Задачи.
1. Дать представление о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг.
2. Обучение детей поиску альтернативных вариантов поведения в конфликте.
3. Развитие коммуникативных навыков, выработка доброжелательного отношения друг к другу.
4. Сплочение коллектива.
5. Стимулирование поведенческих изменений, обучение приёмам межличностного общения.
6. Развитие мышления, речи учащихся.
Оборудование: грамзапись детских песен о дружбе, материал для групповой работы.
Ход занятия
I. Начало занятия. (Упражнение “Подарим друг другу улыбку”).
Чтобы наш классный час прошёл хорошо, нужно, чтобы у каждого было хорошее настроение. Улыбнитесь мне и друг другу, слушая стихотворение.
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот,
Понимаешь, у каждого в жизни,
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица,
Или чья-то сердитая речь.
Ты улыбкой сумей поделиться,
И ответную искру зажечь.
II. Разминка. Упражнение “Приветствие”.
Теперь поприветствуем друг друга. По очереди обратитесь к соседу справа со словами: “Я рад тебя видеть …”. Не забудьте назвать имя того, к кому обращаетесь. Начинает приветствие тот, кому я отдаю шарик.
III. Работа по теме занятия.
1. Разгадывание кроссворда.
– Разгадав кроссворд, вы сможете назвать тему сегодняшнего занятия.
О каких качествах личности человека идёт речь? (Список качеств личности)ости га., слушая стихотворение .__________
1) Уверенность в чьей-нибудь добросовестности, в правильности чего-нибудь (доверие).
2) Мужество и решительность в поступках, отсутствие страха, смелость (храбрость).
3) Высокое развитие интеллекта (ум).
4) Соблюдение правил приличия, воспитанность, учтивость (вежливость).
5) Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим (доброта).
6) Заботливое отношение к кому-нибудь или чему-нибудь (внимание).
- Какое слово получилось? (Дружба)
- О чём сегодня мы будем говорить?
- Тема нашего классного часа звучит так: “В дружбе - сила”.
- Сегодня ребята, мы постараемся ответить на вопросы:
1) Как вы понимаете слово “дружба”?
2) Какими качествами характера должен обладать друг?
3) Что надо делать, чтобы не ссориться?
4) Что надо делать, чтобы было много друзей?
2. Как вы понимаете слово “дружба”?
Дружба – отношения, основанные на взаимной привязанности, общности интересов.
Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда они интересны друг другу, доверяют друг другу. Такое толкование понятию дружбы дано в словаре. А каково ваше мнение, ребята?
- С чего начинается дружба? Вспомните начало нашего занятия или строчку из песни.
“Дружба начинается с улыбки”.
Упражнение “Расшифруй слово”.
- Представьте, что слово “дружба” требует расшифровки, но необычной. Необходимо каждую букву, входящую в слово, использовать для того, чтобы дать характеристику понятия “дружба”. (Каждой группе выдаётся по одной букве. Проверка :дети выходят по одному от каждой группы, держат букву и называют слова)
Д – доверие, доброта, доброжелательность.
Р – радость.
У – уважение, ум. Уверенность.
Ж – жизнь, желание.
Б – борьба, благодушие.
А – активность, аккуратность.
3. Упражнение “Закончи предложение”. (Предложения находятся на доске)
- Какое прекрасное слово “дружба”. Произносишь его и сразу вспоминаешь друга, с которым тебе интересно играть в разные игры, посекретничать о своём.
Как хорошо, когда есть друг!
- Каким должен быть друг? Попробуй продолжить предложения.
“Настоящий друг – это тот …”.
“Друзья всегда …”.
“Я могу дружить с такими друзьями, которые …”.
Со мной можно дружить, потому что …”.
- Вывод: Друзья – это те, кому мы верим, кто не предаст, не подведёт. Друг способен поддержать, посочувствовать. Другу мы можем доверить свои секреты.
Выбирай друзей по душевным качествам, а не по одежде.
4. Упражнение “Собери пословицу”.
Народ сложил много пословиц о дружбе. Попробуем назвать некоторые из них.. Каждая группа возьмёт зелёный лист бумаги, прочитает записи и соберёт пословицу.
Друзья познаются в беде.
Дружба в делах помощница.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Старый друг лучше новых двух.
Не имей ста рублей, а имей сто друзей.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Человек, богатый друзьями, широк, как сталь, а без друзей – узок, как ладонь.
С другом веселее при удаче, легче в беде.
Недруг поддакивает, а друг спорит.
Легче друга потерять, чем найти.
Что в другом не любишь, то и сам не делай.
Из века в век народ и дружил, и ссорился.
Друг не гриб, в лесу не найдешь.
Работа в группах. Выступление представителей от каждой группы. (По мере выступления на доске открываются пословицы)
- Чему учат пословицы?
5. Игра “Кто с кем дружит?”.
- Умению дружить мы можем научиться и у литературных героев. Как вы думаете, кто с кем дружит?
1. Забавные бурундучки Чип и … (Дейл)
2. Добрая Белоснежка и … (Семь гномов)
3. Прекрасная Русалочка и … (Най Себастьян)
4. Забавный Вини Пух и … (Пятачок)
5. Добрый Малыш и … (Карлсон)
6. Доверчивый Буратино и … (Мальвина, Пьеро)
7. Забавный крокодил Гена и … (Чебурашка)
8. Самоотверженная Герда и … (Кай)
Вывод. Читайте книги. Литературные герои помогут вам научиться дружить.
