Урок русского языка. Тема урока: "Сравниваем имена существительного и прилагательного"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: познакомить учащихся с родом имён существительных и прилагательных, закреплять умение различать имена существительные и прилагательные, развивать связную речь учащихся, расширять кругозор.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Орфографическая минутка. Актуализация ранее изученного.

Выборочное списывание слов учащимися по заданию с предварительным решением орфографических задач.

Слова даны на доске.

Р…ка, , яркое, б…льной, у…кая, нак…лол, пл…щадка, пл…тина.

1 вариант: учащиеся списывают только имена существительные.

2 вариант: учащиеся списывают только имена прилагательные.

– Проверим, какие слова вы записали. Один ученик каждого варианта читает вслух слова, другие дети проверяют написанное.

– Какое слово не записали? Почему?

– Ребята 1 варианта, что вы можете сказать о записанных словах?

– А ребята 2 варианта?

Игра “Узнай предмет по его признакам”.

В шкатулке находится предмет. Водящий должен отгадать предмет, находящийся в ней, по его признакам. Выбрав водящего, учитель просит его повернуться спиной к доске и записывает название предмета (арбуз). Ученики по очереди перечисляют признаки предмета (сочный, вкусный, красный, крупный, круглый). Если водящий отгадает предмет,то получит его.

3. Постановка темы и целей урока.

– Как вы думаете, слова каких частей речи мы будем сравнивать?

Работа с учебником с.55.

– Прочитайте тему урока. “Сравниваем части речи. Имя существительное и имя прилагательное.”

– Прочитайте предложения из упражнения 164.

– В чём ошибся наш иностранный друг Том?

– Почему так нельзя говорить? Как вы ему объясните?

– Те ребята, которые затрудняются ответить на этот вопрос, прочитайте сообщение авторов учебника на с. 55.

– Назовите имена существительные, которые встретились в этих предложениях.

журавля
шея
нос
ноги

– Какое слово лишнее?(журавля)

– Со словами какой части речи связаны имена существительные?(с именами прилагательными)

– Исправим ошибки и запишем эти слова в тетради:

шея (какая?) длинная
нос (какой?) длинный
крыло (какое?) длинное
ноги (какие?) длинные

– Что изменяется у прилагательных?(окончание)

– Почему?

– Это и будет темой нашего урока.

– Почему изменяется окончание имён прилагательных? (по команде вопроса, заданного от имени существительного)

– Сегодня “ Имя существительное” решило рассказать нам о своих секретах. Оно может превращаться в разные предметы. Про одни предметы говорит ОН, это существительные мужского рода. А если имя существительное обернулось в предмет, к которому можно подставить слово ОНА, то какого рода будет это существительное?

– Давайте определим род слов шея, нос, крыло, ноги.

– У какого слова род определяется по-другому?

– А что нужно сделать, чтобы определить род слова ноги?(поставить его в ед.число)

– Проверим, верны ли наши рассуждения. Прочитаем сообщение на с.56.

– Что нового узнали из сообщения?

– А хотите узнать ещё один секрет имени существительного? Почему изменяются окончания имён прилагательных?

– Прочитайте сообщение в упражнении 166.

– Кто может рассказать о нём?

4. Физминутка.

5. Закрепление изученного материала.

Игра “Подбери слово”

Одним ребятам раздаются карточки с написанными на них именами прилагательными женского, мужского и среднего рода, а другим карточки с именами существительными. Ученики должны быстро подобрать существительное и подходящие по смыслу прилагательные, разбившись по парам, и записать их в тетради.

Серый, хищный, жадный … волк
Рыжая, хитрая, ловкая … лиса
Косой, слабый, трусливый … заяц
Сухое, свежее, душистое … сено
Серое, хмурое … утро

6. Итог урока.

– Какого рода бывают имена существительные?

– Как им подчиняются прилагательные?

7. Рефлексия.

– У вас на парте две карточки: с вопросительным знаком и восклицательным знаком. Если вы можете назвать два секрета, с которыми познакомились на уроке, поднимите карточку с восклицательным знаком. А те ребята, кто ещё не может этого сделать, поднимут карточку с вопросительным знаком.