Пояснительная записка
Программа курса рассчитана на 17 часов.
Настоящая программа разработана для обеспечения предпрофильной подготовки 5-9 классов гуманитарного профиля.
В системе общего среднего образования русский язык занимает ведущее место среди предметов гуманитарного цикла в силу той роли, он играет в жизни нашего общества, становлении и развитии личности ребенка.
Обучение языкам обеспечивает формирование коммуникативной культуры ученика, способствует развитию его познавательной, нравственной и эстетической культуры, является основной подготовки к поступлению в высшее учебное заведение независимо от профилизации.
Русский язык в системе общего среднего образования в национальной школе занимает особое место, что обусловлено его функциями, является средством межнационального общения, средством приобщения учащихся духовным богатством русской литературы и культуры, выступает в качестве посредника между родной и мировой культурой, служит опорой при обучении иностранным языком. Для этого разработана данная программа.
Курс “МИР СЛОВ И МЫ” носит прогностический характер по отношению к профильному курсу русскому языку и повышает вероятность осознанного выбора профессии.
Цель курса: формирование интереса и положительной мотивации к русскому языку путем их ознакомления с видами и способами деятельности, необходимыми для успешного освоения профессиональной подготовки учителя русского языка и литературы.
Задачи курса:
- дать ученику возможность реализовать свой интерес к русскому языку и педагогическому направлению;
- уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранное направление на повышенном уровне;
- создать условия для подготовки к олимпиаде и экзаменам по русскому языку.
Содержание курса реализуется по принципам последовательности и системности. Оно включает два раздела: “В мире слов”, “Лингвистика и особенности гуманитарного образования”. В процессе реализации данных разделов, с одной стороны, происходит углубление и расширение содержания базовых программ основной школы по русскому языку, с другой– осознание особенностей профессии школьного учителя.
Программное содержание курса.
Раздел 1. “ В мире слов”.
Тема 1. Зачем мы изучаем русский язык?
Предлагается на контрольных текстах (о значении русского языка) поразмышлять самостоятельно о значении русского языка в жизни человека. Размышления фиксируются в дневнике впечатлений. Для логики размышлений предлагаются вопросы – ориентиры:
Как вы понимаете: русский язык – язык межнационального общения?
В чем причина бессмертия классики русской ли; натуры?
Что вы можете сказать об изучении русского языка?
Тема 2. Лексические синонимы.
Формирование понятия о синонимах смысловых, стилистических и контекстуальных. Дается понятие о стилистических синонимах. Проводится игра “Стилистическая эстафета”, игра “ Списки синонимов”.
Тема 3. Исконно русские и заимствованные слова.
Понятие начинается с краткого вступительного слова учителя. Далее ведется игра– консультация.
Тема 4. Основные типы словарей. Словари энциклопедические и лингвистические.
Значение проводится в форме обсуждения докладов. С помощью учителя готовят доклады – сообщения о словарях разных типов. Организуется выставка словарей.
Тема 5. Русские ученые – лингвисты.
Ученики из разных источников составляют план сообщения об ученых. Работают в парах, оформляют буклет. Знакомятся с основными работами, дают краткое содержание.
Раздел 2. Лингвистика и особенности гуманитарного образования.
Тема 1. Из истории русской пунктуации.
Работа индивидуальная – написание эссе. Занятие начинается с рассказа учителя о появлении знаков препинания в русском письме. Можно провести викторину, посвященную вопросам пунктуации. В конце занятия каждый ученик о выбранном знаке препинания пишет (эссе).
Тема 2. Человек в мире слов.
Ученики посещают урок русского языка или литературы. Учитель знакомит с классом, какую тему проходят, уровень класса.
После урока обмениваются мнениями об уроке.
Ориентировочные вопросы:
Каким должен быть учитель русского языка?
Что он должен знать?
Как бы вы провели этот урок?
Тема 3. Школьный урок словесности – что в нем особенности?
Моделирование фрагмента урока. Работают в группах. Выбирают учителя, остальные ученики. Учитель выступает как консультант. Тему выбирают по желанию, но урок должен вестись по грамматике.
Тема 4. Профессия – учитель-словесник.
Занятие проходит в виде круглого стола с приглашением учителей и студентов гуманитарного профиля. Знакомятся с профессиями, связанные с учителем русского языка. Главная задача – выявление основных профессиональных качеств педагога искусства и предоставление обучающимся сведений об учебных заведение; республики, профилированных в данном направлении.
Вопросы анкеты:
1. В начале курса
- Почему ты пришел на курс?
– по желанию
– так хотят родители
– в дальнейшем мне нужна данная ягюфессия - Что бы ты хотел узнать в курсе?
- Нужен ли данный курс и почему?
2. В конце курса
- Что понравилось и запомнилось в курсе?
- Узнал ли что-то новое и интересное в этом курсе?
- Помог ли тебе данный курс?
- Сможешь ли ты выбрать данную профессию?
В ходе проведения курса заполняются анкеты, и ведется собеседование.
Примерные вопросы собеседования:
- Интересен ли данный вид работы?
- Затрудняешься ли во время выполнения заданий?
- Какие трудности ты испытываешь?
- Что бы ты еще изменил в данном занятии?
Критериями успешности занятий по курсу “Мир слов и мы” являются
– степень развития интереса к русскому языку
профессии учителя-словесника
– степень проявления способностей к
педагогической деятельности;
– степень проявления самостоятельных взглядов,
позиций, суждений о процессе и результате
гуманитарно-педагогической деятельности.
Перечень учебных пособий, рекомендуемых к использованию в процессе занятий по курсу “Мир слов и мы”
- Энциклопедии для детей. Языкознание. Русский язык. Аванта.М..2000
- Словарь. С.И.Ожегова.
- Орфографический словарь русского языка.
- Введенская T.A.,Баранов М.Т. Русское слово. М.,1987
- Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. М., 1980
- Уроки знаний. Классные часы. Волгоград, 2001
Наименование темы |
Кол-во часов |
Форма проведения |
Задачи профессиональной деятельности |
||
Зачем мы изучаем русский язык? | 1 | Свободная дискуссия | Владение русским языком как основа профессиональной деятельности педагога гуманитарного цикла | ||
Лексические синонимы | 2 | Урок-игра | Выявление значимости педагогической деятельности учителя-словесника для формирования нравственной культуры школьников | ||
Исконно русские и заимствование слова | 1 | Игра-консультация | |||
Интересные буквы алфавита (самая молодая, исчезнувшие) | 1 | Урок -лекция | |||
Основные типы словарей. Словари энциклопедические и лингвистические | 2 | Устные обобщения учащихся с последующей дискуссией (групповая работа) | |||
Русские ученые-лингвисты | 3 | Проблемно-поисковая деятельность; составление планов сообщений. Работа в парах | |||
II раздел. “Лингвистика и особенности гуманитарного образования”. | |||||
Наименование темы | Кол-во часов | Форма проведения | Задачи профессиональной деятельности | ||
Из истории русской пунктуации | 2 | Написание эссе(о знаках препинания) (индивид.работа).Выступления по эссе | Знакомство с жанром эссе | ||
Человек в мире слова | 2 | Посещение урока
р/я и литературы. Внеурочный практикум |
Осознание роли педагогически направленного процесса общения с худ.произведением | ||
Школьный урок словесности – что в нем особенного | 2 | Моделирование школьного урока (фрагменты) Проведение урока по группам | Мотивирование моделирования художественно-педагогической деятельности | ||
Профессия – учитель-словесник | 1 | Круглый стол (встреча со студентами-словесниками, учителями русистами) | Знакомство с образовательной картой республики (гуманитарные направления, специализации) |