6. Какими качествами характера должен обладать друг?
Сейчас мы постараемся ответить на этот вопрос.
- На карточках записаны положительные и отрицательные качества людей. Выберите те качества, которые будут способствовать укреплению дружбы. Соберите цветок. Работа в группах.
(Доброта, честность, ум, смелость, сила, трудолюбие, Чувство юмора, доверие, Умение держать слово, умение признавать свои ошибки, радость за друга, умение оказывать помощь, умение защитить. Злоба, лесть, лень, хвастовство, зависть, трусость,неряшливость, оскорбления, насмешки над товарищем, жадность. ложь.) (Доброта, грубость, зависть, красота, честность, враждебность, злость. Принципиальность, спокойствие, доверие, лживость, уважение).
(Дети называют качества, и помещают цветок на доске.)
Вывод. Чтобы быть хорошим другом, надо воспитывать в себе лучшие качества личности.
7. Как избежать ссор?
Ребята, прочитайте эту пословицу : “Из века в век народ и дружил, и ссорился”
- Приходится ли ссориться друзьям?
- Послушайте стихотворение Б.Заходера.
Мы – друзья.
С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой,
Не похожи мы, а всё же
Нас не разольёшь водой!
Дело в том, что он и я –
Закадычные друзья!
Всё мы делаем вдвоём:
Даже вместе … отстаём!
Дружба дружбою, однако,
И у нас случилась драка…
Как положено друзьям:
- Я как стукну!
- Я как тресну!
- Он как даст!
- А я как дам!
Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду –
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим – что за чудо?
С нас ручьём бежит вода!
Это Борькина сестра
Облила нас из ведра!
А она ещё смеётся:
- Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!
Раздаются порой голоса,
Что чудес никаких не имеется,
Есть на нашей Земле чудеса,
Но их надо найти, разумеется.
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее.
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Друг не будет смотреть свысока,
Наизусть он характер твой выучит.
Нужно верить, что друга рука
В трудный час обязательно выручит.
– Как вы поступаете, чтобы помириться?
Вывод. Чтобы не было ссор, надо быть добрым.
IV. Интерактивные игры.
1. “Истории из корзины” (развивает речь, умение думать в заданном направлении).
Я принесла сегодня корзинку, в которой много различных историй. Мы попробуем найти выход из них. Работать будем по группам.
(Ребёнок выбирает историю в трёх-пяти экземплярах, чтобы все находящиеся в группе могли прочитать историю. Затем каждая группа обсудит её и скажет своё мнение).
1 ситуация.
Коля в раздевалке вешал своё пальто, его случайно толкнул другой мальчик. Коля тоже толкнул его. Ребята поссорились (Не надо было толкаться. Надо было извитниться)
- Какой вывод мы можем сделать в этой ситуации?
Надо быть вежливым и аккуратным, тогда сможем избежать ссоры.
2 ситуация.
Девочка вешала свою куртку в раздевалке, подружка случайно наступила ей на ногу и пошла дальше. Девочка обозвала подругу.
- Какой вывод мы можем сделать в этой ситуации?
Не обзывай и не унижай своего друга.
3 ситуация
Девочке купили ролики, она пошла кататься. Подруга попросила дать покататься ей, но девочка отказала. Подруга обиделась и ушла.
Вывод: Не настаивай при отказе, уважай мнение других.
2. Упражнение “Пять добрых слов”.
(Можно заменить ситуации данным упражнением.)
Каждому участнику предлагается обвести свою ладошку на листе бумаги и на полученном рисунке руки написать своё имя. Потом изображение передаётся соседу, тот должен написать на одном из пальчиков ладошки что-то хорошее о человеке, нарисовавшем руку, и передать лист дальше. Каждый рисунок должен побывать у всех участников.
Физминутка. (Интерактивная игра “Рубка дров”).Представьте,что нам необходимо нарубить дрова. Возьмите в руки воображаемый топор, примите удобную позу.Топор заносите высоко над головой и резко опускайте на воображаемое бревно. Рубите дрова, не жалея сил. Вместе с выдохом говорите:” Ха” (хо, хи, хе).
3. Моделирование символа дружбы. Придумайте название. (Работа в группе)
(С друзьями веселее. Давайте жить дружно. Без друзей на свете трудно жить. Мы – настоящие друзья. В дружбе – сила. Один за всех, все – за одного)
V. Рефлексия.
- Какие законы дружбы мы будем соблюдать? (Чтение с доски выводов)
- Если вы будете соблюдать эти правила дружбы, то у вас, я уверена, будет много хороших друзей.
Раздаются порой голоса,
Что чудес никаких не имеется,
Есть на нашей Земле чудеса,
Но их надо найти, разумеется.
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее.
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Друг не будет смотреть свысока,
Наизусть он характер твой выучит.
Нужно верить, что друга рука
В трудный час обязательно выручит.
VI. Упражнение “Спасибо, что ты рядом”.
Один из детей выходит к доске, другой подходит к нему, пожимает руку и говорит: “Спасибо, что ты рядом!” и т.д. Когда все играющие окажутся в центре, ведущий присоединяется к детям со словами “Спасибо, что вы рядом!”.