Младшие классы – важнейший период в обучении прочтению метроритмической стороны нотного текста и записи метроритмической стороны музыки. В данный период обучения закладываются основные навыки осознания, прочтения и записи метроритма – проходятся все наиболее употребительные в музыке размеры (2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8) и осваиваются основные ритмические фигуры. Далее, в старших классах, принципиально новый материал не добавляется, усложнение происходит в основном за счет более трудных сочетаний, комбинаций пройденных ранее ритмических фигур и за счет введения усложненных вариантов пройденных ритмических фигур. Так изучаемая в пятом классе ритмическая фигура четверть с точкой и две шестнадцатые фактически является модификацией отработанного во втором классе более простого ее прообраза – четверть с точкой и восьмая, и потому с легкостью осваивается учащимися. Не являются принципиально новым материалом и залигованные ноты (,), изучаемые в шестом классе. Освоение залигованных нот начинается фактически во втором классе при прохождении ритма четверть с точкой и восьмая (), который является простейшим примером залигованной ноты (). Навык работы с четвертью с точкой и восьмой помогает учащимся без особого напряжения освоить указанные выше залигованные ноты. Освоение новых размеров в седьмом классе (сложных – 9/8, 12/8, смешанных – 5/4, 5/8 и переменных) целиком и полностью базируется на знаниях и навыках, полученных при освоении размеров 2/4, 3/4, 4/4, 3/8 и 6/8, пройденных в младших классах. Сложные, смешанные и переменные размеры также без труда усваиваются учащимися, если были хорошо проработаны лежащие в их основе 2/4, 3/4, 4/4, 3/8 и 6/8.
Основные методические принципы, лежащие в основе обучения чтению и записи метроритма
Одним из главных принципов является опора на ясное осмысление и понимание логики любых действий.
Пример:
- прозвучавшая нота – четверть, так как она приходится одна на дирижерский взмах / счет / долю, в то время как доля равна четверти;
- прозвучавшие ноты – восьмые, так как они распределяются по две ноты на дирижерский взмах / счет / долю, а, соответственно, на четверть, которая равна двум восьмым.
Из обозначенного выше первого принципа непосредственно вытекает следующий, второй, – ритм не должен рассматриваться вне связи с метром.
Третий, не менее важный принцип, – при освоении нового в области метроритма основой должны быть слуховые впечатления, они должны предварять процесс прочтения нотного текста. Недостаточным представляется лишь объяснить учащимся, как читается та или иная длительность, тот или иной ритмический рисунок, необходимо дать сначала его прослушать несколько раз в исполнении преподавателя. Знакомство со звучанием нового ритмического материала необходимо проводить как в инструктивном варианте (проговаривание ритма преподавателем на слог с дирижированием, прохлопывание в ладоши со счетом), так и в художественном (исполнение преподавателем на фортепиано отрывка из музыкального произведения, в котором встречаются новые ритмические фигуры).
Четвертым принципом является укрупнение единиц мышления в области метроритма, отталкивание при чтении и, что особенно важно, при записи ритмического рисунка от восприятия ритмо-формул, а не от осознания лишь отдельных длительностей. Так, например, при практическом освоении размера 2/4 представляется недостаточным научить ребят лишь логически осмысливать, что звучит на каждую отдельно взятую долю, и отслеживать, что прозвучало на ту или иную долю. Намного более эффективным способом обучения является обучение мышлению сразу целым тактом, для чего необходимо разобрать с учащимися первоначально четыре возможных варианта из четвертей и восьмых в такте в размере 2/4 и научить ребят слышать (узнавать) каждый вариант как совокупность и воспроизводить каждый из них как единое целое. Далее, после проработки четырех вариантов из четвертей и восьмых, следует добавить пятый вариант – половинку (см. Приложение, А).
Пятый принцип наиболее общий для обучения в целом – это последовательность и постепенность подачи материала.
Основные этапы в
обучении чтению и записи метроритма в младших классахОтталкиваясь от классической программы по сольфеджио Калужской Т.А. (Москва, 1984 г.), можно выделить несколько этапов на начальном периоде обучения, то есть в младших классах ДМШ (с первого по четвертый по семилетней программе обучения) с последовательной характеристикой особенностей каждого этапа.
Первый этап – подготовительная группа и первый класс или только первый класс, если учащиеся не занимались в подготовительной группе. Данный этап можно назвать “постановкой элементарного ритма”. На указанном этапе проходятся длительности , , , , в размерах 2/4, 3/4, 4/4, то есть осваивается: доля (), дробление доли на две равные части () и длительности крупнее доли и кратные ей (,,).
