Цели: повторить и закрепить знания учеников о придаточных определительных и изъяснительных, познакомить с основными видами придаточных обстоятельственных; развивать речь учащихся через монологические высказывания; пробудить у учащихся интерес к самим себе, самопознанию и самовоспитанию.
Эпиграф к уроку:
Нет большей победы,
Чем победа над собой.
А. М. Горький.
Ход урока
1. Беседа.
- Слова великого Горького являются эпиграфом к нашему уроку. Прочитайте.
Как вы понимаете утверждение Горького? Согласны ли вы с его мнением? Почему?
- Запишите эпиграф. Каким предложением является высказывание Горького.
Определите вид придаточных.
- О чем мы с вами будем говорить?
- От того, как сложится жизнь человека, зависит от него самого. Итак, сегодня мы, повторяя придаточные определительные и изъяснительные, поговорим о самопознании и самовоспитании и познакомимся с придаточными обстоятельственными.
Объявление темы.
Словарная работа.
– Дайте лексическое значение слова «самовоспитание».
Слайд.
Самовоспитание – это осуществляемое человеком управление собственной деятельностью, направленное на изменения своей личности в соответствии с поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями, на возможно более полную реализацию человеком себя как личность. (Краткий психологический словарь. М., 1985).
- Какие слова являются ключевыми в этом определении? Найдите грамматическую основу предложения. К простому или сложному предложению относится данное определение?
-Объясните постановку знаков препинания в данном предложении.
Задание: Замените причастные обороты на придаточные определительные, где это возможно.
- Какое предложение получилось? Укажите вид придаточного.
2. Объяснение новой темы.
- Говорят, что личность начинается, когда человек начинает осознавать свое "я", оценивать свою жизнь, окружающие явления и события. Так ли это?
Действительно, самовоспитание начинается с самооценки и самопознания. Давайте прочитаем стихи Д. Пойя " Как решать задачи".
Д. Пойя "Как решать задачи".
Ваши лучшие пять друзей:
Что? Почему? Где? Когда и Как?
Если вам нужен совет, обратитесь
к ЧТО? обратитесь к Почему?
обратитесь к Где? Когда? и Как?
Больше ни к кому не обращайтесь.
Беседа:
- Какой совет дает автор? И почему нужно обращаться к этим словам?
- К какой части речи относятся данные слова? Сравните предложения.
1. Что ты знаешь о себе? |
|
2. Когда мы становимся взрослыми? |
|
3. Почему свобода - удел сильных? |
|
4. Где же лучше? |
|
5. Как достичь цели? |
|
- По какому принципу распределены предложения в две группы?
- Что объединяют выделенные слова и в чем их различие?
- Какую роль они выполняют в предложении ? Рассмотрите схему.
- Вернемся к предложениям. Укажите виды сложноподчиненных предложений.
Как вы определили?
- Какой член предложения овечает на вопросы косвенных падежей?
-Правильно, к какому придаточному соответствует дополнение?
- Какой член предложения отвечает на вопросы Почему? Когда? и Как?
- Правильно, обстоятельства. На эти же вопросы отвечают и те же значения имеют обстоятельстенные придаточные. Рассмотрите схему на странице учебника (страница 79) и назовите виды обстоятельственных.
Чтение правила (страница 80).
3. Задание: Ответить на вопросы левой колонки так, чтобы получились придаточные обстоятельственные.
1. Что ты знаешь о себе? |
|
2. Когда мы становимся взрослыми? |
|
3. Почему свобода - удел сильных? |
|
4. Где же лучше? |
|
5. Как достичь цели? |
|
Беседа:
- Были ли сложности при выполнении этого задания? Если да, то в чем состояла трудность?
-Что общего между придаточными изъяснительными, определительными и обстоятельственными?
(Средства связи- синонимичные союзы и союзные слова).
-Как их отличить друг от друга? (С помощью вопроса)
Вывод: Если придаточные изъяснительные, определительные относятся к конкретному слову, то придаточные обстоятельственные относятся ко всей главной части.
(Показ слайда).
4. Закрепление темы.
- Человек, который может приказать себе сам, без посторонней помощи, это свободный человек. Его свобода зависит лишь от него самого. Давайте прочитаем историю о храбром юноше Муции.
Притча.
Римский юноша Муций, пытаясь убить этрусского царя Порсену, осаждавшего Рим в 508 г. до н. э., попал в плен(1). Разгневанный царь приказал развести огонь в жертвеннике, чтобы пытать юношу и узнать имена сообщников(2). Муций гордо подошел к жертвеннику и протянул правую руку в огонь(3). Продолжая разговаривать с царем, он держал ее там, пока рука не обуглилась(4).
Изумленный поступком молодого римлянина, показавшего силу воли, Порсена отпустил его и снял осаду с Рима(5). Образ Муция, прозванного Сцеволой (Левшой), вошел в мировую литературу как пример воли, все преодолевшей(6).
Беседа по тексту:
- Какое качество героя подчеркивается в тексте?
- Есть ли такие люди в нашей современности? Знаете ли вы таких людей?
(Примеры из жизни, из художественной литературы).
- Какие предложения содержат придаточные времени и цели? (2- придаточное цели, 4- придаточное времени).
- Какова основная цель этой притчи?
Вывод:
Только свободные от рабства, от страха люди способны на мужество, потому что они себя так воспитали.
5. Каждый человек должен с самого раннего детства усвоить простые истины, которые очень сильно могут повлиять на результат его жизненных усилий и достижений.
Задание (групповое): Составить правила самовоспитания, используя конструкцию "Чтобы воспитать себя, надо..."
- Какое придаточное вы использовали в ваших правилах ? (придаточное цели).
6. Вывод:
- О чем мы сегодня говорили? Что такое самовоспитание? Как воспитать себя?
- С чего начинается самовоспитание?
- От чего зависит то, как сложится жизнь человека? Что может для этого сделать сам человек?
- Какие придаточные называются обстоятельственными?
- Что общего между придаточными обстоятельственными, изъяснительными и придаточными обстоятельственными? Как их отличить?
Подводя итоги, хочу представить следующие стихи:
"Чем больше трудностей в борьбе,
Тем и победа будет краше;
Не в этом ли величье наше,
Чтобы велеть самим себе?"
- Какой совет дает автор? Можно ли соотнести это стихотворение с высказыванием А.М. Горького?
Таким образом, мы с вами сегодня поговорили не только о придаточных обстоятельственных, вспомнили о роли вопросительных и относительных местоимений в предложений, но также поговорили о важной теме- роли самовоспитания в жизни человека. Поэтому каждый день, ежечасно, ежесекундно не уставая воспитывайте себя, совершенствуйте себя.
Домашнее задание: Сочинение "С чего начинается Личность, или Как совершенствовать себя?"
Использованная литература:
- Маленкова Л. И. Классный руководитель (воспитатель): практические материалы.- М: Педагогическое общество России, 2005.
- Дереклеева Н. И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире.-М: ВАКО, 2006.
- Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова- М: Просвещение, 2010г.