Задачи урока:
а) познавательные:
- Освоить и применять экосистемную познавательную модель в учебных и повседневных ситуациях;
- Выявлять экологические противоречия в окружающей среде, узнавать их, объяснять, исследовать, обосновывать пути их решения;
- Прогнозировать и оценивать экологические последствия деятельности для состояния окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.
б) регулятивные:
- Организовывать и управлять действиями, поведением, деятельностью в окружающей среде на основе принципа предосторожности в целях опережающего предупреждения их негативных последствий;
- Контролировать и оценивать результаты такой деятельности;
- Переносить знания и умения в новую ситуацию, использовать их в разных сочетаниях.
в) коммуникативные:
- Принимать коллективные решения;
- Вести экологическое просвещение в своём окружении, убеждать окружающих людей в важности и ответственности за питомца взятого в семью.
г) личностные:
- Называть противоречия экологического сознания “Хочу щенка – надо ухаживать”;
- Осуществлять рефлексивно-оценочную деятельность.
Ход урока
1. Введение в тему.
А) Отгадайте, о ком сегодня пойдёт речь на уроке?
Они приносят человеку пользу, либо как источник материальных благ и услуг, скрашивают его досуг. Могут жить с человеком. (Животные)
2. Задания на классификацию:
– Какие бывают животные по способу питания? (хищники, растительноядные, всеядные)
– Какие животные живут в городе? Заполните таблицу.
ПТИЦЫ |
НАСЕКОМЫЕ |
ЗВЕРИ |
||
Дятлы | комары | собаки | ||
Воробьи | муравьи | белки | ||
Сороки | бабочки | барсуки | ||
Вороны | мухи | мыши |
– Где можно их встретить? (на зелёных островках города)
3. Рассмотрите карту нашего микрорайона.
Отметьте условными значками места обитания животных. Практическая работа. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
– На какие 2 группы можно распределить животных по месту обитания? (домашние и дикие)
- Сегодня на уроке мы поговорим о том, как живётся животным в городе. Каждой группе будет задан проблемный вопрос. Необходимо подготовить на него ответ.
4. Проблемные вопросы группам:
1 группа
ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕК ЗАВОДИТ ЖИВОТНОЕ?
- Пища (молоко, яйца, мясо); одежда (шерсть, кожа)
- Охрана жилища, защита, сельскохозяйственные работы;
- Помощь больным и престарелым;
- Любовь и радость для детей и взрослых.
Сообщения детей о своих питомцах.
Вывод: Животное для городского жителя — необходимаячасть природы.
2 группа
ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ НА УЛИЦЕ
- Как они там оказались?
- Что они делают?
- Где ищут пропитание?
- Где живут? Спят? Что едят?
- Разносчики болезней.
Вывод: жестокое обращение людей, безразличие, безответственность.
3 группа
КАКУЮ УГРОЗУ НЕСУТ БРОДЯЧИЕ ЖИВОТНЫЕ?
- Агрессия. Нападение на человека
- Инфекционные болезни
Вывод: Нельзя подходить к собаке, находящейся на привязи, трогать и гладить чужих собак.
5. Составление памятки
Памятка. Как вести себя при встрече с бродячими животными?
- Остановиться и постараться понять, чем недовольно животное.
- Встать боком к собаке.
- Не делать резких движений, позвать хозяина (если он находится поблизости)
- Не пытаться бежать, не поворачиваться к собаке спиной.
- Не пытаться кричать, махать руками, не смотрите ей в глаза.
- Уходите от собаки медленно, не ускоряя шага.
- Если собака готовится прыгнуть, защитите горло, выставив вперёд локоть и прижмите подбородок к груди.
- Если собака укусила, немедленно обратитесь в травмопункт.
6. Подведение итогов.
Городским жителям необходимо общение с природой. Именно поэтому люди заводят домашних животных.
Чтобы им было комфортно с вами надо соблюдать правила:
- опасно трогать собаку, когда она ест, у которой есть щенки, замахиваться на хозяина собаки, обходить места массового выгула собак.
К сожалению, бездомные собаки есть, но чтобы себя обезопасить, надо быть готовым к встрече с ними.