Цели урока:
– познакомить с важным этапом в истории географических открытий;
– выявить роль этого этапа в развитии географической науки;
– продолжить формирование умения работать с текстом учебника;
– использовать воспитательный и развивающий потенциал учебного материала темы для воздействия на эмоциональную сферу личности учащегося.
Средства обучения: глобус, физическая карта полушарий, портреты Васко да Гамы, Х. Колумба, карточка с названием темы урока, учебник, рабочая тетрадь к учебнику по естествознанию “Земля и люди”. 5-й класс. – М.: Баллас, 2009, атласы “Физическая география. Начальный курс” 6-й класс, “Материки и океаны”, 7 класс.
Ход урока
I. Актуализация знаний
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
На предыдущих уроках мы с вами знакомились с развитием географических знаний в античном мире и в средние века. | |
– Назовите главные достижения географической науки в античном мире. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя 1. В древности совершаются первые дальние
морские путешествия, открываются и заселяются
ранее неведомые земли. Лучше всего была изучена
средиземноморская область. |
– Перечислите главные открытия эпохи средневековья | 1.Плавания арабов в Индию. 2. Открытия викингами Исландии, Гренландии и Америки 3. Путешествия Марко Поло в Центральную Азию 4. Путешествие А. Никитина в Индию 5. Начало освоения русскими Сибири |
– Какой вывод о развитии знаний о Земле в античное время и эпоху средневековья можно сделать? | Открывались новые земли и географические знания о Земле постоянно расширялись |
II. Создание проблемной ситуации
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Рассмотрите внимательно ленту времени на стр. 162, 166, 170, 185 учебника. | |
– О каких географических событиях нам предстоит узнать? | Открытие Америки, морского пути в Индию, походы конкистадоров в Ю.Америку, кругосветном плавании Магеллана и Ф.Дрейка, Открытие Австралии и Океании |
– В какое время (период) они
происходили? Этот исторический период, когда европейскими мореплавателями и путешественниками были сделаны, названные вами, географические открытия принято называть эпохой Великих географических открытий. Однако люди совершали географические открытия, которые заслуживают определения “великие” и до и после этого периода. |
Эти события происходили в период с ХV по XVIII вв. |
– Вижу, вы удивлены. Какой возникает вопрос? | Что же такое необычное свойственно этому периоду, если он получил такое название? |
Если вы вновь, обратитесь к ленте времени, как вы ответите на этот вопрос? | Были открыты новые материки, т.е. расширились границы Эйкумены и впервые совершены кругосветные плавания. |
Учитель побуждает учащихся к формулированию проблемы. | Дети формулируют учебную проблему как вопрос |
– Какой ещё вопрос возникает? Над каким вопросом будем дальше работать? | Какие причины привели человечество к Великим открытиям? Какие обстоятельства этому способствовали? |
III. Открытие новых знаний
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
– Ещё в средние века европейские купцы
активно торговали с Индией. Под Индией плохо
знавшие географию люди понимали весь восток
Азии. Вспомните, как (каким путём) в Европу доставлялись товары из Азии? Однако в 15 веке земли на востоке Средиземного моря захватили турки – возникла огромная турецкая Османская империя. Турки не пропускали торговые караваны, часто грабили их. – Как вы считаете, что в этом случае могли предпринять европейцы? Первыми это удалось сделать жителям Пиренейского полуострова и, прежде всего жителям Португалии. |
По Великому шёлковому пути, т.е.
сухопутным путём или к берегам Средиземного моря
их доставляли посредники – арабские купцы. Найти морской путь в Индию вокруг Африки. |
– Почему именно португальские
мореплаватели совершали эти плавания? Найдите ответ на вопрос в тексте учебника. |
Учащиеся работают с текстом учебника и
находят ответ на вопрос. 1. Научились строить
новые корабли – трёхмачтовые каравеллы. Они были
легки, быстроходны, могли двигаться под парусами
и при боковом, и даже при встречном ветре. |
– Кто из португальцев первым обогнул Африку и достиг Индии? Что помогло им достичь берегов Индии? Найдите ответ на вопрос в тексте учебника. | 1. Бартоломеу Диаш доплыл до южного
окончания Африки и вышел в Индийский океан (это
произошло из-за шторма) 2. В 1497 г. Васко да Гама доплыл до Индии (наняли арабского лоцмана – морского проводника) |
Покажите маршрут плавания В. да Гамы на карте. | Один из учащихся показывает маршрут путешествия у настенной карты, остальные работают с картами атласа. |
– Каков географический результат
этих плаваний? Найдите ответы на эти вопросы в тексте учебника на стр. 162-163 и на карте с. 166 |
Учащиеся работают с текстом и рисунками
учебника и находят ответ на вопрос. 1. Был
открыт морской путь из Европы в Индию. |
На Пиренейском полуострове
располагается ещё одна страна – Испания, которая
в 15 в. также искала морские пути к богатым странам
Востока, в Индию. Маршрут вокруг Африки был
захвачен португальцами. – Как вы думаете, как могли выйти из этого положения испанцы? |
Учащиеся высказывают предположения. Попробовать приплыть в Индию, двигаясь через Атлантический океан на запад. |
Именно так и думал Христофор Колумб,
итальянец родом из Генуи, он поступил на службу к
испанскому королю. – Почему Колумб был уверен, что Индии можно достичь, ведя корабли на запад? |
Исходил из представлений о шарообразности Земли и старых карт, на которых Атлантический океан разделял берега Западной Европы и Восточной Азии. |
Проследите по текстовой карте на с. 166 маршрут первого плавания Колумба, какие географические объекты встретил он на своём пути? Покажите их на карте. | Канарские острова, Саргассово море, Антильские острова (о. Куба и о. Гаити) |
– В каком году проходило первое плавание Колумба? | 1492 г. |
Рассмотрите рис. на стр. 165 и опишите встречу Колумба с местными жителями. | Дети дают описание по картине. |
– Каковы географические результаты плавания Колумба? (чтение текста на стр. 165) | Учащиеся находят ответ на вопрос в
тексте учебника. 1. Открыл новую часть света –
Америку |
III. Подведение итога.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
– Какую проблему мы решали на уроке? – Назовите причины Великих географических открытий. – Какова роль этих открытий для развития знаний о Земле? |
Дети отвечают на вопросы и делают вывод. |
– Почему именно эта историческая эпоха получила название Великие географические открытия? | Великие потому, что в результате этих путешествий произошёл переворот в географических представлениях людей о Земле. Европейцы расширили свой географический кругозор, узнали об истинных размерах Земли, неизвестные им части суши и океана |
Так какая сегодня была тема урока? (дети формулируют тему урока, учитель закрепляет на доске карточку с названием темы урока) |
Великие географические открытия. |
IV. Закрепление.
Обучающиеся выполняют задания № 43 и № 44 в рабочей тетради с печатной основой.
V. Д/З
§ 10, устно ответить на вопросы стр. 166 по желанию сделать рисунки, иллюстрирующие текст учебника.