию?
А надо ли учиться милосердию? Зачем?
Как стать милосердным?
Как же другие религии учат милосердию? Где это узнать?
Дети работают с учебником в парах находят информацию и представляют ее на обсуждение классу. По ходу представления учитель добавляет используя презентацию.
Ислам.
- Очень часто люди, произнося слово “взаимопомощь”, обращают внимание на его первую часть и ждут, когда сделанное ими добро к ним вернется.
- Однако пророк Мухаммад призывал помогать людям бескорыстно:
- “Почему вы совершаете добро только тем, кто делает вам добро, и относитесь хорошо только к тем, кто относится к вам хорошо? Почему вы разговариваете только с теми, кто разговаривает с вами? Почему вы почитаете только тех, кто оказывает вам почет? Ни одному из вас не дано преимущества над другим. Поистине, уверовавшие – это те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, это те, которые делают добро даже тем, кто причинил им зло, это те, которые прощают даже тех, кто лишил их и отказал им, это те, которые доверяют даже тому, кто их предал, это те, которые оказывают уважение даже тому, кто их унизил”.
В) Притча “Стакан молока”.
Слайды 5–10.
– Как выдумаете, как могла закончиться эта история?
Слайд 11. (Концовка притчи.)
Делимся впечатлениями.
Г) Милосердие мусульманина (обсуждение).
Слайд 12.
- Закят
- Милостыня
Что значит каждое из понятий?
В чем их отличие?
Слайд 13. (Комментированное чтение.)
Для каждого мусульманина есть обязательный размер пожертвований – это закят.
Эта сумма варьируется в зависимости от благосостояния мусульманина.
Закят – это материальная помощь ближнему.
Но каждый мусульманин может и должен творить дела милосердия.
Вот хадис об этом:
“Каждая частичка человеческого существа должна творить милостыню, каждый день
с восхода солнца;
справедливо рассудить двух людей – это милостыня;
доброе слово – это милостыня;
каждый шаг по направлению к мечети – это тоже милостыня”.
Иудаизм.
- Однажды рабби Буним услышал о благочестивом и начитанном человеке, который жил в великой бедности, и устроил так, чтобы провести субботу в доме этого человека. Он приобрел посуду, заказал еду и даже уговорил хозяина дома принять в подарок новую одежду. Прощаясь, рабби Буним дал ему значительную сумму денег, но тот отказался, пояснив, что и так уже получил от рабби более чем достаточно.
- “Этот дар, – сказал рабби Буним, – предназначен не тебе, а мне. Именно так я могу выполнить заповедь милосердия. Тот, кто не в состоянии выносить зрелище бедности, должен облегчить свое душевное беспокойство, помогая ближнему своему, и тогда печаль покинет его сердце”.
Слайд 14–15. (Комментированное чтение.)
Рут собирает колосья на поле Боаза, Боаз приказывает жнецам не обижать ее и оставлять ей больше колосьев
- Известный русско-еврейский писатель и политический деятель Владимир Жаботинский (1880–1940) считал, что в Торе содержится конкретный и мудрый план создания справедливого общества. Он верил, что современное общество должно строиться на принципах справедливости, содержащихся в Торе. В качестве одного из основных принципов В. Жаботинский выделял принцип “колоска”:
Буддизм.
- Авалокитешвара (Владыка, Взирающий на Мир) – воплощение милосердия и сострадания в буддизме. Его часто изображают с одиннадцатью лицами.
- Согласно легенде, однажды он спустился в ад и увидел страдания его обитателей. От ужаса голова Авалокитешвары раскололась на 10 частей.
- Будда Амитабха собрал эти части, превратил их в отдельные головы – девять мирных и одну гневную, для решительных действий. Сверху он скрепил их своей собственной головой.
- Каждая из голов имеет три глаза, что указывает на способность Авалокитешвары охватывать взглядом все сферы мироздания. Кроме того, у Авалокитешвары – тысяча рук, а в ладони каждой из них есть глаз. Благодаря этому он обладает даром всеведения и всегда готов прийти на помощь.
Слайд 16–21. (Комментированное чтение.)
Бодхисатва
(“Существо, стремящееся к просветлению”.)
- Существо, принявшее решение стать буддой, чтобы достичь нирваны и помочь другим выйти из цепи перерождений.
- Будущий бодхисатва, которым может быть не только человек, но и любое другое существо, дает однажды великий обет достичь Просветления и избавить все существа от круговорота сансары.
- В поэме буддийского поэта и философа Шантидэвы (8 в.) бодхисатва обещает использовать накопленные им заслуги для облегчения страданий живых существ и служить лекарством, врачом и сиделкой всем, кто еще не избавился от болезней сансары;
- он хочет быть защитником нуждающихся в защите, проводником блуждающих в пустыне, кораблем, пристанью и мостом для ищущих берега в море сансары, светильником слепых, ложем уставших и слугой всех нуждающихся.
Танка с изображением Тары – женщины-бодхисатвы сострадания, родившейся, согласно легенде, из слезы бодхисатвы Авалокитешвары.
Рефлексия: вернемся к словам – закят и бодхисатва, куда же они все-таки относятся и что обозначают?
Если останется время “Игра – собери пословицы”. На пары дается карточка с пословицами, необходимо найти пары, зачитать и объяснить одну из них.
Слайд 22. Домашнее задание.
Профессии милосердия
Какую профессию ты считаешь милосердной, почему? Хотел бы ты иметь такую профессию?
Примечание.
1) Используемый учебный материал
– Список учебной литературы для учителя:
- “Основы мировых религиозных культур” под ред. Е.С.Токаревой
- “Основы православной культуры” А.В.Кураев
- “Основы буддийской культуры” В.Л.Чимитдоржиев
- “Основы иудейской культуры” М.А.Членов, Г.А.Миндрина, А.В.Глоцер
- “Основы исламской культуры” Д.И.Латышина, М.Ф.Муртазин
– Учебные пособия для учеников:
- “Основы мировых религиозных культур” под ред. Е.С.Токаревой
– Видео– и аудиоматериалы:
- Диски к различным модулям – при подготовке учителем презентации
- Диск “Основы мировых религиозных культур” при подготовке домашнего задания.
Приложение. Фото к уроку.