Значение первого этапа в работе над метроритмом трудно переоценить – это время, в которое должен быть заложен прочный фундамент в области метроритма для всего дальнейшего обучения.
Данный этап характеризуется наличием большого количества новых понятий, которые учащиеся должны осознать и практически освоить. В связи с большим количеством информации необходимо четко выстроить систему планомерной, постепенной и последовательной подачи материала. Последовательное постепенное усложнение материала органично сочетается с многообразием постепенно усложняющихся форм работы в области метроритма:
- узнавание на слух, что прохлопывает преподаватель при исполнении выученной песни – доли или ритм;
- узнавание песни по прохлопанному преподавателем ритмическому рисунку песни;
- воспроизведение (прохлопывание) долей при пении выученных песен;
- воспроизведение (прохлопывание) ритмического рисунка выученных песен с одновременным пением песен;
- дифференцированное воспроизведение сильных и слабых долей в разных размерах под исполняемую преподавателем музыку на фортепиано (сильная доля хлопается об стол, а слабые – в ладоши);
- дифференцированное воспроизведение сильных и слабых долей в размерах 2/4, 3/4, 4/4 при пении выученных песен;
- дирижирование в размерах 2/4, 3/4, 4/4 при исполнении преподавателем фортепианной музыки;
- дирижирование в размерах 2/4, 3/4, 4/4 при пении выученных песен;
- освоение на слух последовательно сначала четвертей и восьмых (одна нота на взмах руки или две), далее половинки (сначала в размере 2/4), затем половинки с точкой размере 3/4 и, наконец, целой в размере 4/4 – умение узнавать их на слух и воспроизводить;
- практическое освоение сначала четырех, а несколько позже пяти ритмических вариантов в размере 2/4 (см. Приложение, А):
а) узнавание их на слух при прочтении
вариантов преподавателем,
б) воспроизведение (чтение) указанных
ритмических вариантов на слог “та” с
дирижированием,
в) воспроизведение (чтение) указанных
ритмических вариантов хлопками со счетом без
“и”,
г) воспроизведение (чтение) указанных
ритмических вариантов хлопками со счетом с “и”;
- чтение (воспроизведение) ритма, записанного преподавателем без высоты звуков тремя способами (проговаривание ритма на слог “та” с дирижированием, прохлопывание ритма со счётом без “и”, прохлопывание ритма со счётом с “и”);
- запоминание наизусть записанного преподавателем ритма (сначала в виде предложения из четырех тактов, затем в виде восьмитактового периода повторного строения), анализ его, умение записать на память и воспроизвести на память указанными выше тремя способами;
- проставление тактовых черточек в размерах 2/4, 3/4, 4/4 (5/4, 6/4 и т. д.);
- чтение ритма примеров из учебника сольфеджио тремя способами (название нот в ритме с дирижированием – сольмизация, прохлопывание ритма со счётом без “и”, прохлопывание ритма со счётом с “и”) в размере 2/4, далее в размерах 3/4 и 4/4;
- ритмический диктант в размере 2/4, сначала по одному, затем по два и, наконец, по четыре такта;
- пение с дирижированием примеров из учебника сольфеджио в размерах 2/4, далее последовательно в размерах 3/4 и 4/4 с указанными выше длительностями без пауз и затакта;
- пение с дирижированием примеров из учебника сольфеджио с паузами и затактом;
- пение примеров из учебника сольфеджио с дирижированием одной рукой и одновременным прохлопыванием ритма мелодии другой рукой;
- пение примеров из учебника сольфеджио с дирижированием одной рукой и одновременным прохлопыванием другой рукой каких-либо одинаковых длительностей (одних четвертей, одних половинок или одних восьмых).
Умение легко справляться с указанными видами работы в конце первого класса говорит о том, что задачи, поставленные на первом этапе работы по обучения чтению и записи метроритма, выполнены.
Второй этап – второй и третий классы. На данном этапе осваиваются три принципиально новых элемента в области метроритма:
- деление доли на более мелкие длительности – группа четыре шестнадцатые () и два варианта сочетания в одной доле шестнадцатых и восьмой: две шестнадцатые и восьмая () и, наоборот, восьмая и две шестнадцатые ();
- нота, длящаяся долю и часть от следующей – четверть с точкой (в сочетание со следующей за ней восьмой – ) в размерах, где доля равна четверти (2/4, 3/4, 4/4);
- размер, в котором доля не равна четверти – 3/8.
