Цели урока: познакомить учащихся с родом имён существительных и прилагательных, закреплять умение различать имена существительные и прилагательные, развивать связную речь учащихся, расширять кругозор.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Орфографическая минутка. Актуализация ранее изученного.
Выборочное списывание слов учащимися по заданию с предварительным решением орфографических задач.
Слова даны на доске.
Р…ка, , яркое, б…льной, у…кая, нак…лол, пл…щадка, пл…тина.
1 вариант: учащиеся списывают только имена существительные.
2 вариант: учащиеся списывают только имена прилагательные.
– Проверим, какие слова вы записали. Один ученик каждого варианта читает вслух слова, другие дети проверяют написанное.
– Какое слово не записали? Почему?
– Ребята 1 варианта, что вы можете сказать о записанных словах?
– А ребята 2 варианта?
Игра “Узнай предмет по его признакам”.
В шкатулке находится предмет. Водящий должен отгадать предмет, находящийся в ней, по его признакам. Выбрав водящего, учитель просит его повернуться спиной к доске и записывает название предмета (арбуз). Ученики по очереди перечисляют признаки предмета (сочный, вкусный, красный, крупный, круглый). Если водящий отгадает предмет,то получит его.
3. Постановка темы и целей урока.
– Как вы думаете, слова каких частей речи мы будем сравнивать?
Работа с учебником с.55.
– Прочитайте тему урока. “Сравниваем части речи. Имя существительное и имя прилагательное.”
– Прочитайте предложения из упражнения 164.
– В чём ошибся наш иностранный друг Том?
– Почему так нельзя говорить? Как вы ему объясните?
– Те ребята, которые затрудняются ответить на этот вопрос, прочитайте сообщение авторов учебника на с. 55.
– Назовите имена существительные, которые встретились в этих предложениях.
журавля
шея
нос
ноги
– Какое слово лишнее?(журавля)
– Со словами какой части речи связаны имена существительные?(с именами прилагательными)
– Исправим ошибки и запишем эти слова в тетради:
шея (какая?) длинная
нос (какой?) длинный
крыло (какое?) длинное
ноги (какие?) длинные
– Что изменяется у прилагательных?(окончание)
– Почему?
– Это и будет темой нашего урока.
– Почему изменяется окончание имён прилагательных? (по команде вопроса, заданного от имени существительного)
– Сегодня “ Имя существительное” решило рассказать нам о своих секретах. Оно может превращаться в разные предметы. Про одни предметы говорит ОН, это существительные мужского рода. А если имя существительное обернулось в предмет, к которому можно подставить слово ОНА, то какого рода будет это существительное?
– Давайте определим род слов шея, нос, крыло, ноги.
– У какого слова род определяется по-другому?
– А что нужно сделать, чтобы определить род слова ноги?(поставить его в ед.число)
– Проверим, верны ли наши рассуждения. Прочитаем сообщение на с.56.
– Что нового узнали из сообщения?
– А хотите узнать ещё один секрет имени существительного? Почему изменяются окончания имён прилагательных?
– Прочитайте сообщение в упражнении 166.
– Кто может рассказать о нём?
4. Физминутка.
5. Закрепление изученного материала.
Игра “Подбери слово”
Одним ребятам раздаются карточки с написанными на них именами прилагательными женского, мужского и среднего рода, а другим карточки с именами существительными. Ученики должны быстро подобрать существительное и подходящие по смыслу прилагательные, разбившись по парам, и записать их в тетради.
Серый, хищный, жадный … волк
Рыжая, хитрая, ловкая … лиса
Косой, слабый, трусливый … заяц
Сухое, свежее, душистое … сено
Серое, хмурое … утро
6. Итог урока.
– Какого рода бывают имена существительные?
– Как им подчиняются прилагательные?
7. Рефлексия.
– У вас на парте две карточки: с вопросительным знаком и восклицательным знаком. Если вы можете назвать два секрета, с которыми познакомились на уроке, поднимите карточку с восклицательным знаком. А те ребята, кто ещё не может этого сделать, поднимут карточку с вопросительным знаком.