Цель урока: определить закономерности в изменение ПТК Урала.
Задачи урока:
– изучить особенности ПТК Урала;
– продолжить развивать практические умения и навыки учащихся работать с текстом, географическим картами; строить комплексный профиль;
– формировать экологическую культуру и бережное отношение к природе.
Тип урока: практическая работа.
Оборудование: физическая карта “Урал”, климатическая и почвенная карты, карта природных зон; мультимедийное оборудование.
Структура урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
III. Изучение новой темы.
IV. Выводы по уроку.
V. Оценка деятельности учащихся. Домашнее
задание.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Учитель: Вспомним, что такое ПТК?
Ответ: Природный территориальный комплекс – это закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории.
Учитель: Перечислите компоненты природного комплекса и заполните предложенную схему.
Ответ: ПТК объединяет следующие компоненты природы.
Учитель: рассмотрим, как изменяются перечисленные компоненты природы в различных природных комплексах изучаемого нами природного района – Урала.
III. Изучение новой темы.
Учитель: Определите, по карте атласа “Урал”, на какие природные комплексы делятся Уральские горы?
Ответ: По особенностям рельефа Урал разделяется на Пай-Хой, Полярный, Приполярный, Северный, Средний, Южный.
Учитель: Чтобы изучить особенности данных ПТК, что нам необходимо сделать? Какую цель мы поставим перед собой?
Ответ: Определим особенности сочетания компонентов природы в каждом природном комплексе.
Учитель: Предлагаю, для достижения этой цели, по каждому ПТК построить комплексный профиль. Какие географические карты мы будем использовать?
Ответ: физическая карта “Урал”, климатическая и почвенная карты, карта природных зон.
Практическая работа: “Построение комплексного профиля Урала”
Класс делится на шесть групп. Каждой группе необходимо выделить особенности и построить комплексный профиль ПТК:
1 группа – Пай-Хой, Полярный,
2 группа – Приполярный,
3 группа – Северный,
4 группа – Средний,
5 группа – Южный.
На профиле необходимо показать изменение климата (средней месячной температуры января и июля, годового количества осадков), рельефа, природных зон, внутренних вод. При анализе высотной поясности необходимо пользоваться рисунком учебника “Схема высотной поясности западного склона Урала”.
Практическая работа (приложение)
IV. Выводы по уроку.
Учитель: Итак, какие закономерности прослеживаются в изменении природы Урала?
Ответ:
– Огромная протяженность Урала с севера на юг обуславливает зональное изменение климата в его пределах. Контрасты между севером и югом особенно проявляются летом (на севере +6°, на юге +20...+24°С). Зимой различия сглаживаются (на севере -24...-20°, на юге -16°С).
– Больше осадков выпадает на западных склонах Полярного и Приполярного Урала (1000 мм). Наименьшее количество в Южном Зауралье (400 мм).
– Самая высокая часть Урала – Приполярный Урал, самая низкая – Средний.
– При движении вдоль горной цепи к югу широтная зона, занимавшая предгорья, постепенно переходит на положение высотного пояса. Поэтому наиболее полный набор высотных поясов характерен для Южного Урала, подножие которого лежит лесостепной и степной зоне.
V. Оценка деятельности учащихся.
Домашнее задание: определить природные ресурсы Урала.