Второй этап наиболее простой и спокойный. Во-первых, при достаточной продолжительности он не отличается большим объемом нового материала. Во-вторых, сам материал не столь сложен.
Ритмическая группа (второй класс) дается учащимся без особого труда, как при прочтении, так и при узнавании ее на слух.
Ритмические фигуры и (третий класс) несколько труднее, но при правильно начатой работе над ними также не представляют собой большой сложности. Существенно облегчить их освоение могут первоначальные ритмические упражнения в классе сразу с обоими вариантами в сравнении друг с другом. Предварительно необходимо рассмотреть, как образуются данные две ритмические “фигурки”, объяснить, что четверть можно разделить на две восьмые, каждую восьмую – на две шестнадцатые, получив группу из четырех шестнадцатых, а можно дробить только по одной восьмой в четверти, в результате чего и образуются указанные “фигурки”. Каждая из “фигурок” приходится на одну четверть, на один взмах, с той разницей, что в варианте из трех нот на взмах длиннее последняя нота, а в варианте длиннее первая нота. Для наглядности при объяснении хорошо записывать все известные учащимся ритмические варианты, возможные внутри одной доли (четверти) в столбик (см. Приложение, Б).
Детальную проработку записи ритма указанных ритмических фигур лучше начать с варианта две шестнадцатые и восьмая – . Именно данный вариант является более легко узнаваемым на слух благодаря фразировке мелких мотивов, которые лежат как бы внутри одной доли. Вариант же является несколько более трудным для осознания на слух, так как две шестнадцатые в ритмической фигуре по фразе принадлежат следующей за ней доле, что и осложняет узнавание на слух ритмической фигуры. Именно данный вариант фигуры следует проработать более детально с ритмо-формулами в размере 2/4 (см. Приложение, В).
Каждый вариант необходимо читать по два или четыре раза подряд без остановок. Прочтение всех вариантов целесообразно производить четырьмя способами. Выше были упомянуты три из них: проговаривание ритмических вариантов с дирижированием на один слог (“та”), прохлопывание ритмических вариантов со счетом без “и” и прохлопывание ритмических вариантов со счетом с “и”. Четвертый способ чтения ритма – проговаривание ритма на один слог (“та”) с одновременным прохлопыванием долей. Данный четвертый способ воспроизведения ритма оказывает неоценимую услугу при записи диктантов, в которых используется ритмическая фигура в том случае, если учащемуся трудно определить, сколько нот приходиться на взмах руки при дирижировании. Аналогичная трудность возникает в четвертом классе при записи пунктирного ритма .
Размер 3/8 не представляет никакой специфической сложности и осваивается учащимися без особых усилий. Необходимо объяснить учащимся, что доля в данном размере равна восьмой, то есть на один взмах руки приходится восьмая, четверть равна двум взмахам, а трем взмахам равна четверть с точкой. Далее необходимо разобрать и отработать возможные ритмические варианты в размере 3/8, начиная с наиболее простых, в которых нет дробления доли (см. Приложение, Г 1-4).
После освоения данных четырех вариантов целесообразно разобрать и отработать варианты с дроблением доли на две ноты – на две шестнадцатые, так как доля равна восьмой, а в одной восьмой две шестнадцатые. Дробить лучше последовательно по одной восьмой в такте, по две и все три доли, а далее добавить еще два варианта, в которых сочетается объединение двух восьмых в четверть и дробление оставшейся третьей восьмой (см. Приложение, Г 5-13).
Ритмическую фигуру четверть с точкой и восьмую представляется целесообразным первоначально продолжительно отрабатывать в размере 2/4 в чтении, затем в записи. В дальнейшем переходить на чтение указанной ритмической фигуры в размерах 4/4 и 3/4 последовательно. Запись же ее в размерах 3/4 и 4/4 можно отложить на более поздний период – четвертый класс или даже старшие классы, в зависимости уровня конкретной группы.
Небольшой объем нового материала на данном этапе дает возможность разнообразить и обогатить формы работы. Можно включить такие виды работы как ритмическое остинато, пение с ритмическим аккомпанементом, подбор дома известных учащимся песен и запись их (для более слабых ребят запись только ритма песен), запись ритма стиха, запись ритма двухголосного примера и т. д.
Третий этап – четвертый класс. Данный этап знаменует начало освоения наиболее трудных компонентов метроритма. Сложности касаются как собственно ритма, ритмических фигур (пунктирный ритм – , триоли – , синкопа – ), так и метра – (размер 6/8). Указанный этап достаточно сложный и ответственный.
