Урок географии "Природные комплексы Урала". 8-й класс

Разделы: География

Класс: 8


Цель урока: определить закономерности в изменение ПТК Урала.

Задачи урока:

– изучить особенности ПТК Урала;
– продолжить развивать практические умения и навыки учащихся работать с текстом, географическим картами; строить комплексный профиль;
– формировать экологическую культуру и бережное отношение к природе.

Тип урока: практическая работа.

Оборудование: физическая карта “Урал”, климатическая и почвенная карты, карта природных зон; мультимедийное оборудование.

Структура урока:

I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
III. Изучение новой темы.
IV. Выводы по уроку.
V. Оценка деятельности учащихся. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Учитель: Вспомним, что такое ПТК?

Ответ: Природный территориальный комплекс – это закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории.

Учитель: Перечислите компоненты природного комплекса и заполните предложенную схему.

Ответ: ПТК объединяет следующие компоненты природы.

Учитель: рассмотрим, как изменяются перечисленные компоненты природы в различных природных комплексах изучаемого нами природного района – Урала.

III. Изучение новой темы.

Учитель: Определите, по карте атласа “Урал”, на какие природные комплексы делятся Уральские горы?

Ответ: По особенностям рельефа Урал разделяется на Пай-Хой, Полярный, Приполярный, Северный, Средний, Южный.

Учитель: Чтобы изучить особенности данных ПТК, что нам необходимо сделать? Какую цель мы поставим перед собой?

Ответ: Определим особенности сочетания компонентов природы в каждом природном комплексе.

Учитель: Предлагаю, для достижения этой цели, по каждому ПТК построить комплексный профиль. Какие географические карты мы будем использовать?

Ответ: физическая карта “Урал”, климатическая и почвенная карты, карта природных зон.

Практическая работа: “Построение комплексного профиля Урала”

Класс делится на шесть групп. Каждой группе необходимо выделить особенности и построить комплексный профиль ПТК:

1 группа – Пай-Хой, Полярный,
2 группа – Приполярный,
3 группа – Северный,
4 группа – Средний,
5 группа – Южный.

На профиле необходимо показать изменение климата (средней месячной температуры января и июля, годового количества осадков), рельефа, природных зон, внутренних вод. При анализе высотной поясности необходимо пользоваться рисунком учебника “Схема высотной поясности западного склона Урала”.

Практическая работа (приложение)

IV. Выводы по уроку.

Учитель: Итак, какие закономерности прослеживаются в изменении природы Урала?

Ответ:

– Огромная протяженность Урала с севера на юг обуславливает зональное изменение климата в его пределах. Контрасты между севером и югом особенно проявляются летом (на севере +6°, на юге +20...+24°С). Зимой различия сглаживаются (на севере -24...-20°, на юге -16°С).

– Больше осадков выпадает на западных склонах Полярного и Приполярного Урала (1000 мм). Наименьшее количество в Южном Зауралье (400 мм).

– Самая высокая часть Урала – Приполярный Урал, самая низкая – Средний.

– При движении вдоль горной цепи к югу широтная зона, занимавшая предгорья, постепенно переходит на положение высотного пояса. Поэтому наиболее полный набор высотных поясов характерен для Южного Урала, подножие которого лежит лесостепной и степной зоне.

V. Оценка деятельности учащихся.

Домашнее задание: определить природные ресурсы Урала.

Презентация