Тип урока – комбинированный.
Цели урока:
образовательная – обеспечить усвоение учащимися системы научных знаний по теме “Ледники” во взаимосвязи с другими темами раздела “Гидросфера”;
развивающая – развитие познавательного интереса через создание проблемно-поисковых заданий и ситуаций;
воспитательная – формирование активного отношения к вопросам глобальных проблем человечества.
Задачи урока:
- Установление благоприятного эмоционального контакта с учащимися.
- Актуализация и систематизация знаний по разделу “Внутренние воды”.
- Формирование предметных понятий урока (ледник, гляциология, гляциолог, айсберг, снеговая линия).
- Формирование умения работать по заданному алгоритму.
- Формирование представлений о профессии “Гляциолог” (профориентация).
- Формирование у учащихся умения работать с заданиями на исключение из правил.
- Создание поисковой ситуации и формирование умения учащихся устанавливать причинно-следственные связи.
- Формирование умения работать с картой и географической номенклатурой.
- Формирование межпредметных связей с другими учебными дисциплинами (историей, ОБЖ, экологией).
- Формирование умения учениками понимания практического применения полученных знаний.
Формы, методы и средства обучения:
Формы: объяснение нового материала через систему практических занятий.
Методы: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые.
Средства: физическая карта мира, слайды, научный текст.
Основные представления и понятия – представления о ледниках, как крупных скоплениях воды, классификация ледников, понятия о айсбергах, значение ледников в природе.
Номенклатура – покровные ледники – Гренландия, Антарктида, Исландия.
Межпредметные связи:
с историей – покровное оледенение в Республике Коми, альпийский поход Суворова и ледники в Альпах;
с ОБЖ – правила поведения в горной местности, где есть ледники;
с экологией – глобальные экологические проблемы.
Приложение 1 (дидактическая брошюра к уроку по теме Ледники)