Камнем преткновения является пунктирный ритм в диктанте, т. е. в узнавании его на слух. Существенную помощь в освоении пунктирного ритма может оказать детальная проработка простейших ритмо-формул с пунктирным ритмом в размере 2/4 первоначально лишь в сочетании с четвертями и восьмыми (см. Приложение, Д 1-5), далее в сочетании со всеми пройденными ритмическими фигурами, составляющими четверть (см. Приложение, Д 6-11).
Как было сказано выше, необходимо проработать ритмические варианты с проговариванием ритма на слог и одновременным прохлопыванием долей, что оказывает существенную помощь при записи диктантов с пунктирным ритмом, если учащемуся трудно понять, сколько нот приходится на взмах руки при дирижировании.
Синкопу, триоли, и размер 6/8 можно отработать и освоить в четвертом классе лишь в их простейших вариантах и, таким образом, заложить прочный фундамент для дальнейшей работы с более сложными сочетаниями ритмических фигур в старших классах. Мелодические диктанты с синкопами, триолями и размером 6/8 в четвертом классе давать не следует, можно ограничиться лишь узнаванием на слух триолей и синкоп и записью с ними ритмических диктантов. В размере 6/8 достаточно поработать над узнаванием на слух ритмических вариантов, записанных на доске, а в подвинутых группах над ритмическими диктантами или записью выученной ранее и подобранной несложной песни в данном размере.
Синкопу достаточно освоить лишь в виде восьмой, четверти и восьмой () в размерах 2/4, 4/4 и 3/4, сначала в упражнениях, а затем в пении.
При работе с триолями возможным представляется использование лишь двух способов чтения ритма – чтение ритма с дирижированием и прохлопывание ритма только со счетом без “и”. При объяснении триоли хорошо вспомнить все пройденные ранее варианты разделения четверти на другие длительности и для наглядности записать их на доске в столбик (см. Приложение, Е). Преподаватель должен прочитать их на слог с дирижированием и, что очень важно, показать разницу между тремя последними фигурами, объяснив, что триоль – это три одинаковые восьмые на взмах руки в отличие фигур и , в которых имеется небольшая остановка на последней или первой ноте “фигурки”. Надо отметить, что триоли на слух угадываются с легкостью, гораздо труднее их воспроизводить без предварительного прослушивания, читая текст незнакомого произведения.
В размере 6/8 также можно ограничиться данными двумя способами чтения ритма, так как доля равна восьмой, а сложные ритмические фигуры в этом размере в четвертом классе еще не используются.
Прорабатывая размер 6/8, необходимо объяснить его сущность и надобность, показать принципиальное отличие от размера 3/4, растолковать, что, не смотря на то, что количество восьмых в такте в обоих размерах одинаковое, группируются они по-разному и разница в группировке связана с разным распределением акцентов (см. Приложение, Ж). Для большей ясности преподаватель должен прохлопать ровные восьмые в размере 3/4 и 6/8 с подчеркиванием разной акцентировки, чтобы учащиеся почувствовали разницу, а затем попросить определить на слух, в каком размере преподаватель прохлопывает ровные восьмые (также с подчеркиванием разной акцентировки).
Далее необходимо научить свободно дирижировать в размере 6/8 со счетом без музыки и без прочтения ритма в нем. Чуть позже можно вводить прочтение двумя способами простейших ритмических вариантов в данном размере (см. Приложение, З). Лишь когда учащиеся станут свободно дирижировать в размере 6/8 и читать варианты, написанные на доске, можно переходить к чтению ритма в размере 6/8 несложных примеров из учебника сольфеджио. Отработав на одном из уроков чтение ритма примеров из учебника сольфеджио, на следующем уроке следует приступать к пению данных мелодий по нотам с дирижированием и игре их на фортепиано со счетом и лишь на последующем уроке задавать учить одну из проработанных мелодий наизусть.
Заключение
Успешная работа в области прочтения и записи метроритма в начальных классах принесет достойные плоды в старших классах и позволит выпускникам свободно читать нотный текст и записывать подобранную или сочиненную музыку. Целенаправленная кропотливая работа в области метроритма поможет формированию квалифицированных любителей музыки, которые не будут чувствовать себя беспомощными перед новым нотным текстом и которые при желании смогут грамотно и достаточно свободно записать метроритмическую сторону играемой ими по слуху музыки, сочиненной или подобранной.