Класс: 7.
Цели урока:
- Формирование умений работать с цифровыми данными в различной форме (табличной, графической) и использовать компьютер как техническое обеспечение информационного процесса;
- Отработка умений и навыков для выявления причин изменения годового хода температур воздуха, для разных городов, отработка умений и навыков по построению графиков EXCEL;
- Развитие умений и навыков применения программы EXCEL на практике;
- Воспитание интереса к родному краю, умения работать в коллективе, развитие эстетического вкуса, гармоничного цветового восприятия.
Оборудование: раздаточные материалы, физическая карта России, атласы, компьютеры.
Ход урока
Организационный момент. 1. Учитель зачитывает отрывок.“В 1862 году, два англичанина Джон и Гарри, решили подняться на воздушном шаре выше облаков.
Шар полетел вверх очень быстро, и, чем выше он поднимался, тем становилось холоднее. На высоте 3 км англичане достигли облаков.
Когда шар летел сквозь облака, исследователи дрожали от холода и сырости. То, что мы называем облаками, есть густой, холодный туман, в котором ничего не видно.
Кончились облака, стало светло, показалось голубое небо и солнце. Облака казались сверху белым, волнистым полем, словно его покрывал снег. Через разрывы облаков кое-где можно было видеть землю, поля, леса, города, море.
Выше облаков было еще холоднее. На высоте 5 км замерзла вода. Дышать стало трудно, в ушах шумело, сердце сильно билось. Но исследователи решили терпеть до последней возможности и не хотели опускаться. Напротив. Они высыпали весь песок из корзинки, так, что шар стремительно пошел вверх.
На высоте 8 км один из них почувствовал сильную слабость, он упал без памяти: воздуха стало недостаточно для дыхания.
А шар все поднимался.
Обоим смельчакам угрожала смерть. На высоте 11 км было -24° мороза, а на земле в это время деревья были покрыты зеленью, и трава пестрела цветами.
Потерявший сознание весь посинел и лежал, как мертвец. Его товарищ, едва дыша, собрал, наконец, последние силы и хотел поднять руки, чтобы взять шнурок от клапана, но они не действовали. Тогда он зубами схватил и потянул шнурок. Клапан открылся – и шар начал спускаться. Через некоторое время оба англичанина спустились на землю”.
Вопросы:
- Почему на такой большой высоте низкие температуры воздуха?
- Почему на высоте людям, находящимся на воздушном шаре, трудно было дышать?
- Как изменяется температура воздуха и давления с высотой?
Вывод: не только на поверхности суши, но ив горах происходят изменения температуры.
Вопросы:
- Какие изменения с температурой происходят на суше?
- Почему разные температуры в разных частях Земли? От чего это зависит?
- А как в течение суток меняется температура воздуха и почему?
- Как найти среднегодовую температуру воздуха?
Вывод: температура воздуха на поверхности Земли зависит от угла падения солнечных лучей.
2. Географическая разминка
- Самый северный город России – Мурманск.
- Столица Российской Федерации – Москва.
- Назовите сибирский город, названный в честь его открывателя – Хабаровск.
- Самый старый и первый город Якутии – Якутск.
В место, где на карте находится город ставим флажки.
? Вопрос к классу: “Ребята, какую программу мы использовали для построения графика? (EXCEL). Почему на этом уроке мы с вами используем программу EXCEL? (программа EXCEL позволяет сэкономить время и представить табличные результаты в графической форме).
3.
Учитель: сегодня на практической работе, которую вы выполните на компьютере, вам предстоит ответить на вопрос:
– совпадут ли графики хода температур воздуха для разных городов? Почему? Сделать вывод.
Работаем в парах. Выбираем пару в ходе мини-игры. На карточках записаны слова, близкие по смыслу (карточки раздаются вразброс, а дети сами находят свою пару):
- Температура – градус
- Постоянные ветры – пассаты
- Море – муссон
- Осадки – град
4. Практическая работа
- Откройте папку Мои документы, найдите файл Пр_работа_климат.
Рассмотрите внимательно открывшееся окно программы: видим 3 рабочих листа. Переключите листы, посмотрите, что на каждом листе вы видите?
- 1 лист – данные
- 2 лист – график
- 3 лист – общий график
- Вернитесь на 1 лист (Данные) и внесите следующие значения температур в таблицу (раздаточные материалы)
- Проанализируйте и сравните полученные данные. Сколько времени вы потратили на уроке для построения и анализа одного графика?
Сохраните работу под именем ПР 1 гео фамилии учащихся.
Заключительная часть урока
Совпадают ли у вас графики хода температур для городов? Почему? В каком городе более низкие температуры воздуха? Почему?
Общий вывод: чем больше угол падения солнечных лучей, и чем ближе город расположен к экватору, тем выше температуры воздуха.